Виолетта Кашулина
Роль фольклора, казачьих праздников и традиций при формировании у детей интереса к познанию истории и культуры казачества
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Роль фольклора, казачьих праздников и традиций при формировании у детей интереса к познанию истории и культуры казачества»
Цель: познакомить детей с материальным и духовным наследием казачьего народа; формировать черты гражданственности; патриотизма; нравственного поведения; общей культуры.
Задачи:
1. Содействие возрождению духовных основ жизни через поиск и изучение истории казачьего фольклора.
2. Формирование гражданственных и патриотических чувств, любви к Отечеству.
Темочки:
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Народная культура, фольклор
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Фольклор. Сценарии фольклорных развлечений
- Темочки
3. Воспитание интереса к познанию и сохранению положительных традиций, обычаев жизни казаков.
4. Воспитание любви к родителям, близким, изучение и сохранение семейных традиций.
Актуальность
«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать» (Д. С. Лихачёв).
В последние годы возрастает интерес к многовековому наследию казаков к фольклорному искусству. На сегодняшний день актуальной задачей является изучение, сохранение и восстановление это вида искусства. Возрождение культуры, традиции, обычаев и национального самобытности казаков возможно только при изучении исторического процесса становления и развития народного искусства. В процессе познания и изучения фольклора погружаешься в национальную культуру казаков, познаешь историю через традиции, обычаи. Важной составной частью традиционной духовной культуры народа является фольклор. В его различных видах и жанрах нашли отражение общественное сознание, исторические события, трудовые и семейные отношения. Фольклор является действительным средством воспитания национального характера мышления, нравственности, патриотизма, эстетического самосознания.
В приобщении детей дошкольного возраста к народной культуре большое место должны занимать народные праздники и традиции. Через развлечения и праздники дети, вступая в фольклорный мир, составляют первое впечатление об обычаях и обрядах.
Знакомство детей с основными чертами и понятиями культуры и исторического прошлого казачества :
- формирование представлений о традиционной семье казака; знакомство с семейным укладом, обычаями и обрядами, показ роли семьи в сохранении и передаче традиций;
- знакомство детей с понятием «курень» – дом, избой - как феномен культуры, как средоточие основных жизненных ценностей человека, счастья, достатка, единства семьи и рода;
- ознакомление с основными занятиями казачества : земледелием, пчеловодством, рыболовством, орудиями производства;
- знакомство с изделиями и технологиями традиционных ремёсел – ткачество, вышивка, гончарное искусство, искусство резьбы по дереву, плетение из лыка и бересты и т. д.
- знакомство детей с фольклором казачества. Особое внимание обратить на связь устного народного творчества с трудовой, семейной, праздничной и другими сторонами жизни народа, с природой;
- освоение старинных детских игр, обогащение речи ребёнка пословицами, поговорками, загадками, знакомство с мифами и легендами;
- через личное участие ребёнка в праздниках народного календаря ознакомление с историей, содержанием, обрядами и обычаями некоторых из основных народных праздников;
- ознакомление детей с понятием “музей” и формирование представлений о том, какие бывают музеи.
Казачество является хранителем самых высоких духовных и нравственных ценностей. Оно имеет высокую идею в форме Святая Русь или Мать – Сыра Земля и необходимо сохранить эту константу, трансформировать через века в современность.
Казак не может считать себя казаком, если не знает и не соблюдает традиции и обычаи казаков. За годы лихолетья и уничтожения казачества изрядно выветривались и искажались под чуждым влиянием эти понятия. В основу морально-нравственных устоев казачьих обществ составили десять Христовых заповедей. Приучая детей к соблюдению заповедей Господних, родители по народному их восприятию поучали: не убивай, не кради, не блуди, трудись по совести, не завидуй другому и прощай обидчиков, заботься о детях своих и родителях, дорожи девичьим целомудрием и женской честью, помогай бедным, не обижай сирот и вдовиц, защищай от врагов Отечество. Но прежде всего, крепи веру православную: ходи в Церковь, соблюдай посты, очищай душу свою – через покаяние от грехов, молись единому Богу - Иисусу Христу и добавляли: если кому-то что-то можно, то нам нельзя – МЫ КАЗАКИ.
Работая по направлению духовно-нравственного воспитания, используются разнообразные формы работы с детьми, родителями и педагогами ДОУ. Произведения детского казачьего фольклора (музыкального и устного народного) используются на музыкальных занятиях со старшими дошкольниками. Их специфика очень проста, образна, мелодична, поэтому дети этот материал быстро усваивают. Используется многообразие казачьей музыки для разучивания танцевальных движений, инсценировок, хороводов, игр и т. д
Музыка – неотъемлемая и важнейшая часть этнических признаков. Послушай, как поют люди, и поймешь, как и чем они живут. Казаки свои песни не поют, они их играют. Казаки так и говорят : «Я тебе сыграю песню, и ты сразу всё поймешь, что к чему».
Именно в песнях проявляются настоящие казаки! Казачья песня – мужская, тогда как славянская песня чаще всего женская. Редко где найдешь такую музыкальную красоту многоголосого мужского хорового пения как у казаков. Чистые голоса улетают из вольной степи прямо в поднебесье, к Богу. Казачья песня способна сплачивать, объединять, песня направляет людей в одно русло. Основными темами песенного творчества являются военно-патриотическая и семейно-бытовая, в которых посредством образов-символов (справедливость, храбрость, почитание старших, любовь к земле и Отчизне, свобода и т. д.) раскрывается особое восприятие реальности и реализуются нравственные идеалы, способствующие формированию духовных ценностей.
Казачий фольклор по своему содержанию неразрывно связан с русским народным фольклором. В нем основными фольклорными жанрами являются народные песни, пословицы, поговорки, игры, загадки, частушки, хороводы, шутки, прибаутки и т. д.
Цель их – развитие духовно-нравственных качеств личности дошкольников (доброты, уважения к людям и их труду, бережного отношения к родной природе, честности, любви к Родине и т. д.).
Проведение казачьего фольклорного праздника, проходит в форме казачьих посиделок, основные жанры казачьего фольклора - привить детям любовь к своей малой Родине и интерес к казачьей культуре. Казачьи посиделки являлись одной из форм отдыха и развлечения казаков. Как и у всех русских крестьян, казачьи посиделки начинались после уборки урожая и проходили в течение всей зимы. Устраивали их обычно в каждой деревне, станице, селе. Для проведения посиделок выбиралась просторная изба, где всем хватало места и хозяевами, чаще всего, были люди пожилого возраста. Посиделочное время делилось на две части: рабочее и праздное. Рабочее время проходило, в основном, в девичьем составе. Девушки пряли, вязали, шили, пели протяжные казачьи песни. Праздная часть начиналась с появлением казаков. И тут пошло веселье! Молодежь водила хороводы, затевали игры, дразнили друг друга частушками. А также молодые казаки и казачки устраивали и совместное угощение.
Так же зимними морозными вечерами собирались, так же веселились, пели, плясали, играли, шутили и т. д. Посиделки начинались с появлением казачат, которых радушно встречали хозяйка с хозяином. В первой части посиделок казачата имитировали работу казаков - проводили время за любимым рукоделием: кто за прялкой сидел, кто узор на полотенце вышивал. Одни хомут да сбрую для коня чинили, другие саблю точили. Поддевали друг друга:
- Девочки, вы девочки,
Где берете денежки?
- Летом ягодки берем,
Зимой куделечку прядем,
А за работой
И рукодельный хоровод ведем!
С этих реплик начинался диалог между казачками и казачатами. И здесь девочки продемонстрировали свое умение правильно, очень умело и слаженно вести девичий хоровод «Прялица». Затем выступили мальчики казачата с шуточной казачьей народной песней «Нам весело жить!» Вообще для казачьего фольклора характерны шуточные песни, они несут в себе задор, юмор и казачью удаль. Особое место в казачьем фольклоре занимают прибаутки. Это небольшое шуточное произведение или просто отдельное выражение, часто рифмованное.
Прибаутка динамична, наполнена деятельностью персонажей. Две девочки-соседки, которые своей шуткой рассмешили наших казачат. Также в посиделках имел место такой фольклорный жанр, как загадка.
Загадки у казаков в основном делились на бытовые и военные. Мальчики загадывали девочкам бытовые загадки, а девочки мальчикам – военные. Такие, порой непростые, загадки заставляли казачат думать и проявлять свою смекалку.
Наиболее полюбившийся детям фольклорный жанр – это казачья частушка – жанр словесно-музыкального народного творчества в озорной форме рассказывает о быте, об отношениях между казачатами.
Что касается детских казачьих игр, то они подразделяются тоже на два вида: подвижные и хороводные.
В подвижных казачьих играх разрешалось принимать участие только мальчикам, т. к. эти игры несли в себе чисто военное начало и проявляют идею мужского воспитания казачат с малых лет – воспитание мужчины, защитника, настоящего казака. Например, такие игры как «Куколка» (умение вовремя поймать полено, «Возня-борьба», «Наездники» «Игра с нагайкой» или, казалось бы, простейшая игра «Чехарда» с трудом давались нашим казачатам, не хватало им смелости, ловкости и даже простой сноровки. Юные казачата показывали свое умение владеть нагайкой, «куколкой» (поленом, кинжалами, демонстрируя выносливость, храбрость, ловкость, смелость, умение постоять за себя и своих товарищей.
Успехами сыновей очень гордились их родители и родственники.
Были у казаков и более спокойные игры, в которых разрешалось участвовать девочкам-казачкам (например, хороводная игра «Заря-зарница» или «Золотые ворота»). Хороводные игры развивают чувство коллективизма, толерантности и умение двигаться по сигналу.
Пословицы и поговорки казачьего народа – квинтэссенция его нравственных законов, мудрости, в емкой, сжатой форме заключающая огромный смысл. В пословицах и поговорках оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются человеческие недостатки, восхваляются положительные качества. Этот жанр тоже нелегко дается детям, но, тем не менее, они с удовольствием вникают в смысл каждой казачьей поговорки.
На праздниках казачата исполняют песни «Эх, казачата», в которой еще раз подчеркнули казачью удаль и игровую песню «В гости к самовару». Праздник закончился веселым смехом казачат, казачьими выкриками «Любо!» и угощением.
Казачьи пословицы и поговорки:
• Казак скорей умрет, чем с родной земли уйдет.
• И один в поле воин, если он по-казачьи скроен.
• Казан проверяют по звону, а казака по слову.
• Казак молодой, а сноровка старая.
• Казаком быть — не разиня рот ходить.
• Казачья смелость порушит любую крепость.
• Веселы привалы, где казаки запевалы.
• Где тревога, туда казаку и дорога.
• Лучше иметь длинные уши, чем длинный язык.
• Чтобы больше иметь, надо больше уметь.
• Чем слабее твоя воля, тем труднее доля.
• Не хвались казак травою, хвались сеном.
• Пироги на кустах терна не растут.
• Хочешь быть на высоте — выбирай путь в гору.
• Иные казаки за углом кричат до хрипоты, а как до дела — прячутся в кусты.
• Смекалка во всяком деле казака выручает.
• От безделья не бывает у казака веселья.
• Без работы, как без заботы, и умный казак в дураках ходит.
Казачьи праздники. Почти в каждом доме распевали казачьи песни. На престольные праздники по старинному обычаю в станичной избе после молебна устраивался общий обед. На него приносили все, что есть у кого самое вкусное.
Святочная традиция - всеобщее катание на санях. Дети спускались с горок на ледянках – хозяйственных корзинах, облитых водой на морозе.
Крещенье по традиции ознаменовывалось крестным ходом на реку, где делалась под прорубью «иордань» (украшение).
Масленица - неделя, предшествующая Великому посту и разделяющая в календаре зиму и весну. По православным пасхалиям празднование Масленицы начиналось за 56 дней до Пасхи и приходилось на время сыропустной недели. Являясь древнейшим праздником, Масленица объединила языческие и христианские верования. Целую неделю распевались народные песни, казаки ходили, друг к другу в гости на блины. Организовывались показательные скачки и стрельбы. Весельем на масленицу были охвачены все. Каждый чувствовал себя членом единой казачьей семьи.
Более многочисленные и длительные увеселения устраивались на Пасху – самый яркий праздник весеннего цикла. Пасхальные торжества начинались с вербного воскресенья. Этот день посвящался детям. В станицах, городах, слободах организовывались ярмарки с различными представлениями (ученые медведи, скоморохи, купальные представления).
Отмечалась у казаков и Троица. Отмечая этот праздник, как православный, чествовали распустившуюся растительность, чтобы обеспечить ее рост и плодоношение. Для этого обязательно в субботу под Троицу косили траву (в основном чабрец) и расстилали ее в курене.
Как общеказачий праздник отмечался день Покрова Пресвятой Богородицы. В этот день устраивали скачки, состязания и песнопением в память обо всех погибших казаках.
За время проведения наших мероприятий, дети стали более раскованными и общительными, уверенными в своих силах, эмоционально отзывчивыми. И, что еще очень важно, эта работа сближает детей и родителей, повышает семейные ценности. Хочется отметить то, что наша работа, связанная с казачьим фольклором и вообще с казачеством не заканчивается, а только начинает набирать свой ход и, я думаю, что будет развиваться в дальнейшем. Так как на нашем опыте мы убедились, что казачество является хранителем самых высоких духовных и нравственных ценностей. Сегодня казачество возрождается, как культурный пласт общерусской культуры с учетом специфики образа жизни и формирования казачества как субэтноса. Предпринимаются попытки заглянуть в историю, чтобы определить – кто такие казаки и какое место занимают они в истории. В традициях казачества мы выделяем тенденцию защиты Отечества, в целом святой Руси и духовные установки на семейные ценности (трудолюбие, почитание старших, забота о младших). Казачья традиция связана с установками на духовное единство. Духовное единство – «константа, которая являлась высшей, которую нельзя порушить и за которую человек шел на смерть» (Т. Ю. Скопинцева).
Мы должны сохранить, и передать будущим поколениям всё многовековое культурное и духовное наследие нашего народа. Культуру казаков невозможно представить без фольклора.