Залия Гарафеева
Тема самообразования «Формирование первоначальных представлений о себе у дошкольника с нарушением интеллекта»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность:
В отличие от нормально развивающихся детей их умственно отсталые сверстники с самого раннего возраста испытывают трудности в установлении адекватных форм взаимодействия с окружающими людьми. У этих детей первое проявление самосознания, выделение своего «Я», которое обычно находит выражение в негативных реакциях на замечания, порицания, на неудачу, возникает лишь после 4 лет. Умственно отсталые дети испытывают трудности в понимании и осмыслении своего каждодневного опыта, а также жизни и событий окружающих их людей. Все эти особенности отрицательно сказываются на формировании поведения и становлении личности ребенка с нарушением интеллекта.
Публикация «Тема самообразования „Формирование первоначальных представлений о себе у дошкольника с нарушением интеллекта“» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Цель:Изучить и развить пути формирования первоначальных представлений о себе у дошкольников с нарушением интеллекта.
Достижение выдвинутой цели обусловило необходимость решения следующих задач:
- изучить и использовать методики для изучения представлений о себе у детей дошкольного возраста;
- выявить особенности представлений о себе у дошкольников с нарушением интеллекта;
- определить организационные формы, разработать и апробировать содержание, приемы коррекционно-педагогической работы по формированию первоначальных представлений о себе у умственно отсталых детей в условиях дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида;
- проверить эффективность предложенного содержания
Коррекционно-педагогическая работа по формированию первоначальных представлений о себе самом у детей с нарушениями интеллекта включает следующие аспекты:
- ознакомление детей со своим организмом, частями тела и лица, их функциями, внешним видом;
- формирование представлений о своем имени, фамилии;
- формирование половозрастных представлений;
- формирование элементарных потребностей, желаний, интересов;
- организация собственного социально-эмоционального опыта;
- формирование представлений о своей семье и об отношениях в ней.
Формы работы :
- организованная образовательная деятельность;
- совместная деятельность взрослого и ребенка;
- самостоятельная деятельность детей;
- взаимодействие с семьями детей.
Занятия по формированию социальных представлений проводятся в разных формах работы : групповой, подгрупповой, парной и индивидуальной. Выбор той или иной формы работы зависит как от уровня психического развития каждого ребенка, так и от задач и содержания коррекционного воздействия.
Совместная деятельность взрослого и ребенка предполагает :
- проведение различных игр: дидактические, театрализованные, строительные, подвижные и ролевые игры;
деятельность во время проведения режимных моментов;
- поручения;
- рассматривание иллюстрации, книг, фотографий.
Самостоятельная деятельность детей понимается как свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей среды, обеспечивающая выбор каждым ребёнком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.
Работа с родителями:
Формы работы : индивидуальные консультации, обучающие тренинги с привлечением фото, видеоматериалов, праздники и развлечения вместе с детьми, просмотр занятий детей, круглые столы. В родительских уголках помещается информация по социальному развитию детей.
Заключение.
После проведенной работы уровень сформированности социальных представлений улучшился. Увеличился % детей, имеющих первичные представления о себе, близких людях; контакты со взрослыми стали иметь избирательный характер, а некоторые дети легко и быстро устанавливают контакт и не только со взрослыми, но и со сверстниками (Арина, Дилара, Даниил, большинство детей стали обслуживать себя самостоятельно или с небольшой помощью взрослых.