Альбина Ибраева
Тема самообразования «Проект «Рассказываем интересно»
▼ Скачать + Заказать документы
Участники проекта :
- Воспитатель
- Дети
- Специалисты
- Родители
Проблема:
Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить предложение. Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
Употребление нелитературных слов и выражений.
Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ.
Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
Публикация «Тема самообразования „Проект „Рассказываем интересно“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Проекты. Проектная деятельность
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
Плохая дикция
Актуальность:
Речь – величайшее богатство данное человеку и ее, как и любое богатство, можно либо приумножить, либо незаметно растерять.
Задача педагога – ознакомить дошкольников с простыми приемами запоминания.
Одно из успешных и эффективных средств развития связной речи – моделирования.
Моделирование развивает фантазию у ребенка.
Новизна:
Проект - это система упражнений для обучения детей навыкам рассказывания.
Основа системы - это использование вспомогательных средств, облегчающих и направляющих процесс становления связной речи у дошкольников.
В первую очередь – это наглядность, при помощи которой и по поводу которой происходит речевой акт.
Важность наглядной опоры в ходе формирования речи отмечали педагоги С. Л. Рубинштейн, Л. В. Эльконин, А. М. Леушина и др.
Данная технология имеет:
1. Теоретическую основу – базируется на представлении о сложной и активной природе процессов запоминания, опирающихся у человека на целый ряд совместно работающих аппаратов мозговой коры, она открывает широкие возможности для более эффективного заучивания детьми стихотворного текста, даже, что особенно важно, детьми с проблемами в развитии.
2. Формирует воображение, понимание того, что слышишь; способность сохранять в памяти поступившую информацию;
3. Развивает образное мышление, творческие способности детей, зрительную память.
Отличительные особенности технологии:
-имеет чёткое теоретическое и экспериментальное обоснование;
-приемы запоминания индивидуализированы;
-широко используются образные коды, обеспечивающие быстрое запоминание;
-введено понятие ”навык запоминания” и разработана точная система контроля навыка запоминания.
Мнемотехника помогает развивать:
- ассоциативное мышление
- зрительную и слуховую память
- зрительное и слуховое внимание
- воображение
Мнемотаблицы использую для :
- обогащения словарного запаса,
- при обучении составлению рассказов,
- при пересказах художественной литературы,
- при заучивании стихов.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Как любая работа строится от простого к сложному.
Мнемотаблицы могут быть предметные, предметно - схематические и схематические. Если дети, справились с предметной моделью, то задание усложняется: даётся предметно – схематическая модель. Этот вид мнемотаблиц включает меньшее количество изображений. И только после этого дается схематическая мнемотаблица.
Стихотворения.
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.
Описательный рассказ.
Это наиболее трудный вид в монологической речи. Описание задействует все психические функции (восприятие, внимание, память, мышление). Дети не располагают теми знаниями, которые приобретают в течение жизни. Чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознание - это анализ. Что ребенку очень трудно. Здесь важно научить ребенка сначала выделять признаки предмета.
Пересказ.
Ему принадлежит особая роль в формировании связной речи. Здесь совершенствуется структура речи, ее выразительность умение строить предложения. И если пересказывать с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.
Творческие рассказы.
Предложение придумать рассказ или сказку дети обычно встречают радостно. Но чтобы рассказы детей были не однообразные, логично построенные, существенную помощь окажут мнемотаблицы
.
ЭТАПЫ РАБОТЫ С МНЕМОТАБЛИЦАМИ
1. ЭТАП. Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено.
2. ЭТАП. Осуществляется так называемое перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.
3. ЭТАП. После перекодирования осуществляется пересказ текста с опорой на символы (образы, т. е. происходит отработка метода запоминания.
4. ЭТАП. Делается графическая зарисовка мнемотаблицы, мнемодорожки ребенком с помощью взрослого.
5. ЭТАП. Каждая таблица или мнемодорожка может быть воспроизведена ребёнком по её показу ему.
Цель:
Развитие и совершенствование связной речи и активной познавательной деятельности дошкольников в процессе составления описательного рассказа с помощью модели
Задачи:
=Совершенствовать восприятие детьми окружающего мира, путем активного использования всех органов чувств и речи.
=Пополнять и активизировать словарь, совершенствовать умение детей согласовывать слова в предложении в роде, числе, падеже по изучаемой теме.
=Развивать у детей творческий подход при составлении описательных рассказов.
=Учить детей давать полные ответы на вопросы взрослого, составлять коллективные и индивидуальные рассказы по плану с опорой на модельную схему.
=. Развитие психических процессов (памяти, мышления, внимания)
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА
«Ребёнок в дошкольном детстве должен научиться грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли.»
I. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
II. ОСНОВНОЙ
III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ
I. Подготовительный этап
1. Изучение научно –методической литературы по данной теме.
2. Подбор упражнений и игр для развития связной речи
3. Подготовка наглядного материала (подбор мнемодорожек, мнемотаблиц)
4. Составление картотек мнемотаблиц по лексическим темам.
5. Обсуждение проекта вместе с родителями.
6. Подготовка дополнительного познавательного материала, расширяющего кругозор детей.
II. ОСНОВНОЙ ЭТАП
РАБОТА С ДЕТЬМИ:
-Учить детей заменять ключевые слова в предложениях значками – символами;
- Учить зарисовывать предметы и явления природы не только символами, но и буквами.
- Самостоятельно, с помощью знаков – символов, заполнять схему – модель. Используя схему –модель как план пересказа;
- Использовать мнетаблицу при закреплении материала по лексической теме.
- Использовать мнетаблицу при разучивании стихотворений, пальчиковой гимнастики.
- Заучивание коротких текстов скороговорок, чистоговорок при автоматизации звука.
- Для закрепление полученных знаний изготовить с детьми альбомы по пройденным темам с рассказами и рисунками.
Работа с родителями :
Одним из важных условий формирования познавательно- речевого развития является включение родителей в педагогический процесс.
Виды работы:
-Анкетирование по теме
-Консультации
Работа с родителями.
Месяц Содержание
Октябрь Информационная ширма «Мнемотехника для детей»
Ноябрь Папка- передвижка с образцами мнемотаблиц составленных по произведениям. (стихи, рассказы, сказки)
Декабрь Родительское собрание «Составление описательных рассказов с помощью мнемотаблиц» (работа по теме самообразованию).
Февраль Составление дома детьми вместе с родителями мнемотаблицы по произведениям. (стихи)
Март Составление дома детьми вместе с родителями мнемотаблицы по произведениям. (сказки)
Апрель Составление дома детьми вместе с родителями рассказа по готовой мнемотаблице.
- Практические советы родителям
- Включение родителей в совместную деятельность с детьми (варианты заданий) - Создание альбомов с творческими работами детей
Предполагаемый результат:
=у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;
=появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
=появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;
=словарный запас выходит на более высокий уровень;
=дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
=Дети активнее стали работать на занятиях. У них сконцентрировались наблюдательность, внимание, память, усидчивость; повысилось творческое воображение, логическое и образное мышление.
=Дети научились правильно оформлять свою мысль в виде предложения. Речевая активность повысилась, они с желанием стали общаться с товарищами и взрослыми. Научились составлять рассказы из пяти и более предложений, используя их различные конструкции.