Рюмина Ирина
Проекты по экологии и краеведению
▼ Скачать + Заказать документы
Проекты по экологии и краеведению
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение
Общеразвивающего Вида Пуровского района д/с «Белочка»
г. Тарко-Сале
конспект занятия по миру природы в средней группе
на тему:
Воспитатель : Рюмина И. Н.
г. Тарко-Сале
«К нам весна пришла»
Форма организации детей: групповая.
Интеграция областей: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Музыкальное», «Физическое развитие»;
Публикация «Проекты по экологии и краеведению» размещена в разделах
- Мой край, мой город. Краеведение
- Проекты. Проектная деятельность
- Родной край, город. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Предварительная работа: наблюдения за сезонными изменениями в природе весной, тематические беседы, рассматривание картинок и фотографий о весне, иллюстраций с весенними пейзажами и изменениях весной в жизни животных и птиц, прослушивание песен, наблюдение за природными явлениями, чтение стихов и рассказов: В. В. Бианки «Первая песня», В. Бианки «Когда наступает весна» А. А. Ливеровский «Глаза марта И. С. Никитин «Полюбуйся весна наступает…», Н. Некрасов «Дед Мазай и зайцы», дидактические игры: игры: “Отгадаем и расскажем”, “Где же детки?”, “Узнаем маму”, “Мамы и дети”, “Отгадай по описанию”, «Какое время года», «Собери целое», заучивание: потешек о солнце, весне., слушание звуков природы (журчание ручья, капель, пение птиц, звуки леса и т. д.); загадывание загадок на весеннюю тематику; раскрашивание раскрасок о весне; х/и «Веснянка», п/и «Ворона и воробьи», игры с солнечными зайчиками
Направление: познавательно – творческое.
Виды деятельности: познавательная, коммуникативная, двигательная, продуктивная
Методы и приё мы:
-словесные: беседа, показ, похвала, загадывание загадок, чтение стихотворения о весне, С/и «Приметы весны», с/и «Скажи ласково», д/и «Четвёртый лишний»
-наглядные: иллюстрации на весеннюю тематику, образец воспитателя «Цветок мать-и-мачеха»
-практические: мимическое упражнение «Радость весне», двигательное упражнение «В путь к Весне»,
пальчиковая игра «Цветок», инсценировка стихотворения «Ну, весна! Как дела?.», массаж спины «Дождик бегает по крыше…»
музыкальное: фрагмент музыкального произведения Вивальди «Весна»
Оборудование: тематические картинки с признаками весны, карточки с изображением птиц, картинки с изображением цветов- первоцветов, мяч, бумага для рисования, краски акварельные, кисти, непроливайки, клеенки, подставки для кисточек, костюм для воспитателя «Весна», мольберты с магнитами-3 шт, магнитофон, аудиозапись музыкального произведения Вивальди «Весна», мультимедийное оборудование, презентация «Весна-красна», «Жизнь диких животных весной», сундучок с загадками на весеннюю тематику, сладкое угощение для детей, раскраски, мнемотаблица «Весна».
Активизация словаря: весна, весенние месяцы: март, апрель, май; приметы весны: становится тепло, тает снег, деревья просыпаются, появляются цветы-первоцветы, капель, журчат ручейки, на реках ледоход; солнце, ручеёк, сосулька, цветы; у животных весной линька, появляются детёныши.
Цель : формировать у детей представление о характерных признаках весны
Задачи: Познание: расширять и обогащать знания детей о весенних изменениях в природе; учить называть изменения в жизни животных с наступлением весны; развивать внимание, любознательность, память, мышление; воспитывать чуткое и бережное отношение к природе, эстетические чувства-умение видеть красоту весеннего пейзажа;
Коммуникация: учить связно рассказывать по картине о весне, правильно составлять предложения; обогащать словарный запас; упражнять в умении отгадывать загадки; развивать мелкую моторику рук при проведении пальчиковой гимнастики, умение согласовывать существительные с прилагательными; воспитывать инициативность и самостоятельность в речевом общении с окружающими; Художественное творчество: учить изображать при помощи красок мать-и-мачеху с опорой на образец воспитателя; развивать фантазию; развивать мелкую моторику. воспитывать навыки аккуратности при выполнении работы, умение доводить начатую работу до конца.
Планируемые результаты: сформированы знания о весенних признаках, знают, как изменяется жизнь животных и птиц с наступлением весны, составляют связные рассказы по картине и согласовывают существительные с прилагательными, изображают в рисунке цветок – первоцвет: мать-и-мачеху всем ворсом кисти, называют основные цвета; любознательны и активны, с удовольствием вовлекаются в игровые действия на занятии.
Ход НОД:
1 часть: Вводная:
1. Мотивация:
Воспитатель: Дети, подойдите к окну и посмотрите, какое сейчас время наступило?
Дети: Уже наступила весна.
Воспитатель: А вы –бы хотели, чтобы Весна-красна к нам в гости пришла?
Дети: Очень хотим, чтобы веснянка у нас в гостях побывала.
Воспитатель: Сегодня в нашу группу пришло звуковое письмо от Весны-красны. Давайте прослушаем его.
(в звуковом письме весна сообщает детям, что она пришла уже в наши края и сегодня придёт в гости к детям средней группы, но сначала надо выполнить все её задания)
2. Двигательная разминка:
Воспитатель: Прежде. чем мы приступим к выполнению заданий весны, давайте выполним небольшую разминку (проводится двигательная разминка по тексту стихотворения) :
Как да кап и не до сна,
Постучалась к нам весна
Зазвенел ручей игриво
Вышел ежик. «Что за диво!
Хватит звери нам скучать,
Уж весну пора встречать!»
3. с/и «Скажи предложение о весне с разными эмоциями»
Воспитатель: А вы рады весне? Покажите, как вы рады весне.
(Дети мимикой изображают радость).
Воспитатель: А теперь сообщите эту новость радостно: «Весна пришла!»
(Дети повторяют с разными интонациями предложение)
Воспитатель: Мы живем с вами в самом суровом крае России, весна к нам приходит в в конце апреля-солнце начинает греть теплее и мы радуемся весне.
4. Загадывание загадки:
Воспитатель: Я вам загадаю загадку. А вы попробуйте её отгадать.
Тает снежок,
Ожил лужок,
День прибывает,
Когда это бывает?
Дети: Это весна.
2 часть. Основная:
1. Беседа о весне
Воспитатель: Весна – замечательное и прекрасное время года, когда природа просыпается и оживает после долгого сна. Недаром поэты называют весну «утром года». Мы долго ждали весну, значит, какая весна? (Долгожданная). Посмотрите на картинку (выставляется мнемотаблица «Весна») и попробуйте рассказать, что происходит весной.
(дети составляют рассказ о признаках весны с опорой на мнемотаблицу)
Воспитатель: Вот по каким признакам мы узнаём, что наступила весна. О весне написано много стихов, рассказов, музыканты сочинили много музыкальных произведений. Весна предлагает вам послушать сказку. Присаживайтесь на пенёчки и прослушайте весеннюю сказку.
2. Рассказывание сказки о весне.
Воспитатель: «Жила — была семья: отец и четыре дочери. Отца звали Год, а дочерей — Зима, Весна, Лето и Осень. Отец очень любил своих дочерей, хоть и разные они были. Пришло время и сестрица Весна пригрела солнышком, растопила снег. Побежали ручьи, зазвенела капель! Вода к медведю в берлогу просочилась, проснулся косолапый, вылез из берлоги погреться. Вернулись, улетевшие от нас на зиму птицы. Назовите их?
Дети: грачи, скворцы, ласточки, кукушки, гуси, лебеди, соловьи.
Воспитатель: Какие приметы весны вы ещё наблюдали во время прогулок?
Дети: Тает снег, солнце светит ярче, появляются сосульки, прилетают птицы, текут ручьи, у животных появляются детеныши, распускаются первые цветы
Воспитатель: Посмотрите. Какие интересные картинки нам прислала весна. Подойдите и возьмите, каждый себе по одной картинке. Расскажите. что изображено на них.
(Рассказывание детьми по цепочке с опорой на простые сюжетные картинки)
Воспитатель: Побрёл медведь по лесу и почуял чудесный аромат от цветов-первоцветов. Сестрица Весна продолжает на земле свой порядок наводить. Украсила всё цветами, первой нежной, зелёной травой. Почему цветы, которые появляются весной, называются первоцветами?
Дети: потому что они первые
Воспитатель: Какие весенние цветы вы знаете?
Дети: подснежник, мать-и мачеха, ландыш
3. Пальчиковая игра «Цветок»
Вырос высокий цветок на поляне
Утром весенним раскрыл лепестки.
Всем лепесткам красоту и питанье
Дружно дают под землей корешки.
Воспитатель: Ребята, хотите отправиться в лес? Не за грибами, не за цветами, а за лесными чудесами!
Дети: очень хотим
Воспитатель: Прежде чем отправиться в лес, давайте вспомним, как надо себя вести в лесу?
Дети: В лесу нельзя шуметь, цветы рвать, ветки ломать, мусор бросать.
Воспитатель: Молодцы! Вы правильно назвали правила поведения в лесу. Тогда в путь!
4. Двигательное упражнение «В путь!»
В лес весенний мы шагаем (Идут маршевым шагом)
Ноги выше поднимаем.
Топают ножки (Идут топающим шагом)
По прямой дорожке.
По узенькой дорожке (Идут на носках)
Пойдут тихонько ножки.
Друг за дружкой побежали. (Бегут на носочках)
В лес весенний прибежали
5. игровое упражнение «Путешествие по весеннему лесу»
Воспитатель: Вот мы и пришли в весенний лес. Что вы видите в лесу?
Дети: весенние цветы, птицы весело щебечут
6. Дидактическая игра «Четвёртый лишний».
Воспитатель. Посмотрите на птиц. Как вы думаете, какая из них лишняя и почему?
Дети. Лишний воробей. Он зимующая птица, а все остальные птицы — перелётные.
Воспитатель: Ребята, а почему их называют птицами?
Дети: тело покрыто перьями, два крыла, они умеют летать, у них клюв, две лапы, есть хвост
Воспитатель: Какие птицы прилетают первыми?
Дети: грачи
Воспитатель: Что делают птицы весной? (выставляется картинка — подсказка: дерево с гнёздами.)
Дети: птицы вьют гнёзда
7. С/и «Весенние месяцы»
Воспитатель: Назовите весенние месяцы.
Дети: Март, апрель, май – их не забывай!
Воспитатель: В народе месяц март называют протальник. А знаете, почему его так называют?
Дети: потому что появляются проталины.
Воспитатель: Проталины – это то место, где растаял снег и появились первые островки земли. На проталинах из-под снега появляются первые цветы Найдите на лесной полянке цветы-первоцветы.
(дети показывают картинки с изображением цветов-первоцветов и называют их)
Воспитатель: А апрель в народе издавна называли ледолом, снегосгон. Почему?
Дети: тает снег
Воспитатель: А май называют цветень. Как вы думаете, почему?
Дети: потому что начинают появляться цветы, травка, листочки на деревьях распускаются
Воспитатель: Как изменилась жизни растений с приходом весны?
Дети: они проснулись, на деревьях и кустарниках появились молодые, зелёные листочки, зазеленели травы
Воспитатель: Ребята, скажите, чем пахнет весна?
Дети: свежестью
8. Инсценировка стихотворения «Ну весна! Как дела?.».
Воспитатель: Немало дел у Весны в природе, везде надо успеть, всё подготовить к приходу лета. Давайте, покажем, как наша весна наводит порядок в природе.
(движения выполняются соответственно по содержанию текста)
Ну, Весна!
Как дела?
– У меня уборка.
– Для чего тебе метла?
– Снег смести с пригорка.
– Для чего тебе ручьи?
– Мусор смыть с дорожки.
– Для чего тебе лучи?
– Для уборки тоже,
Всех промою, просушу –
Всех на праздник приглашу.
9. Д/Игра «Скажи ласково».
(Д/Игра проводится в кругу с мячом)
Воспитатель: Вот сколько много дел весной у нашей Веснянки. Куда не посмотришь, все радуются тёплому весеннему солнышку и поэтому весной хочется говорить только ласковые слова. Я скажу солнце, а вы ласково – солнышко, ветка – веточка, лист – листочек, ручей – ручеек, лужа – лужица, цветок – цветочек, туча – тучка, дерево – деревце, облако – облачко, вода – водичка.
(дети образовывают уменьшительно-ласкательные существительные)
10. Д/Игра «Назови признаки».
Воспитатель: Так какая весна? Подберите признаки к слову весна. Весна какая?
Дети: ранняя, звонкая, теплая, дружная, веселая, красивая, цветущая, долгожданная, музыкальная
11. массаж спины.
Воспитатель: Встаньте спиной к друг другу, давайте сделаем массаж наших спинок, потому что устали немного от путешествия по весеннему лесу.
(дети поворачиваются спиной к друг другу и выполняют массаж спины)
Дождик бегает по крыше похлопывают ладошками по спине впередистоящему ребенку
Бом-бом-бом!
По веселой звонкой крыше
Бом-бом-бом!
Дома, дома посидите, – постукивание пальцами рук
Бом-бом-бом!
Никуда не выходите, –
Бом-бом-бом!
Почитайте, поиграйте, – постукивание кулачками
Бом-бом-бом!
Я уйду тогда гуляйте
Бом-бом-бом!
Дождик бегает по крыше поглаживание ладошками
Бом-бом-бом!
По веселой звонкой крыше –
Бом-бом-бом!
11. Загадывание загадок
Воспитатель: Послушайте, кто-то спешит к нам в гости. Может это весна-красна? Пойду, посмотрю. (выходит в приёмную, быстро одевает накидку и кокошник, возвращается обратно в группу)
Весна: Здравствуйте мои маленькие друзья! Вам понравилось у меня в гостях?
Дети: да
Весна: Вы вспомнили обо мне много примет, рассказали о жизни животных и птиц. Вспомнили цветы-первоцветы и тем самым порадовали меня. Я с собой в сундучке весеннем принесла загадки. вспомнили приметы весны, тогда вы с легкостью отгадаете все загадки. Готовы?
(включается аудиозапись Вивальди «Весна»)
Снег чернеет на полянке,
С каждым днем теплей погода.
Время класть в кладовку санки.
Это, что за время года. (весна)
***
В голубенькой рубашке
Бежит по дну овражка. (ручеек)
***
Новоселье у скворца
Он ликует без конца.
Чтоб у нас жил пересмешник,
Смастерили мы (скворечник)
***
Здесь на ветке чей-то дом
Ни дверей в нем, ни окон,
Но птенцам там жить тепло.
Дом такой зовут (гнездо)
***
Ручейки бегут быстрее,
Светит солнышко теплее.
Воробей погоде рад
- Заглянул к нам месяц (март)
***
Мишка вылез из берлоги,
Грязь и лужи на дороге,
В небе жаворонка трель
- В гости к нам пришёл (апрель)
***
Сад примерил белый цвет,
Соловей поет сонет,
В зелень наш оделся край
— Нас теплом встречает (май)
***
Первым вылез из землицы
На проталинке.
Он мороза не боится,
Хоть и маленький. (подснежник)
***
На зелёной хрупкой ножке
Вырос шарик у дорожки.
Ветерочек прошуршал
И развеял этот шар. (одуванчик)
***
Белые горошки
На зелёной ножке. (ландыш)
***
Стоит в саду кудряшка
- Белая рубашка,
Сердечко золотое.
Что это такое? (ромашка)
12. Хоровод «Веснянка»
Весна: Молодцы! Все мои загадки отгадали правильно. А теперь я вас приглашаю в свой хоровод.
(проводится хоровод «Веснянка»; дети встают в круг с весной и идут по кругу взявшись за руки)
1. Ой, бежит ручьем вода,
Нету снега, нету льда,
Ой, весна, ой, весна,
Нету снега, нету льда.
2. Прилетели журавли
И соловушки малы,
Журавли, журавли
И соловушки малы.
3. Мы весняночку поем,
Весну красную зовем
Ой, поем, ой, поем,
Весну красную зовем.
13. рисование мать-и –мачехи»
Веснянка: Чтобы на моей лесной полянке стало ещё красивей, давайте нарисуем полянку весенних цветов-первоцветов мать-и-мачеху. Проходите за лесные столы и присаживайтесь на пенёчки. Рассматривание картинки с изображением цветка.
14. Показ и объяснение рисования мать-и-мачехи.
15. рисование цветка детьми под руководством воспитателя
(методом тычка жесткой кистью)
3 часть. Заключительная
1. рефлексия. Весна: Мне так у вас понравилось ребята, что даже жаль расставаться с вами. Но пора возвращаться в своё царство, работы много у меня в нашем суровом крае. На прощание хочу вас угостить сладостями и подарить раскраски обо мне. (весна угощает детей конфетами, раздает раскраски на весеннюю тематику; затем прощается с детьми и выходит вальсируя под музыку в приёмную; воспитатель быстро снимает с себя кокошник и накидку и входит в группу)
Воспитатель: Дети, ну как, понравилось весне у нас в гостях?
Дети: да
Воспитатель: Какая красивая цветочная полянка у вас получилась. Какой цветок вы с весной рисовали?
Дети: мать-и-мачеху.
Воспитатель: Что вам больше всего сегодня понравилось?
(ответы детей)
Воспитатель: Весна оставила для нас интересную презентацию о жизни животных и птиц весной. Нам тоже пора возвращаться в группу Становитесь друг за другом ( дети имитируют движения ходьбы: перешагивание через поваленные деревца (кубики, перепрыгивание с кочки на кочку (из обруча в обруч, ходьба по мостику (канату приставным шагом) Вот и вышли мы из леса. Проходите в наш кинотеатр, присаживайтесь поудобнее, начинаем просмотр презентации.
(просмотр презентации)