Венера Муталлапова
Отчет работы по самообразованию «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»
▼ Скачать + Заказать документы
Отчет работы по самообразованию
воспитателя Муталлаповой Венеры Равиловны
на 2021-2022 учебный год
Тема самообразования : «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования».
Цель:
- создавать условия для исследовательской активности детей;
Публикация «Отчет работы по самообразованию „Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Самообразование, саморазвитие
- Экспериментальная деятельность. Самообразование
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2022
- поощрять и направлять исследовательскую инициативу детей, развивая их независимость, изобретательность, творческую активность.
Задачи:
• помочь раскрыть перед детьми удивительный мир экспериментирования, развивать познавательные способности;
• изучить методическую литературу по данной теме;
• помочь ребенку в освоении соответствующего словаря, в умении точно и ясно выражать свои суждения и предположения;
• развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы.
• стимулировать активность детей для разрешения проблемной ситуации.
• способствовать воспитанию самостоятельности, развитию.
План реализации программы самообразовния.
Раздел Сроки Содержание работы Практический выход
Изучение методической литературы и интернет ресурсов Сентябрь – май 2021-2022 у. г. 1. Виноградова Н. Ф. «Рассказы-загадки о природе», «Вентана-Граф», 2007 г.
2. Дошкольное воспитание №2, 2000 г.
3. Дыбина О. В. и др. Ребенок в мире поиска : Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М. : Сфера 2005 г.
4. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.
5. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М. : Сфера, 2004
6. Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2
7. Смирнов Ю. И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998.
8. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет : из опыта работы/авт. -сост. Л. Н. Менщикова. – Волгоград: Учитель, 2009. Подбор, изучение и анализ методической литературы и интернет ресурсов по данной теме.
Работа с детьми Сентябрь 1.«Приборы – помощники» Познакомить с прибором-помощником - лупой и ее назначением.
2. Исследование свойств песка, почвы и глины во время игровой деятельности на прогулке. 1. Тематическое занятие «Волшебное стеклышко»
2. Опыты с песком и глиной, почвой.
Октябрь Исследование свойств бумаги во время игровой деятельности на прогулке и в группе. Опыты с бумагой
Ноябрь. Понять, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаимоположения. Показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природные (солнце, луна, костер, искусственные — изготовленные людьми (лампа, фонарик, свеча). Опыт «Свет и тень» Свет повсюду.
Декабрь Исследование свойств воды во время игровой деятельности на прогулке и в группе. Опыты с водой.
Январь Изучение свойств воздуха в повседневных бытовых ситуациях, в игровой деятельности, в исследовательской деятельности. Опыты с воздухом.
Февраль Создание разнообразных проблемных ситуаций и пути их решения «Что, зачем и почему?» Изучение метода игрового проблемного обучения
Март Изучение свойств магнита в самостоятельной деятельности, во время коллективных занятий, опытно-экспериментальной деятельности. Опыты с магнитом
Апрель Наблюдение за комнатными растениями, изучение условий для оптимального развития и роста растений. Опыты «С водой и без воды», «На свету и в темноте».
Май «Шаг за шагом» Создание «копилки опытов и экспериментов» Проведение опытов на занятиях и в свободное время
Работа с родителями. Сентябрь-
Октябрь Привлечение родителей к обогащению «Центра экспериментирования», собрать и дополнить природный материал. Дополнить и обновить имеющийся материал.
Ноябрь Консультация для родителей на тему «Организация детского экспериментирования в домашних условиях». Папка-передвижка
Декабрь Зимняя квест-игра с элементами экспериментирования Квест-игра «Поиск сокровищ»
Январь «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию» Памятка для родителей
Февраль «Проведите с детьми дома» Рекомендация
Март «Значение детского экспериментирования для психического развития». Беседа
Апрель
-Проведите с детьми дома (простые опыты)
- Как помочь маленькому почемучке
Рекомендации
Май Подготовка фотографий детей во время экспериментирования, познавательно-исследовательской деятельности. Фотовыставка «Юные исследователи».
Самореализация В течении всего периода Сбор информации для создания картотеки опытов и экспериментов. Картотека опытов и экспериментов для детей 5-7 лет.
Отчёт о проделанной работе по теме самообразования
Обмен опытом на сайтах «Самообразование в поисково-исследовательской деятельности»
При апробации материала в разных видах деятельности, я старалась так организовать поисково-исследовательскую деятельность, чтобы дети упражняли себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать, добиваясь поставленной цели. Ведь особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребё нок что-то делал сам: ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал и т. д. Во время наших экспериментов дети приобретали опыт творческой, поисковой деятельности, закрепляли имеющиеся знания при решении новых задач.
Для реализации поисково-исследовательской деятельности детей, в своей группе совместно с родителями, я постаралась создать благоприятные условия и творческую среду для развития познавательной активности дошкольников. Таким образом в уголке природы была оборудована «мини-лаборатория», которая была допоненна специальным оборудованием, разнообразным материалом:
- приборы-помощники: лупа, песочные часы, магниты;
- природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, перья, листья и др. ;
- разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл);
- медицинские материалы: пипетки, деревянные палочки, шприцы, мерные ложки, резиновые груши и др. ;
- прочие материалы: зеркало, воздушные шары, цветные и прозрачные стекла, сито и др.
- утилизированный материал: кусочки кожи, меха, ткани, шерсть животных, пробки и др.
Я старалась включать экспериментирование в различные виды деятельности : в игру, труд, прогулки, наблюдения, самостоятельную деятельность, так как это способствует поддержанию познавательного интереса детей.
Таким образом в результате работы по заданной мной теме за год я:
• Мною был подобран и изучен теоретический материал по данной теме, включая опыт коллег на интернет- сайтах: maam.ru, nsportal.ru.
• Создана электронная картотека опытов и экспериментов
• Провела консультации для родителей по данной теме.
• На сайте группы разместила информация для родителей по данной теме.
Проанализировав результаты своей педагогической деятельности, я пришла к выводу, что опыт работы в данном направлении очень эффективен. Такой метод обучения как поисково – исследовательская деятельность, достаточно мощно активизирует познавательный интерес у детей и способствует усвоению детьми новых знаний и умений.
Подводя итог, хочу сказать, что, поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких почемучек и направляя их исследовательскую инициативу, я смогла развить у детей изобретательность, творческую активность, познавательный интерес; открыла перед детьми удивительный мир экспериментирования, а также сплотила детей своей группы, используя квест-игры.