эльмира мусаева
Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством пластилинографии
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством пластилинографии»
Задачи:
Расширить свои знания о разнообразных методах пластилинографии и применять их на практике;
Повысить заинтересованность воспитанников к пластилинографии;
Активизировать взаимодействие в системе «педагог-ребёнок-родитель», используя нетрадиционные формы в работе с родителями для повышения компетентности в вопросах воспитания детей;
Публикация «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством пластилинографии» размещена в разделах
- Бросовый материал. Лепка
- Лепка. Методические разработки
- Лепка. Техники работы с пластилином
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Организовать в группе ДОУ предметно- развивающего пространства и условий для активизации и обеспечения всестороннего развития детей дошкольного возраста и активизации творческого потенциала через использование пластилинографии.
Формы работы с детьми:
совместная деятельность воспитателя с детьми:
индивидуальная работа с детьми
свободная самостоятельная деятельность детей.
Методы и приё мы:
показ способов, уточнение приёмов выполнения работы взрослым с подробным объяснением; поэтапный показ или показ с привлечением детей;
использование литературного ряда (стихи, загадки, поговорки, и т. д.); фонограмм;
игровые приёмы;-
индивидуальная работа с детьми, совместная деятельность взрослого и ребёнка;
обследование, рассматривание, наблюдение.
Формы работы с родителями:
анкетирование родителеi
консультации
индивидуальные беседы
оформление наглядной информации (стенды)
привлечение к обогащению развивающей предметно-развивающей среды группы.
Используемые технологии: игровые, информационно-коммуникационные, личностно-ориентированные.
План
№ Этап самообразования Цель Форма работы
1 Подготовительный этап
Выбор и планирование темы по самообразованию, изучение нормативных документов, научно – методической литературы, подготовка практического материала. Определить формы предоставления результатов работы.
Знакомство с теоретическими знаниями
Изучение литературы.
оставление консультаций, рекомендаций, памяток.
Составление плана самообразования и перспективного плана работы с детьми и родителями.
2 Основной этап (внедрение в работу подготовленного материала). Апробация различных педагогический технологий и методик организации работы с дошкольниками Внедрить в работу подготовленный материал, организовать работу по проведению с детьми деятельности художественно- эстетической направленности с применением пластилинографии.
Составление картотеки «Пластилинография»
Создать презентации по теме самообразования
Обогащение РППС- зоны художественно- эстетической направленности в группе ДОУ
3 Заключительный этап. Обобщить опыт работы по теме самообразования
План работы с детьми
№ п/п Тема Задачи Материалы
Сентябрь
1
«яблочки» 1. Учiть передавать посредством пластилинографии изображение фруктового дерева: отщипывать небольшие кусочки пластилина и скатывать маленькие шарики круговыми движениями пальцев, расплющивать шарики на всей поверхности силуэта (кроны дерева).
2. Развивать эстетическое восприятие природы.
Плотныi картон жёлтого цвета с силуэтом дерева, размер А4; пластилин кранного, желтого или зеленого цветов; стека.
2
«Осенние листья» 1. Закреплять приемы надавливания и размазывания, учить смешивать различные цвета.
2. Поддерживать желание доводить начатое дело до коkца, развивать мелкую моторику.
3. Воспитывать навыки аккуратности. Плотный картон голубого цвета с силуэтом дерева, размер А4; пластилин красного, желтого, оранжевого цветов; стека.
Октябрь
1
«Радужное настроение» Правильно подбирать цвета и оттенки.
1. Учить раскатывать пластилин в ладошках, придавая нужную форму, аккуратно размазывать пластилин пальчиком по основе, прорисовывая детали; правильно подбирать цвета и оттенки.
3. Воспитывать художественный вкус, самостоятельность, творческую инициативность Плотный картон жёлтого цвета, размер А4; пластилин разных цветов; стека; цветные карандаши.
2
«Весёлый ёжик в лесу» 1. Учить передавать в работе характерные особенности окраса осенних листьев; правильно выбирать фон для будущей работы; уметь разглядывать различные оттенки цвета.
2. Развивать эстетическое восприятие; мелкую моторику. Осенние листья, игрушка Ёжик, картон различных цветов размером А4 с нарисованным контуром кленового листка, пластилин; стека; картинки с изображением осенних деревьев.
Ноябрь
1
«Подарок» 1. Продолжать знакомить детей со свойствами пластилина (мягкий, податливый, способен принимать любую форму). Учить детей достигать выразительной передачи формы, цвета, изображений мелких деталей объекта.
2. Развивать мелкую моторику.
3. Воспитывать аккуратность в работе с пластилином. Вызвать у детей желание делать приятное, дарить подарки. Пластилин розового цвета; стека; картон яркого цвета 1 / 2; бисер; бантики.
Декабрь
1
«ёлочка» Закреплять умения детей использовать в работе нетрадиционную технику изобразительного искусства – пластилинографии.
2. Развивать образное мышление, умение создавать знакомый образ, с опорой на жизненный опыт детей (новогодний праздник, художественное слово, иллюстрации) Плотный картон голубого цвета с силуэтом ёлочки, стека; размер А4; пластилин зелёного цвета.
Январь
1
«Снеговичок» 1. Закрепить способ создания знакомого образа посредством пластилина на горизонтальной плоскости путём раскатывания, сплющивания.
2. Развивать интерес к экспериментированию через включение в оформление работы «бросового» материала для создания необычных поверхностей в изображаемом объекте. Картон голубого (синего) цвета с силуэтом снеговика; размер А4, набор пластилина; белая яичная скорлупа; стека; игрушка снеговик.
Февраль
1
«Самолет» 1. Учить детей лепить плоскостное изображение cfvjktnf, используя усвоенные ранее приёмы лепки (скатывание, расплющивание, сглаживание границ соединений). Учить передавать форму, характерные детали танка.
2. Развивать мелкую моторику.
3. Воспитывать любовь к своей родине. Картон голубого цвета с силуэтом cfvjktnf; размер А4, пластилин зелёного цвета; стека; игрушка танк.
Март
1
«Воздушные шарbrb для праздника»
1. Учить детей раскатывать ладонями шарики разного размера, цвета; затем расплющивать придавливающими движениями, располагая на горизонтальной поверхности.
2. Развивать мелкую моторику рук, цветовосприятие. Картон жёлтого цвета с силуэтом шарика; размер А4; набор пластилина; стека; игрушка воздушный шарик.
Апрель
1
«дерево» 1. Учить детей изображать ветку цветущего дерева с помощью пластилина. Учить создавать композицию из отдельных деталей, используя имеющиеся умения и навыки работы с пластилином — раскатывание, сплющивание, сглаживание.
2. Развивать мелкую моторику рук, эстетическое восприятие.
3. Воспитывать любовь к природе, Картон розового цвета с силуэтом дерева; размер А4; пластилин белого цвета; стека; иллюстрации цветущих деревьев.
Май
1
«Божья коровка на ромашке» 1. Учить использовать знания и представления об особенностях внешнего вида насекомых в своей работе; закрепить использование в творческой деятельности детей технического приема – платилинографии, формировать обобщенные способы работы посредством пластилина.
2. Вызвать интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о природе. Картон зелёного цвета с силуэтом ромашки; размер А3; пластилин белого и жёлтого цвета; стека; наклейка «божья коровка».
Работа с родителями
Сентябрь
Папка-передвижка: "Пластилинография"
Октябрь
Консультация "Развитие творческих способностей посредством пластилинографии"
Ноябрь
Индивидуальные беседы с родителями
Декабрь
Совместное творчество детей и родителей. Создание коллективных работ.
Январь Консультация для родителей «Художественно-эстетическое развитие в ДОУ».
Февраль
Составление рекомендации для родителей по использованию пластилинографии в домашних условиях.
Март Презентация центра творчества.
Апрель
Индивидуальны беседы.
Май
Презентация "Наши успехи"
Приложение.
При работе с пластилином предлагается следовать следующим рекомендациям:
• Твердый пластилин разогреть перед занятием в ёмкости с горячей водой из-под крана, (но не заливать кипятком).
• Пластилин – материал объёмный, а значит, имеющий вес. Поэтому для работы следует использовать не тонкие листы, а плотный картон, чтобы не происходило деформации основы при выполнении приёмов придавливания, примазывания, сглаживания поверхностей создаваемых из пластилина объектов.
• Чтобы работа со временем не теряла своей привлекательности, следует основу с нарисованным предварительно контуром или без него покрыть скотчем. Это поможет избежать появления жирных пятен, работать на скользкой поверхности легче и при помощи стеки проще снять лишний пластилин, не оставляя следов. Контуры в данном случае выполняются обычным фломастером, который также без труда стирается влажной салфеткой, если ребёнок ошибся в изображении объекта.
• Если работа выполняется в качестве подарка, например: «Букет для мамы», или для оформления групповой комнаты, рекомендуется поверхность выполненной из пластилина композиции покрыть бесцветным лаком. Пластилин под лаковой плёнкой со временем твердеет, изделие становиться более яркими, с лакированной поверхности легче убирать пыль.
• На рабочем столе ребёнка должна обязательно присутствовать тканевая салфетка для рук, чтобы он мог воспользоваться ею в любое время, а после выполненной работы первоначально вытереть руки салфеткой, а затем вымыть их водой с мылом.
• Работа с пластилином трудоёмкая, требует усилий, поэтому детям необходим минутный отдых в процессе её выполнения в виде физкультурных минуток и разминок.
Этапы работы
Работа по формированию навыков по пластилинографии проводится в несколько этапов, на каждом из которых перед ребенком ставятся определенные задачи.
Подготовительная часть.
Организационный этап (общая организация детей, подготовка необходимых принадлежностей).
Вводная часть: беседа, мобилизация внимания, создание эмоциональной заинтересованности, повышение мотивации изобразительной деятельности детей, рассматривание образца.
Тактильно-двигательное восприятие, анализ объектов изображения (натуры или образца) по форме, величине, строению, цвету, положению в пространстве или выявление сюжета рисунка (в тематическом занятии).
Основная часть.
Определение последовательности выполнения работ, методы и приемы обучения (планирование деятельности).
Показ. Объяснение. Беседа по композиции и технике исполнения, предупреждение возможных ошибок.
Заключительная часть.
Подведение итогов занятия. Обобщение деятельности; просмотр и развернутый анализ работ с точки зрения поставленных задач; фиксирование внимания детей на ошибках и достоинствах выполненных работ; оценка их детьми и педагогом.
Основные приё мы:
Скатывание. Положить кусочек пластилина между ладонями, немножко прижать и выполнять кругообразные движения, чтобы получился шарик. Шарик нужно периодически поворачивать, чтобы он стал круглым.
Раскатывание. Позволяет превратить пластилиновый шар в яйцо или цилиндр. Скатать шарик и прямолинейными движениями рук преобразовать в цилиндр. Яйцо получиться, если руки поставить наклонно относительно друг друга и выполнить раскатывание.
Сплющивание. Чтобы получить лепешку или диск, сначала скатывают шарик, потом его сильно сдавливают между ладошками, или прижимают ладошкой к столу.
Прищипывание. Придает определенную фактуру поверхности изделия, что необходимо при выполнении мелких деталей на крупной модели. Для этого соединенными пальцами захватывают немного пластилина и выделяют его, придавая ему нужную форму.
Оттягивание. Похоже на предыдущий прием, но после захвата пластилина его оттягивают и формуют новый элемент или деталь.
Заглаживание. Применяется для создания плавного перехода от одной детали к другой при соединении и для закругления. Выполняется пальцами или стеком. Одновременно можно удалить излишек пластилина.
Надавливание и размазывание. Важно научить детей прилагать усилие пальчиками. Воспитатель показывает приемы, а при необходимости берет указательный пальчик ребенка и помогает нарисовать пластилиновую линию, поворачивает пальчик в нужном направлении.
Основные направления размазывания – сверху вниз, слева направо.
Смешивание пластилина
Смешиваниi пластилина практически не отличается от смешивания масляных красок. В обоих случаях нежелательно использовать более трех цветов, так как в противном случае образуется комок неопределенного цвета. Если смешать пластилин с небольшим количеством черного, добиваются более темного тона того же цвета, и наоборот, смешивая цветной пластилин с белым, получают пастельные тона. На практике это происходит следующим образом. Берут 2 кусочка пластилина разного цвета, предварительно каждый нужно хорошо разогреть в руках и скатать их в один валик. Полученный валик перегибают пополам, получив более толстый и короткий валик, его опять тщательно раскатывают и складывают пополам и т. д. Раскатывание и сгибание продолжается до тех пор, пока кусок пластилина не станет однородного цвета, без пятнышек и прожилок. Сразу нежелательно смешивать 3 цвета, лучше всего сначала смешать 2 цвета до получения однородного, потом к полученному прибавить третий цвет.