Татьяна Комлева
«Патриотическое воспитание дошкольников посредством знакомства с писателями и поэтами Алтайского края». Самообразование
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №267»
(МАДОУ «Детский сад №267»)
МАТЕРИАЛЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
Комлевой Татьяны Александровны
Тема: «Патриотическое воспитание дошкольников через знакомство с писателями и поэтами Алтайского края»
г. Барнаул, 2024-2025
Публикация «„Патриотическое воспитание дошкольников посредством знакомства с писателями и поэтами Алтайского края“, Самообразование» размещена в разделах
- Алтайский край
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Литературная деятельность
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Нравственно-патриотическое воспитание. Самообразование
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Республика, область, край. Список городов
- Самообразование, саморазвитие
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2024
Тема: «Патриотическое воспитание дошкольников через знакомство с писателями и поэтами Алтайского края»
Ф. И. О. педагога: Комлева Татьяна Александровна
Специальность: воспитатель
Образование: высшее педагогическое
Стаж педагогической работы: 12 лет
Квалификационная категория: высшая категория
Курсы повышения квалификации:
Алтайский краевой институт повышения квалификации работников образования, по теме: «Основы теории и методики дошкольного образования»
Автономная некоммерческая образовательная организация дополнительного профессионального образования «Дом учителя» по теме: «Современные педагогические технологии обучения и развития детей дошкольного возраста»
Дата начала работы над темой: 30.08.2024 г.
Предполагаемая дата окончания работы: 31.05.2024 г.
Малая родина всё равно большая,
ведь она единственная.
Ж. Ренуар.
Проблема патриотического воспитания детей сегодня чрезвычайно актуальна. Недоверчивое отношение ко всему российскому ставит её в ряд жизненно важных и требует поиска иных подходов к воспитанию и организации обучения подрастающего поколения. Будущее страны зависит от духовного потенциала подрастающего поколения: его ответственности, честности, доброты, готовности служить Отечеству и т. д. По признанию педагогов и психологов период от рождения до поступления в школу имеет решающее значение для дальнейшего развития ребёнка. В этом возрасте интенсивно происходит его психическое развитие, формируется эмоционально-чувственное восприятие действительности, закладываются основы личности. Эффективность этого процесса определяется характером взаимодействия детей и взрослых, а также системой ценностей. В основу работы положена система работы по приобретению знаний и ознакомлению детей с прошлым родного края, с основами русской народной культуры и ознакомлением творчества литераторов Алтайского края.
Это осуществимо средствами специально организованного патриотического воспитания и образования, органически вплетённого в деятельность дошкольников. И это возможно через приобщение детей к художественной литературе. Детская литература — весьма широкое понятие. Оно включает в себя сказки, повести, рассказы и стихи для детей разного возраста. Хорошая книга-это друг, наставник и учитель. Книги служат для того, чтоб расширять представление ребенка о мире, знакомить его с вещами, природой, всем, что его окружает. Книга влияет на нравственные идеалы ребенка, формируя его ценности. Через книгу ребенок воспринимает различные модели поведения (как дружить, как добиваться цели, как решать конфликты, которые могут быть эффективны в различных жизненных ситуациях. Герои книг совершают различные поступки, переживают разные жизненные ситуации, созвучные с миром ребенка или неизвестные ему. На примерах ситуаций, в которые попадают герои книг, ребенок учится понимать, что такое добро и зло, дружба и предательство, сочувствие, долг, честь. И задача взрослых (родителей, воспитателей) помочь увидеть отражение этих ценностей в жизни ребенка. Опыт показывает: надо как можно раньше приобщить ребенка к книге и чтению – кладезю знаний, идей, мудрости и опыта.
Целью создания работы является – формирование у детей нравственно-патриотического сознания, инициативы и творчества посредством художественной литературы, воспитание интереса к литературы Алтайского края.
Задачи:
1. изучение методической литературы по данной теме;
2. знакомство детей дошкольного возраста с жанровыми особенностями художественной литературы;
3. подготовка детей к восприятию того, что книга-это источник знаний, пробуждать в них умственную деятельность и логическое мышление;
4. через художественную литературу литераторов Алтайского края воспитывать патриотические и нравственные качества;
5. активизация познавательно-речевой деятельности, развитие связной речи;
6. воспитывать инте6рес и любовь к книге, стремление к общению с ней, умение слушать и понимать художественный текст;
7. увеличить степень участия родителей в развитии речи, формировании книжной культуры детей. Организовать «Клуб семейного чтения»
8. создание развивающей среды в группе, способствующей мотивации к изучению литературы в Алтайском крае; формирование уголка-библиотеки.
9. обобщение и распространение передового педагогического опыта по теме самообразования.
Предполагаемый результат: переоценка педагогических ценностей своего профессионального назначения; желание улучшить образовательный процесс. Обновление предметно-развивающейся среды – группового книжного уголка художественной литературы. Составление картотеки «Писатели Алтайского края». Составление книжек-малышек, с использованием детских рисунков по книгам писателей. Изготовление своими руками насекомых из различных материалов по произведениям для выставки. Умение детей правильно вести себя в социуме (проявление милосердия, доброжелательности и честности). Возрождение домашнего чтения.
Этапы работы по теме:
Блочно-перспективное планирование
Форма работы Тема
(содержание) Сроки Примечание
I этап «Повышение теоретического уровня по теме самообразования» Провести анализ ситуации по теме. Изучение методической литературы, проанализировать Интернет-ресурсы; провести диагностические исследования,
составить методическую копилку, картотеки.
Определить цели и задачи работы с детьми, педагогами и родителями. «Патриотическое воспитание дошкольников через знакомство с писателями и поэтами Алтайского края» Август-сентябрь
2024 Выявление недостатков в литераторах Алтайского края.
Изучение метод. литературы по выбранной теме самообразования.
II этап
«Формирова
ние
практических
навыков
по теме
самообразования» Реализация своих разработок в практике: оснащение творческих центров в группе, сценарии праздников, участие в конкурсах различного уровня.
Внедрение в свою практику новых технологий таких как: метод проектов, компьютерные технологии:
разработка и проведений занятий с использованием ИКТ.
Посещение методических объединений. городских конкурсов.
Внедрить в образовательный процесс чтение литературы писателей Алтайского края
Оформление конспектов ОД, участие в конкурсах и МО различного уровня.
Оформление консультаций для родителей
.
Знакомство с поэтом Нечунаевым В. М.
Речевое развитие у дошкольников через обсуждений стихотворений поэта об осени, насекомых, птицах. Сентябрь
2024
Консультации для родителей:
«Родительский дом – основа любви к Родине».
Организация «Клуба семейного чтения»
Организация выставки произведений Алтайских писателей и поэтов.
Ознакомление с картотекой «Писатели Алтая» Октябрь 2024 Консультация для родителей «Природа в произведениях писателей Алтайского края»
Знакомство с стих-ями Ирины Пивневой «Ребятишкам о налогах»
Ноябрь 2024 Заседание семейного клуба. Тема «Мини-спектакль «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»
Знакомство с поэтом Аллой Соколовой и её произведениями «Суть да дело» Декабрь 2024 Обмен опытом с коллегами (МО или круглый стол)
Тема: консультации для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников через знакомство с писателями и поэтами Алтайского края»
Знакомство с сит-ем Татьяны Хавалкиной «Волк и собака»
Юдалевич Марк «Лебеди зимуют на Алтае»
Народный праздник -Святки Январь 2025 Консультации для родителей:
«Роль родителей в воспитании у детей любви к родному краю».
Знакомство с произведениями Владимира Казакова Февраль 2025 Консультация «Как сделать свою книжку»
Флешмоб «Читаем стихотворения В. Казакова «Про котов»
Стих-ние Татьяны Хавалкиной «Мышки-торропышки»
Март 2025 Заседание «Клуба семейного чтения» Тема «Создание библиотеки для родителей»
«Знакомство с произведением В. М. Шукшина»
«Солнце, старик, девушка»
Апрель 2025 Презентация «Наш В. М. Шукшин»
Стих-ние Станислава Яненко «День Победы»
«Писатели Алтайского края о природе» - чтение цикл произведений (русские берёзки) Май 2025 Оформление информационного стенда «События в Алтайском крае ВОВ 1941-1945 и защитники Отечества»
III этап
Презентация опыта/ подведение итогов. Оформление опыта работы (портфолио) – его обобщение и распространение: проведение итоговых диагностических исследований.
Ознакомление родителей и воспитателей с консультациями по теме самообразования.
Участие в конкурсах различного уровня.
«Знакомство с былинами и песнями Алтая»
Проведение открытого занятия с родителями с элементами темы СМ. Май 2025
Май 2025 Презентация своего опыта работы в виде отчёта на педсовет; Итоговое заседание «Клуба семейного чтения»
Список литературы:
1) Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. М: ЦГЛ,2005г.
2) Андриевская Ж. В. «Чудеса народных промыслов России», -Ростов-н/Д. 2024г.
3) Борменкова Т. М. «Русский фольклор в развитии речи детей». – М. : ТЦ Сфера, 2018.
4) «Былины и песни Алтая», Б. – 1988г.
5) Воспитатель. Дошкольного образовательного учреждения №12/2015 «Взаимодействие ДОО и семьи в процессе социализации дошкольника» стр. 78.
6) Воспитатель. Дошкольного образовательного учреждения №10/ 2016 «Планируем, создаём и реализуем образовательные проекты вместе с семьей» стр. 83.
7) «Знакомим детей с малой Родиной», методическое пособие. М, 2016 г.
8) «Народная культура и традиции» занятия с детьми 3-7 лет, методическое пособие, Волгоград.
9) «Отправляемся в гости к народам России», методическое пособие. М. 2021г.
10) От рождения до школы: программа / под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
11) Пивнёва И. «Нашим ребятишкам о налогах» –Б. 2012
12) Соколова А. «Суть да дело», Б. 2014г.
13) Соколова А. «Сказки в стихах», Б. 2012г.
14) Ушакова О. С. «Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду». М. ТС Сфера 2004г.
15) Хавалкина Т. «Замысловатая пословица».
16) Шукшин В. «Рассказы», М., 1980г.
17) https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/159526-opyt-raboty-po-teme-razvitie-svjaznoj-rechi-i