Тюрикова Ксения
Паспорт проекта для разновозрастных групп «Русская изба»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта
Структура
Содержание
Тема проекта Русская изба
Группа/возраст детей для детско-взрослых проектов 3-4; 5-6; 6-7
Период реализации проекта Июнь-Июль
Исполнители проекта Воспитатели, воспитанники, родители
Основная идея проекта
Публикация «Паспорт проекта для разновозрастных групп „Русская изба“» размещена в разделах
Знакомство с русской народной культурой, в частности, с устным народным творчеством, обрядовыми праздниками, народно-прикладным искусством, развивает интерес и внимание к окружающему миру, народным словам и обычаям, воспитывает художественный вкус, а также многому учит.
Цель проекта - формирование у детей представлений о русской культуре, воспитание духовно-нравственных качеств, чувства патриотизма и любви к Родине.
Задача данного проекта заключается в знакомстве детей с организацией русского традиционного дома. ; Расширение словарного запаса: хата, верхушка, брус, ручки, бочка, манеж, прядильщица, лавка, ящик; Пробуждение позитивных чувств и интереса к культуре русских народных традиций; Ожидаемый результат реализации данного проекта заключается в расширении знаний детей о культуре и быте их предков, содействии им в ощущении наследия древнерусского народа, знакомстве с различными проявлениями национального искусства (зодчество, музыка, песня, танец, живопись).
Сроки и этапы реализации проекта Июнь – Июль 2023г. Этапы: подготовительный, основной, заключительный
Проект
«Русская изба»
Воспитание духовно-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста через исследование русской народной культуры
Введение:
Проблема духовно-нравственного воспитания должна решаться уже в дошкольном возрасте, как наиболее эмоциональном и восприимчивом периоде детства. Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является культура общества, семьи и образовательного учреждения - среда, в которой живет ребенок, в которой происходит его становление и развитие.
Культура - это, прежде всего, система ценностей, закрепленная традициями. Сейчас национальная память постепенно возвращается к нам, и мы начинаем по-новому относиться к древним праздникам, традициям, фольклору, ремеслам, декоративно-прикладному искусству.
Проект "Русская изба" было решено создать для того, чтобы познакомить дошкольников с миром русской культуры. Данный проект представляет собой систему художественно-эстетического воспитания, основанную на духовно-нравственном развитии детей и направленную на пробуждение эмоционально окрашенного чувства сопричастности детей к наследию прошлого.
Необходимо воспитывать детей таким образом, чтобы в будущем они сохранили традиции предков, научились учиться у других народов и смогли успешно сосуществовать со всеми народами мира в гармонии на нашей крошечной планете Земля.
Данный проект создает возможность окружить всех его участников красотой и добротой, при этом обеспечивая сохранение исторического континуума между поколениями.
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЕКТА :
Тип проекта : творческий, групповой, краткосрочный
Участники: воспитатели, воспитанники детского сада, родители.
Актуальность проекта :
Воспитание духовно-нравственного гражданина, знающего и любящего свою Родину, задача особенно актуальная сегодня. И она не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Одной из задач по духовно-нравственному воспитанию является – развитие интереса к русским традициям. Но в наши дни дети мало получают информации о русской культуре, быте. В процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример.
Крайне важно, чтобы наши дети усвоили не только историю Российского государства, но и встали на путь изучения национальной культуры. Культура России несомненно неполна без народного искусства, что укореняет корни духовной жизни русского народа, отражает его нравственные и эстетические ценности, художественные предпочтения и является неотъемлемой частью его истории. Народное искусство помогает детям взглянуть на обыденные вещи и явления с новой стороны, обнаружить красоту окружающего мира. Знакомство с русской народной культурой, включая устное народное творчество, обрядовые праздники, народное прикладное искусство, способствует развитию интереса к миру, народному творчеству и традициям, воспитывает эстетический вкус и обогащает знания о природе. Простые по форме и содержанию поговорки, пословицы, песенки легко запоминаются и могут активно использоваться детьми в игровой деятельности. Они приносят удовольствие ребенку и в то же время формируют навыки в поведении. Вовлечение детей в истоки народной культуры актуально и по сей день. Нам важно, чтобы дети любили свою родину, свой народ и его культуру. Именно поэтому мы серьезно подошли к вопросу интеграции детей в мир русской народной культуры. Комплексная работа в этом направлении предполагает создание специальных условий, формирование окружающей среды, способствующей через живую образность и понятность формированию у детей определенных ощущений и эмоциональных переживаний.
Погрузить детей в атмосферу старины способствует организация музея «Русская изба».
Цель проекта : Развитие представлений детей о русской культуре, воспитание духовно-нравственных качеств, чувство патриотизма и любви к Родине.
Задачи:
Обучающие:
• Познакомить детей с устройством русской избы;
• Познакомить с многообразием предметов домашнего обихода, их названиями и назначением;
• Познакомить с традициями русского народа;
• Познакомить с русским народным костюмом, народными инструментами;
Развивающие:
• Расширять словарный запас: изба, кровля, сруб, ухват, ушат, люлька, прялка, лавка, сундук;
• Изучение малых фольклорных форм (сказки, песенки, потешки, пословицы);
• Знакомство с русскими народными хороводными играми;
Воспитательные:
• Вызвать положительные эмоции, интерес к русской народной культуре;
• Воспитывать любовь и уважение к истории своего народа.
Гипотеза.
Приобщение детей к истокам народной культуры, приобщение их к устному народному творчеству, декоративно-прикладному искусству, предметам национального быта будет способствовать развитию духовно-нравственных качеств, чувства патриотизма и любви к Родине.
Сроки реализации проекта : Июнь - Июль 2023г.
Ожидаемые результаты: Данный проект пополнит знания детей о культуре и быте предков, поможет прикоснуться к наследию прошлого русского народа, приобщит к разным видам национального искусства (архитектура, музыка, песня, танец, живопись).
Формы работы с детьми:
Экскурсия в мини музей.
Беседы с детьми.
Чтение художественной литературы.
Рассматривание быта и посуды.
Заучивание потешек, прибауток, закличек, частушек.
Использование русских песен и танцев.
Проведение русских народных игр.
Использование русских народных костюмов в праздниках и самостоятельной деятельности.
Рассказ о народных обычаях и традициях.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА :
Этап проекта Сроки Содержание работы
I Этап
Подготовительный 02 06. 2023г.
–
23.06.2023г. Изучение литературы по данной теме;
Составление перспективно – тематического плана;
Анкетирование родителей о духовно-нравственном воспитании в семье и направленности воспитательного процесса в образовательном учреждении;
Диагностика детей о русской культуре;
Обогащение развивающей среды:
Материальное:
1. создание в группе мини-музея «Русская изба» :
• Стол, полки, лавки, печь, люлька, сундук;
• Самовар, чугунок, бочка, расписная деревянная посуда и т. д. ;
• Коромысло, прялка, швейная машинка; ухват и т. д. (предметы обихода);
• Домотканые половики, кружевные салфетки, расшитые рушники;
• Элементы народного костюма (кокошник, платок, косоворотка, сарафан, лапти); народные куклы.
1. оформление книжного уголка «Русский фольклор» (сказки, потешки, прибаутки и т. д.).
Научно-методическое:
1. подбор и разработка планов, конспектов занятий и консультаций;
2. создание фотоальбомов «Русский национальный костюм», «Золотая хохлома», «Синь России», «Дымковская и Филимоновская игрушки», «Городецкие узоры», «Русские народные игры», «Народные праздники», «Персонажи русских сказок»
3. Изготовление папки-передвижки «Правила поведения в музее»
II Этап
Основной 23.06.2023г.
–
21.07.2023г. • Проведение с детьми экскурсий в мини-музей, занятий, бесед, народных игр, развлечений;
• Чтение русско-народных сказок;
• заучивание потешек, закличек, поговорок, считалок.
• Проведение консультаций для родителей и педагогов;
• Организация выставок детского творчества «Чудо – чудное, диво – дивное»;
• Объявление конкурса для воспитанников и родителей на лучшую поделку «Ай, да умельцы!»
III Этап
Заключительный 21.07.2023г.
–
31.07.2023г. • Диагностика полученных знаний детей;
• Анализ полученных данных;
• Презентация мини-музея «Русская изба»,
• Итоговое мероприятие: развлечение «»
• Выставка поделок «Ай, да умельцы!»
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО ПРОЕКТУ
Сроки Тема Форма работы Цель
Июнь Знакомство с бытом русского народа, национальным костюмом. Беседа «Русская изба»;
Сформировать представление об облике русской избы. Закрепить знания об элементах украшения избы (крыльцо, наличник, лобовая доска, ставни)
Первое посещение мини-музея «Русская изба»; Познакомить с многообразием предметов домашнего обихода, их названиями и назначением; прививать детям культуру поведения в музее.
Чтение сказок «По щучьему веленью», «Гуси-лебеди», «Терёшечка», «Жихарка» Развивать внимание, память детей, учить внимательно слушать и пересказывать сказки.
Музейное занятие «Русская печь»
Дать понятия, для чего нужна была печь раньше. Объяснить его функции. Формировать у детей познавательные качества. Обогащать словарный запас детей: печь, кирпичный, железный, кормилица. Воспитывать интерес к прошлому.
Музейное занятие «Посиделки»
Дать детям возможность взглянуть на чудо-самовар по-особому, научить понимать, уважать и любить культуру своей страны;
Знакомство с пословицами, поговорками, прибаутками о русском народном быте и гостеприимстве. Изучение малых фольклорных форм
Загадывание загадок о предметах крестьянского труда и быта. Расширять и обогащать словарный запас детей.
Аппликация «Русская изба» Закрепить знания детей о многообразии предметов домашнего обихода.
Занятие «Бабушкин сундучок»
Рассматривание фотоальбома «Русский национальный костюм»; «Народные куклы». Ознакомление детей с русскими национальными костюмами: историей, внешним видом, назначением, изготовлением. Расширять словарь детей названиями одежды, ее элементами
Проведение русских народных игр.
Знакомство с русскими хороводными играми, с устным творчеством русского народа. Развивать образное восприятие хороводов.
Ознакомление с образцами вышивки и кружев. Знакомство с вышивкой и вязанием кружевных изделий.
Театрализованное представление русской народной сказки «Гуси-лебеди»
Июль Знакомство с декоративно-прикладным искусством. Беседа «В гости к мастерам» Познакомить детей с декоративно – прикладным искусством – дымковской и филимоновской росписью.
Рассматривание игрушек и фотоальбома «Дымковская и Филимоновская игрушка» Учить рассматривать глиняные игрушки, узнавать материал, из которого они сделаны, выделять украшения, особенности росписи, цветовую гамму, элементы узора.
Лепка «Дымковская игрушка»
Продолжать знакомить детей с дымковской игрушкой. Учить выделять украшения на игрушках. Закреплять умение составлять симметричный узор на круге, розетте, выделяя середину и кайму.
Разучивание стихов о Дымковской, Филимоновской игрушке, отгадывание загадок. Закреплять интерес к русской народной игрушке. Развивать уважение к мастерам народных промыслов. Обогащать словарь детей.
Рисование «Дымковская барыня»
Учить рассматривать дымковских барынь, закреплять умение рисовать красками прямые линии, в разных направлениях, а в образовавшихся прямоугольниках – круги и точки. Развивать чувство цвета, ритма в узоре.
Лепка «Филимоновская игрушка»
Развивать желание лепить игрушку своими руками. Показать особенности конструктивного способа лепки. Учить соединять части фигурки, создавать образ, используя полученные навыки и приёмы лепки. Формировать умение работать с пластилином. Формировать эстетический вкус средствами народного искусства.
Беседа «В гости к гжельским мастерам»
Познакомить детей с искусством гжельской росписи. Воспитывать чувство гордости за талант своего народа, уважение к мастерам.
Рисование «Роспись гжельской посуды»
Продолжать знакомить детей с красотой и своеобразием гжельской росписи. Научить приёму в технике «мазка с тенью», «капелька» концом кисти, спирали, травинки, завитки, волнистые линии.
Рассматривание посуды, расписанной гжельской росписью, фотоальбома «Синь России» Продолжать знакомить детей с русскими народными промыслами на примере гжельской керамики.
Чтение стихов, пословиц, поговорок, разгадывание загадок о гжели. Обогащать словарь детей.
Дидактические игры «Угадай роспись», «Составь узор» Формировать у детей обобщённое представление о народном искусстве.
Беседа «В гости к мастерам хохломской росписи» Познакомить детей с одним из народных промыслов России – хохломской росписью
Рассматривание изделий хохломской росписи, фотоальбома «Золотая хохлома» Продолжать знакомить детей с русскими народными промыслами на примере хохломской росписи. Учить выделять элементы узора Хохломы (листок, ягодка, травинка).
Беседа «В гости к Жостовским и Городецким мастерам» Познакомить детей с народным промыслом, познакомить с историей их возникновения.
Роспись жостовского подноса Продолжать знакомить детей с народным искусством на примере мастеров Жостово;
Закрепить умение вписывать узоры в силуэты жостовских подносов.
«Весёлый Городец» роспись разделочной доски Познакомить с характерными особенностями городецкой росписи. Формировать представления об элементах городецкого узора. Учить расписывать разделочную доску, используя элементы городецкой росписи.
Дидактическая игра «Составь узор» Ознакомление с названиями городецкой росписи;
Составление композиции на досках различной формы.
Выставка детского творчества
«Чудо чудное – диво дивное»
Июль Традиции и обычаи русского народа Беседа «Что такое обычай, обряд?» Расширить представления детей о том, что такое обряд, обычай; обогатить словарь детей, развивать диалогическую речь.
Фольклорное занятие «Традиции россиян. Русские народные праздники на Руси» Познакомить с традиционными русскими народными праздниками. Прививать любовь к традициям своего народа, развивать понимание народных праздников.
Музейное занятие «Традиции русского гостеприимства» Познакомить детей с русским обычаем – обычаем гостеприимства, хлебосольства.
Сюжетно-ролевая игра «Принимаем гостей» Побуждать творчески воспроизводить в играх приём гостей. Совершенствовать умения самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку.
Развлечение «Деревенские посиделки» Приобщение детей к народной культуре через песенно-игровые традиции, обрядовые праздники.
Сюжетно-ролевая игра «Ярмарка» Учить детей передавать обстановку уличной ярмарочной торговли.
Чтение русских народных сказок Рассказать детям о том, что «народ сочинял сказки» и это тоже традиция русского народа.
Викторина «Народный фольклор» Закрепить знания детей о народном фольклоре.
Итоговое мероприятие
Развлечение «Деревенские посиделки»
Выставка поделок
«Ай, да умельцы!»