Приложение МААМ

Паспорт проекта для разновозрастных групп «Русская изба»

Тюрикова Ксения
Паспорт проекта для разновозрастных групп «Русская изба»
▼ Скачать + Заказать документы

Паспорт проекта

Структура

Содержание

Тема проекта Русская изба

Группа/возраст детей для детско-взрослых проектов 3-4; 5-6; 6-7

Период реализации проекта Июнь-Июль

Исполнители проекта Воспитатели, воспитанники, родители

Основная идея проекта

Публикация «Паспорт проекта для разновозрастных групп „Русская изба“» размещена в разделах

Знакомство с русской народной культурой, в частности, с устным народным творчеством, обрядовыми праздниками, народно-прикладным искусством, развивает интерес и внимание к окружающему миру, народным словам и обычаям, воспитывает художественный вкус, а также многому учит.

Цель проекта - формирование у детей представлений о русской культуре, воспитание духовно-нравственных качеств, чувства патриотизма и любви к Родине.

Задача данного проекта заключается в знакомстве детей с организацией русского традиционного дома. ; Расширение словарного запаса: хата, верхушка, брус, ручки, бочка, манеж, прядильщица, лавка, ящик; Пробуждение позитивных чувств и интереса к культуре русских народных традиций; Ожидаемый результат реализации данного проекта заключается в расширении знаний детей о культуре и быте их предков, содействии им в ощущении наследия древнерусского народа, знакомстве с различными проявлениями национального искусства (зодчество, музыка, песня, танец, живопись).

Сроки и этапы реализации проекта Июнь – Июль 2023г. Этапы: подготовительный, основной, заключительный

Проект

«Русская изба»

Воспитание духовно-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста через исследование русской народной культуры

Введение:

Проблема духовно-нравственного воспитания должна решаться уже в дошкольном возрасте, как наиболее эмоциональном и восприимчивом периоде детства. Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является культура общества, семьи и образовательного учреждения - среда, в которой живет ребенок, в которой происходит его становление и развитие.

Культура - это, прежде всего, система ценностей, закрепленная традициями. Сейчас национальная память постепенно возвращается к нам, и мы начинаем по-новому относиться к древним праздникам, традициям, фольклору, ремеслам, декоративно-прикладному искусству.

Проект "Русская изба" было решено создать для того, чтобы познакомить дошкольников с миром русской культуры. Данный проект представляет собой систему художественно-эстетического воспитания, основанную на духовно-нравственном развитии детей и направленную на пробуждение эмоционально окрашенного чувства сопричастности детей к наследию прошлого.

Необходимо воспитывать детей таким образом, чтобы в будущем они сохранили традиции предков, научились учиться у других народов и смогли успешно сосуществовать со всеми народами мира в гармонии на нашей крошечной планете Земля.

Данный проект создает возможность окружить всех его участников красотой и добротой, при этом обеспечивая сохранение исторического континуума между поколениями.

ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЕКТА :

Тип проекта : творческий, групповой, краткосрочный

Участники: воспитатели, воспитанники детского сада, родители.

Актуальность проекта :

Воспитание духовно-нравственного гражданина, знающего и любящего свою Родину, задача особенно актуальная сегодня. И она не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Одной из задач по духовно-нравственному воспитанию является – развитие интереса к русским традициям. Но в наши дни дети мало получают информации о русской культуре, быте. В процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример.

Крайне важно, чтобы наши дети усвоили не только историю Российского государства, но и встали на путь изучения национальной культуры. Культура России несомненно неполна без народного искусства, что укореняет корни духовной жизни русского народа, отражает его нравственные и эстетические ценности, художественные предпочтения и является неотъемлемой частью его истории. Народное искусство помогает детям взглянуть на обыденные вещи и явления с новой стороны, обнаружить красоту окружающего мира. Знакомство с русской народной культурой, включая устное народное творчество, обрядовые праздники, народное прикладное искусство, способствует развитию интереса к миру, народному творчеству и традициям, воспитывает эстетический вкус и обогащает знания о природе. Простые по форме и содержанию поговорки, пословицы, песенки легко запоминаются и могут активно использоваться детьми в игровой деятельности. Они приносят удовольствие ребенку и в то же время формируют навыки в поведении. Вовлечение детей в истоки народной культуры актуально и по сей день. Нам важно, чтобы дети любили свою родину, свой народ и его культуру. Именно поэтому мы серьезно подошли к вопросу интеграции детей в мир русской народной культуры. Комплексная работа в этом направлении предполагает создание специальных условий, формирование окружающей среды, способствующей через живую образность и понятность формированию у детей определенных ощущений и эмоциональных переживаний.

Погрузить детей в атмосферу старины способствует организация музея «Русская изба».

Цель проекта : Развитие представлений детей о русской культуре, воспитание духовно-нравственных качеств, чувство патриотизма и любви к Родине.

Задачи:

Обучающие:

• Познакомить детей с устройством русской избы;

• Познакомить с многообразием предметов домашнего обихода, их названиями и назначением;

• Познакомить с традициями русского народа;

• Познакомить с русским народным костюмом, народными инструментами;

Развивающие:

Расширять словарный запас: изба, кровля, сруб, ухват, ушат, люлька, прялка, лавка, сундук;

• Изучение малых фольклорных форм (сказки, песенки, потешки, пословицы);

• Знакомство с русскими народными хороводными играми;

Воспитательные:

• Вызвать положительные эмоции, интерес к русской народной культуре;

• Воспитывать любовь и уважение к истории своего народа.

Гипотеза.

Приобщение детей к истокам народной культуры, приобщение их к устному народному творчеству, декоративно-прикладному искусству, предметам национального быта будет способствовать развитию духовно-нравственных качеств, чувства патриотизма и любви к Родине.

Сроки реализации проекта : Июнь - Июль 2023г.

Ожидаемые результаты: Данный проект пополнит знания детей о культуре и быте предков, поможет прикоснуться к наследию прошлого русского народа, приобщит к разным видам национального искусства (архитектура, музыка, песня, танец, живопись).

Формы работы с детьми:

Экскурсия в мини музей.

Беседы с детьми.

Чтение художественной литературы.

Рассматривание быта и посуды.

Заучивание потешек, прибауток, закличек, частушек.

Использование русских песен и танцев.

Проведение русских народных игр.

Использование русских народных костюмов в праздниках и самостоятельной деятельности.

Рассказ о народных обычаях и традициях.

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА :

Этап проекта Сроки Содержание работы

I Этап

Подготовительный 02 06. 2023г.

23.06.2023г. Изучение литературы по данной теме;

Составление перспективно – тематического плана;

Анкетирование родителей о духовно-нравственном воспитании в семье и направленности воспитательного процесса в образовательном учреждении;

Диагностика детей о русской культуре;

Обогащение развивающей среды:

Материальное:

1. создание в группе мини-музея «Русская изба» :

• Стол, полки, лавки, печь, люлька, сундук;

• Самовар, чугунок, бочка, расписная деревянная посуда и т. д. ;

• Коромысло, прялка, швейная машинка; ухват и т. д. (предметы обихода);

• Домотканые половики, кружевные салфетки, расшитые рушники;

• Элементы народного костюма (кокошник, платок, косоворотка, сарафан, лапти); народные куклы.

1. оформление книжного уголка «Русский фольклор» (сказки, потешки, прибаутки и т. д.).

Научно-методическое:

1. подбор и разработка планов, конспектов занятий и консультаций;

2. создание фотоальбомов «Русский национальный костюм», «Золотая хохлома», «Синь России», «Дымковская и Филимоновская игрушки», «Городецкие узоры», «Русские народные игры», «Народные праздники», «Персонажи русских сказок»

3. Изготовление папки-передвижки «Правила поведения в музее»

II Этап

Основной 23.06.2023г.

21.07.2023г. • Проведение с детьми экскурсий в мини-музей, занятий, бесед, народных игр, развлечений;

• Чтение русско-народных сказок;

• заучивание потешек, закличек, поговорок, считалок.

• Проведение консультаций для родителей и педагогов;

• Организация выставок детского творчества «Чудо – чудное, диво – дивное»;

• Объявление конкурса для воспитанников и родителей на лучшую поделку «Ай, да умельцы!»

III Этап

Заключительный 21.07.2023г.

31.07.2023г. • Диагностика полученных знаний детей;

• Анализ полученных данных;

• Презентация мини-музея «Русская изба»,

Итоговое мероприятие: развлечение «»

• Выставка поделок «Ай, да умельцы!»

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО ПРОЕКТУ

Сроки Тема Форма работы Цель

Июнь Знакомство с бытом русского народа, национальным костюмом. Беседа «Русская изба»;

Сформировать представление об облике русской избы. Закрепить знания об элементах украшения избы (крыльцо, наличник, лобовая доска, ставни)

Первое посещение мини-музея «Русская изба»; Познакомить с многообразием предметов домашнего обихода, их названиями и назначением; прививать детям культуру поведения в музее.

Чтение сказок «По щучьему веленью», «Гуси-лебеди», «Терёшечка», «Жихарка» Развивать внимание, память детей, учить внимательно слушать и пересказывать сказки.

Музейное занятие «Русская печь»

Дать понятия, для чего нужна была печь раньше. Объяснить его функции. Формировать у детей познавательные качества. Обогащать словарный запас детей: печь, кирпичный, железный, кормилица. Воспитывать интерес к прошлому.

Музейное занятие «Посиделки»

Дать детям возможность взглянуть на чудо-самовар по-особому, научить понимать, уважать и любить культуру своей страны;

Знакомство с пословицами, поговорками, прибаутками о русском народном быте и гостеприимстве. Изучение малых фольклорных форм

Загадывание загадок о предметах крестьянского труда и быта. Расширять и обогащать словарный запас детей.

Аппликация «Русская изба» Закрепить знания детей о многообразии предметов домашнего обихода.

Занятие «Бабушкин сундучок»

Рассматривание фотоальбома «Русский национальный костюм»; «Народные куклы». Ознакомление детей с русскими национальными костюмами: историей, внешним видом, назначением, изготовлением. Расширять словарь детей названиями одежды, ее элементами

Проведение русских народных игр.

Знакомство с русскими хороводными играми, с устным творчеством русского народа. Развивать образное восприятие хороводов.

Ознакомление с образцами вышивки и кружев. Знакомство с вышивкой и вязанием кружевных изделий.

Театрализованное представление русской народной сказки «Гуси-лебеди»

Июль Знакомство с декоративно-прикладным искусством. Беседа «В гости к мастерам» Познакомить детей с декоративно – прикладным искусством – дымковской и филимоновской росписью.

Рассматривание игрушек и фотоальбома «Дымковская и Филимоновская игрушка» Учить рассматривать глиняные игрушки, узнавать материал, из которого они сделаны, выделять украшения, особенности росписи, цветовую гамму, элементы узора.

Лепка «Дымковская игрушка»

Продолжать знакомить детей с дымковской игрушкой. Учить выделять украшения на игрушках. Закреплять умение составлять симметричный узор на круге, розетте, выделяя середину и кайму.

Разучивание стихов о Дымковской, Филимоновской игрушке, отгадывание загадок. Закреплять интерес к русской народной игрушке. Развивать уважение к мастерам народных промыслов. Обогащать словарь детей.

Рисование «Дымковская барыня»

Учить рассматривать дымковских барынь, закреплять умение рисовать красками прямые линии, в разных направлениях, а в образовавшихся прямоугольниках – круги и точки. Развивать чувство цвета, ритма в узоре.

Лепка «Филимоновская игрушка»

Развивать желание лепить игрушку своими руками. Показать особенности конструктивного способа лепки. Учить соединять части фигурки, создавать образ, используя полученные навыки и приёмы лепки. Формировать умение работать с пластилином. Формировать эстетический вкус средствами народного искусства.

Беседа «В гости к гжельским мастерам»

Познакомить детей с искусством гжельской росписи. Воспитывать чувство гордости за талант своего народа, уважение к мастерам.

Рисование «Роспись гжельской посуды»

Продолжать знакомить детей с красотой и своеобразием гжельской росписи. Научить приёму в технике «мазка с тенью», «капелька» концом кисти, спирали, травинки, завитки, волнистые линии.

Рассматривание посуды, расписанной гжельской росписью, фотоальбома «Синь России» Продолжать знакомить детей с русскими народными промыслами на примере гжельской керамики.

Чтение стихов, пословиц, поговорок, разгадывание загадок о гжели. Обогащать словарь детей.

Дидактические игры «Угадай роспись», «Составь узор» Формировать у детей обобщённое представление о народном искусстве.

Беседа «В гости к мастерам хохломской росписи» Познакомить детей с одним из народных промыслов России – хохломской росписью

Рассматривание изделий хохломской росписи, фотоальбома «Золотая хохлома» Продолжать знакомить детей с русскими народными промыслами на примере хохломской росписи. Учить выделять элементы узора Хохломы (листок, ягодка, травинка).

Беседа «В гости к Жостовским и Городецким мастерам» Познакомить детей с народным промыслом, познакомить с историей их возникновения.

Роспись жостовского подноса Продолжать знакомить детей с народным искусством на примере мастеров Жостово;

Закрепить умение вписывать узоры в силуэты жостовских подносов.

«Весёлый Городец» роспись разделочной доски Познакомить с характерными особенностями городецкой росписи. Формировать представления об элементах городецкого узора. Учить расписывать разделочную доску, используя элементы городецкой росписи.

Дидактическая игра «Составь узор» Ознакомление с названиями городецкой росписи;

Составление композиции на досках различной формы.

Выставка детского творчества

«Чудо чудное – диво дивное»

Июль Традиции и обычаи русского народа Беседа «Что такое обычай, обряд?» Расширить представления детей о том, что такое обряд, обычай; обогатить словарь детей, развивать диалогическую речь.

Фольклорное занятие «Традиции россиян. Русские народные праздники на Руси» Познакомить с традиционными русскими народными праздниками. Прививать любовь к традициям своего народа, развивать понимание народных праздников.

Музейное занятие «Традиции русского гостеприимства» Познакомить детей с русским обычаем – обычаем гостеприимства, хлебосольства.

Сюжетно-ролевая игра «Принимаем гостей» Побуждать творчески воспроизводить в играх приём гостей. Совершенствовать умения самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку.

Развлечение «Деревенские посиделки» Приобщение детей к народной культуре через песенно-игровые традиции, обрядовые праздники.

Сюжетно-ролевая игра «Ярмарка» Учить детей передавать обстановку уличной ярмарочной торговли.

Чтение русских народных сказок Рассказать детям о том, что «народ сочинял сказки» и это тоже традиция русского народа.

Викторина «Народный фольклор» Закрепить знания детей о народном фольклоре.

Итоговое мероприятие

Развлечение «Деревенские посиделки»

Выставка поделок

«Ай, да умельцы!»

Публикации по теме:

Музей «Русская изба»Музей «Русская изба» Здравствуйте, дорогие коллеги! Решила поделиться с вами фотографиями нашего садиковского музея "Русская изба". Конечно, эту идею до нас.

Аналитическая записка о реализации долгосрочного проекта «Русская изба»Аналитическая записка о реализации долгосрочного проекта «Русская изба» В 2021- 2022 учебном году в подготовительной группе «Родничок» был реализован долгосрочный проект «Русская изба». Реализован проект удачно.

Календарно-тематический план педагогического проекта «Русская изба»Календарно-тематический план педагогического проекта «Русская изба» Октябрь Традиции и обычаи русского народа «Русская изба», формировать представление об облике русской избы. Закрепить знания об элементах.

Макет «Русская изба»Макет «Русская изба» Добрый, дорогие коллеги и гости моего блога! Чтобы донести до понимания детей особенности жизни русских людей прошлого, как они жили и.

Макет «Русская изба»Макет «Русская изба» Предлагаю вашему вниманию макет русской избы своими руками. Хотя мои дети маленькие, первая младшая группа, но мне очень захотелось сделать.

Макет «Русская изба»Макет «Русская изба» Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию макет «Русская изба», сделанный из бумаги и картона. Скачайте готовый макет на МААМ Мы его.

Макет «Русская изба»Макет «Русская изба» Макет «Русская изба». Фотоотчет. Нашим современным детям сложно представить, как жили раньше люди без телевизоров, компьютеров, что такое.

Музей «Русская изба»Музей «Русская изба» Ценность народных традиций огромна, и их утрата невосполнима какими - то ни было материальными благами. Традиции – хранители народной культуры.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Паспорт проекта для разновозрастных групп «Русская изба»
Опубликовано: 19 июня 2024 в 09:11
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Паспорт проекта для разновозрастных групп «Русская изба»» (включая файлы) размещена пользователем Тюрикова Ксения (УИ 1917447) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД