Лучший педагог года

Проект самообразования

Лиана Ташпулатова
Проект самообразования
▼ Скачать + Заказать документы

"Проектирование образовательного процесса в свете современных требований"

В дошкольном образовании сегодня происходят большие перемены, основа которых была заложена государством, проявляющим большой интерес к развитию данной сферы. В целях совершенствования воспитания и образования дошкольников были введены ФГОС дошкольного образования, утверждены СанПиН к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях, с 01.09.2013г. введен в действие новый федеральный закон «Об образовании в РФ». Главная цель политики в сфере дошкольного образования – качественное образование дошкольников. В настоящее время дошкольные учреждения могут осуществлять выбор приоритетных направлений, программ, видов образовательных услуг, новых форм работы, ориентированных на интересы педагогического коллектива и родителей.

Публикация «Проект самообразования» размещена в разделах

Проблема планирования является актуальной, но вместе с тем одной из сложных задач, стоящих перед дошкольными учреждениями, открывающими на своей базе новые формы дошкольного образования: группы кратковременного пребывания, консультативные пункты, центры игровой поддержки ребенка, службу ранней помощи.

Впервые в истории российского образования ФГОС дошкольного образования являются документом, который на федеральном уровне определяет, какой должна быть основная общеобразовательная программа дошкольного учреждения, какие она определяет цели, содержание образования и как организован образовательный процесс.

Введение ФГОС дошкольного образования связано с тем, что настала необходимость стандартизации содержания дошкольного образования, для того чтобы, обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности для успешного обучения в школе.

Однако стандартизация дошкольного образования не предусматривает предъявления жестких требований к детям дошкольного возраста, не рассматривает их в жестких «стандартных» рамках.

ООП – это модель организации образовательного процесса ДОУ. Основная общеобразовательная программа помогает ребенку овладеть базисным уровнем дошкольного образования. Она призвана обеспечить дошкольнику тот уровень развития, который позволит ему быть успешным в дальнейшем обучении, т. е. в школе и должна выполняться каждым дошкольным учреждением.

В нынешних условиях, по мнению многих специалистов, существенно повышается роль планирования в управлении образованием. Грамотно составленные модели воспитательно-образовательного процесса в ДОУ служат путеводителем для педагогов, помогают решать задачи качественного образования.

Целостный образовательный процесс в ДОО – это системный, целостный, развивающийся во времени и в рамках определенной системы, целенаправленный процесс взаимодействия взрослых и детей, носящий личностно-ориентированный характер, направленный на достижение социально-значимых результатов, призванный привести к преобразованию личностных свойств и качеств воспитанников. Образовательный процесс обеспечивает каждой отдельной личности возможность удовлетворять свои потребности в развитии, развивать свои потенциальные способности, сохранить свою индивидуальность, самореализоваться.

Образовательный процесс должен:

Сочетать принципы научной обоснованности и практической применимости;

Соответствовать критериям полноты, необходимости и достаточности;

Обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей.

Образовательный процесс в каждом образовательном учреждении и для каждого воспитанника (обучающегося) имеет свою уникальность и своеобразие, обусловленные возможностью участия в его проектировании субъектов разного уровня – от государства до конкретного педагога, родителя и ребенка.

Для конструирования оптимальной модели образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО необходимо вспомнить, какие основные образовательные модели существуют в ДОО в настоящее время.

Современное дошкольное образование, в связи с переходом на новый стандарт качества образовательных услуг, требует совершенствования образовательного процесса, технологий, обновления оборудования, повышения квалификации педагогов, через развитие культуросообразного предметно–развивающего пространства, совместно с привлечением творческих возможностей семьи.

Под культуросообразной развивающей средой, с точки зрения педагогики, понимается целенаправленное организованное окружение, систематически воздействующее на ребенка, в котором наиболее эффективно развиваются его интеллект, эмоциональная и социальная сфера, а также позитивное отношение к окружающему миру, обществу и культуре.

Таким образом, развитие современного российского общества не представляется без определяющей роли образования и знаний в формировании ценностных приоритетов своего гражданина. А дошкольное образование направлено на развитие способностей каждого ребёнка, на поддержку его инициативности, самостоятельной деятельности, содержательном общении, интересов и потребностей в познании окружающего мира.

Грамотная организация тематического пространства в группе способствует формированию у старших дошкольников совокупности основных учебных действий, направленных на развитие психологических новообразований дошкольного возраста, обеспечивающих речевое, интеллектуальное, нравственное, социальное, эстетическое и физическое развитие детей, будет наиболее активно обеспечивать готовность их к школе.

Образовательная среда должна являться средством реализации творческих умений и навыков ребенка.

Проектирование среды ребенком, ее активное познание, изучение зависит от подготовленности и компетентности взрослого. Ребенок и взрослый действуют вместе и им должно быть удобно.

Цель взрослого в организации предметной среды содействовать развитию ребенка как личности. Это предполагает решение следующих задач:

• обеспечить чувство психической защищенности - доверия ребенка к миру, радости существования;

• формирование начал личности (базис личностной культуры); развитие индивидуальности.

При проектировании предметно- развивающей среды нашего ДОУ мы выделяем следующие основные составляющие:

• Создание проекта группы, выбор тематики в соответствии с возрастными особенностями детей, основной общеобразовательной программой ДОУ, ее областями.

• Выделение части группового пространства, развитие которого проходит в определенном данной группой эстетическим направлении.

• Предметное окружение, сочетание его, как покупного, так и созданного руками детей, воспитателей и родителей.

• Реализация проекта, согласно разработанному группой плану.

• Временные рамки, за которые будет осуществлен данный проект в каждой конкретной группе.

Успешность влияния развивающей среды на ребенка обусловлена его активностью в этой среде. Вся организация педагогического процесса нашего ДОУ предполагает свободу передвижения ребенка по всему детскому саду, а не только в пределах своего группового помещения.

Способность детей-выпускников свободно ориентироваться в пространстве и времени, легко адаптироваться к особенностям школьной жизни и соответствовать портрету современного выпускника, обладающего всеми качествами - вот основная цель при проектировании образовательных технологий в среде ДОУ.

Основой образовательного процесса является планирование. План — это проект педагогической деятельности всех участников образовательного процесса. Планирование — это научно обоснованная организация педагогического процесса ДОУ, которая придает ему содержательность, определенность, управляемость.

Психолого-педагогические исследования последних лет показали, что первостепенное значение при планировании имеет не столько знание воспитателем возраста и индивидуальных особенностей детей, сколько учет их личностных характеристик и возможностей. Творческий ребёнок, творческая личность – то результат всего образа жизни дошкольника, результат его общения и совместной деятельности со взрослым, результат его собственной активности. У ребёнка постепенно формируется сложнейший внутренний мир, который придаёт всей его деятельности творческий характер, или, наоборот определяет развитие его по готовым схемам. Таким образом, мне, как педагогу, ясно, что творчеству нельзя обучить, обучают отдельным приёмам и способам творчества. Взаимодействие сотрудников с детьми должно быть ориентировано на личностное своеобразие каждого ребёнка, на установление доверительных партнёрских отношений, заботу об эмоциональном благополучии. Ребёнку недостаточно быть только физически здоровым. Он нуждается в благоприятной социально-педагогической среде, включающей специально организованное предметно-игровое окружение, условия для эмоционального, познавательного, коммуникативного развития, для овладения детскими видами деятельности.

Ещё Ж. Ж. Руссо писал: «Чтобы язык ума сделался понятен, заставьте его проходить через сердце».

Всем известна истина «Принуждение – враг творчества». Творческое развитие возможно только при наличии у ребёнка положительной мотивации. Мотивация для ребёнка дошкольника основывается на базовых потребностях детей дошкольного возраста.

Сильным стимулом, побуждающим дошкольников к деятельности, является мотив личной пользы, который нельзя не учитывать при проведении занятий. Дети стараются получить одобрение, похвалу. Эмоциональный настрой в течении всего занятия поддерживает и стимулирует познавательную активность детей, что, в свою очередь, способствует развитию творческого мышления.

Содержание непосредственно образовательной деятельности проецируется на предметную среду, минует взрослого как деятельного носителя. Взрослый организует предметную среду, его функция – подбор развивающего материала. Эти особенности, я имею в виду, при конструировании оптимальной модели образовательного процесса для детей дошкольного возраста.

Можно использовать положительные стороны организации предметной среды: ненавязчивая позиция взрослого, разнообразие детской активности, свободный выбор предметного материала.

Образовательный процесс, включает в себя два основных составляющих блока:

• Совместная партнёрская деятельность взрослого с детьми;

• Свободная деятельность самих детей.

Особенность партнёрской деятельности взрослого с детьми является её открытость в сторону свободной деятельности самих дошкольников.

Блок самостоятельной деятельности детей наполняется за счёт создания воспитателем разнообразной предметной среды, обеспечивающей широкий выбор дел по интересам, позволяющей ребёнку включаться во взаимодействие со сверстниками или действовать индивидуально. Такая модель открывает возможность для реализации возрастных развивающих задач, создаёт пространство гибкого проектирования образовательного процесса под детские интересы (дети выступают как «проектировщики»). Это может быть использовано воспитателем для преобразования и дополнения, а к концу старшего дошкольного возраста обеспечивает психологическую подготовку к школьной ступени образования.

В рамках ФГОС дошкольного образования решение образовательных задач по областям предусматривается через организацию взрослыми различных детских деятельностей.

Среда – это прежде всего то, что создано человеком. «Это человеческое творчество, это культура».

Конечно, пути реализации этого проекта во многом зависят от педагога – воспитателя. От его творческого потенциала, от практических умений, от его внутреннего мира, от его умений увидеть удивительное и прекрасное в окружающих нас предметах и явлениях, в умении передать это детям в свободном «самовыражении» чувств, заинтересовать их, наполнить детей впечатлениями, а в итоге заполучить результат своей деятельности в их (детской) продукции.

В дошкольном учреждении обстановка всех помещений служит одной задаче – воспитанию и развитию ребенка в коллективе. Создание такой благоприятной обстановки – большое искусство, включающее в себя разумную и красивую организацию пространства и его элементов.

Современный ребёнок испытывает недостаток тактильных, слуховых, обонятельных ощущений. Порой он воспринимает окружающий мир линейно, однобоко. Вернуть всю полноту восприятия через взаимодействие с реальными объектами - главное назначение проектирования развивающего уголка, создаваемого сегодня во многих дошкольных учреждений.

Известно, что чем больше число сенсорных систем задействовано в процессе воспитания и обучения ребёнка, тем успешнее и эффективнее происходит его развитие.

Реализация проектирования образовательного пространства ДОУ на примере подготовительной к школе группы «МИНИ – МУЗЕЙ».

Я, как воспитатель подготовительной к школе группы, спроектировала пространство, которое будет связано с народным декоративно-прикладным искусством и благодаря которому маленькому человеку будет легко и интересно обогатить свой духовный мир.

Темой для самообразования я решила выбрать такое направление, как тематика мини-музеев, подсказывающая, каким должны быть игры: сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и т. д.. то есть любой предмет мини-музея может подсказать дошкольникам тему для интересного разговора, спора, общения… К тому же в создании мини-музея могут принять участие и дети и родители. В обычном музее ребёнок – пассивный созерцатель, в созданном в группе мини-музее ребёнок сам соавтор, творец композиции. Причём не только он сам, но и его мама, папа, бабушки и дедушки. Мини-музей станет результатом общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

Это необычное сочетание простого и прекрасного поможет увидеть гармонию окружающего нас мира, желание создать что-то подобное своими руками и, тем самым, высвободиться от негативной энергии.

Иллюстрации, книги дают более глубокое понимание представлений ребенка о культуре, традициях, жизни, тем самым обогащают культурное и всестороннее развитие ребенка дошкольного возраста.

Сами дети очень активно принимают участие в создании различных деталей и атрибутов в детском творчестве: в лепке, рисовании, проектировании. Все детские фантазии воплощаются в работах, которые находят место в истории нашего музея.

Там, на полочках, столах и окошках каждый ребенок может увидеть свой вклад в этот общий проект. Например, дети учатся мастерить тряпичных кукол, обшитых пуговицами, бисером, различными бусинками. Где пуговицами могут изобразить глаза куклы, узор на платье и т. д. Узнают их историю происхождения, что позволяет ребенку сопоставить реальность окружающего нас мира с повседневной жизнью людей.

Я полагаю, что мини-музеи – это возможность решить проблему, стоящую перед воспитателем: создание системы интересов, в том числе и выбор интересных и значимых для ребёнка тем.

Итак, планом профессионального педагогического самообразования на 2015-2016 учебный год будет работа по организации мини-музея в группе. Пунктами такого плана станут:

1. Изучение литературы по организации мини-музеев:

• Мини-музей в детском саду, авторы Н. Рыжова, Л. Логинова, Тзд. Линка-пресс, Москва, 2008г.

2. Посещение постоянно действующих районных семинаров по проблемам умственного и интеллектуального развития детей, художественный труд с целью ознакомления с построением развивающей среды других учреждений района.

3. Ознакомление с работой более опытных педагогов по организации мини-музеев.

4. использование интернет- ресурсов по проблеме организации и направлению работы с детьми в мини-музее и направления общения с родителями по организации мини- музея.

5. Ожидаемый результат: создание функционального мини-музея в группе к концу учебного года. Организация работы мини-музея: отлаживание особой системы взаимоотношений взрослого и детей, осуществление партнёрской формы организации общения взрослого и детей.

Заключение: Когда встречаются вместе творческие личности – происходит так называемый «мозговой штурм», и именно в этот момент идеи и замыслы с удовольствием находят реализацию, и превращаются в проектирование «сказок» для детей и в реализацию государственной программы.

Интеграция областей новой образовательной программы должна захватывать такие области как – социализация, труд, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыку, познание. И это взаимодействие областей программы предполагает развитие процессов самостоятельного целеполагания у ребенка, стратегий и способов решения задач в различных областях.

Нами было определено, что проектирование тематического пространства в детском саду мы будем осуществлять с соблюдением определенных требований:

1. Все экспонаты, оборудование, осуществляющие основное содержание тематического пространства, должны быть изготовлены качественно, с высокохудожественным вкусом.

2. Изделия, включенные в развивающую предметную среду, должны находиться в интерактивном состоянии, они могут быть использованы в самых разных видах детской деятельности: игра, социализация, рисование, лепка, художественный труд, драматизация, экология, музыка, праздники, развлечения и т. д.

3. Ознакомление детей с предметами осуществляется в форме культурного освоения, предполагающего освоение целостного пласта знаний исторических и современных событий

4. Организация детской деятельности предполагает ознакомление детей с музеями, выставками, интересными людьми в социуме.

5. Проекты основаны на тесном взаимодействии педагогов с родителями, на активном и непосредственно-приближенном их участии в реализации новой образовательной Программы, воплощение которого помогает всем участникам процесса, увидеть и раскрыть творческие потенциалы друг друга.

Совместное проектирование развивающей образовательной среды в ДОУ, с учетом современных требований, приводит в действие психологические механизмы, способствующие поступательному движению ребенка по пути познания мира и собственной личности, где наиболее эффективно развиваются его интеллект, эмоциональная и социальная сфера, а также позитивное отношение к окружающему миру, обществу и культуре.

ПЛАН РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

Сентябрь-Октябрь

Ознакомительный материал ("Мини-музей в детском саду" Н. Рыжова, Л. Логинова; Изд. Линка-пресс, Москва, 2008 г.)

Ноябрь

Индивидуальные работы с детьми: "Бабочка", "Цветок с бабочкой".

Декабрь

Индивидуальная работа: "Ёлочка" (открытка, "Ёлочная игрушка";

Коллективная работа (подгруппа) "Ёлочка".

Январь

Коллективная работа (подгруппа) : "Воздушные шары", "Браслет".

Февраль

Индивидуальная работа: "Рамки для фотографий", "Танк".

Март

Индивидуальная работа: "Подушечка" (подарок маме, "Дерево" (открытка).

Апрель

Индивидуальная работа: "Дерево" (поделка);

Коллективная работа: "Ваза с цветочками".

Май

Коллективная работа (подгруппа) : "На лугу", "Календарь природы".

ОТКРЫТИЕ МИНИ-МУЗЕЯ.

Публикации по теме:

Отчёт по теме самообразования «Нестандартное оборудование»Отчёт по теме самообразования «Нестандартное оборудование» Отчёт по теме самообразования инструктора физической культуры Макарцовой Е. В. (Годы работы над темой 2015-2017) Тема по самообразованию:.

Папка самообразования учителя физической культуры План самообразования составлен на 5лет. Включает в себя следующие разделы: 1. Общие сведения о педагоге,2. Общие сведения по теме самообразования,3. Цели.

План самообразования План самообразования «Ознакомление детей дошкольного возраста с нетрадиционными техниками рисования в процессе экспериментальной деятельности».

План самообразования инструктора физической культуры № п/п План мероприятий Примерный срок реализации Изучение нормативных документов 1. Изучение официальных и нормативных документов. 2015.

План самообразования на 2016–2017 уч. год План самообразования на 2016-2017 уч. годТема: «Развитие мелкой моторики детей второй младшей группы».Актуальность В. А. Сухомлинский говорил:.

План самообразования педагога Актуальность: Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности для общения друг с другом. Речь соединяет.

План самообразования воспитателя Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №6 г. Пугачёва Саратовской области» План самообразования воспитателя.

Помощь воспитателям. Отчет по теме самообразования Отчёт по теме самообразования "Влияние устного народного творчества разных жанров на развитие речи детей 3-4 лет" за 2016 – 2017 учебный.

Презентация «Организация самообразования педагогов в ДОУ» Что заставляет людей постоянно работать над собой, пополнять свои знания, занимаясь самообразованием? В современном мире отмечается заметное.

Программа профессионального самообразования воспитателя Тема: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 4-5 лет» Цель: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект самообразования
Опубликовано: 13 ноября 2017 в 21:27
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект самообразования» (включая файлы) размещена пользователем Лиана Ташпулатова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД