Дьячковская Юлияна
Консультация «Развитие связной речи у детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи в игровой деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация. В статье раскрывается вопрос развития связной речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности. Представлен комплекс игр и игровых упражнений, дидактических игр, используемый в развитии связной речи детей с общим недоразвитием речи.
Публикация «Консультация „Развитие связной речи у детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи в игровой деятельности“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Старшая группа
- Темочки
Актуальность данной темы объясняется тем, что процесс развития связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи.
Роль развития речи дошкольников в общении со сверстниками и взрослыми подчеркивается Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (2013 г., в котором ставится задача реализации программы, призванной обеспечивать полноценное развитие воспитанников во всех основных образовательных областях, в том числе и в сфере социально-коммуникативного развития.
Не для кого ни секрет, что у детей с общим недоразвитием речи существуют следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения, наблюдается значительное отставание в формировании навыков описательно-повествовательной речи. У большинства детей нарушено внимание, несовершенно логическое мышление.
В число задач входит научить детей связно, последовательно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению.
Основная функция связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах – диалоге и монологе. Каждая из этих форм имеет свои особенности, которые определяют характер методики их формирования.
Диалог протекает в конкретной ситуации и сопровождается жестами, мимикой, интонацией. Для диалога характерны разговорная лексика и фразеология, краткость, недоговоренность, обрывистость; простые бессоюзные предложения4 кратковременное предварительное обдумывание.
Монологическая речь – связное, логическое последовательное высказывание, протекающее относительно долго во времени. Монолог не рассчитан на медленную реакцию слушателей. Для монолога характерны: внутренняя подготовка, предварительное обдумывание высказывания. Сосредоточение мысли на главном.
Развитие обеих форм связной речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в дошкольной образовательной организации.
Огромна роль в развитии связной речи ребенка принадлежит игре – ведущему виду деятельности детей дошкольного возраста. Именно игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются.
Игра имеет определенную структуру: задачу, игровые правила и игровые действия. Любая игра: дидактическая, сюжетно-ролевая, развивает внимание, наблюдательность, память, сообразительность. В ходе игры дети знакомятся с окружающим миром, что способствует их общему и речевому развитию. Очень эффективным средством формирования связной речи у старших дошкольников с ОНР служат различные игровые упражнения.
Игровая деятельность протекает в процессе обмена информацией между ее участниками, что обуславливает ее значение для речевого развития детей. Игра доставляет ребенку удовольствие, радость, а эти чувства являются сильным средством, стимулирующим активное восприятие речи и самостоятельную речевую активность. «Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора элемента соревнования, удовлетворения потребности в самоутверждении и самореализации».
Игры различаются по содержанию, характерным особенностям, значению в воспитании и обучении. Рассмотрим игры, направленные на развитие связной речи ребенка- дошкольника. Например:
Сюжетно-ролевая игра. Цель: расширить словарный запас. Правильное звукопроизношение, умение правильно выражать свои мысли, закрепить навык построения предложений.
Игры на развитие мелкой моторики. Целенаправленная работа по развитию мелкой моторики помогает преодолеть различные нарушения в психофизической сфере ребенка. Развитие движений пальцев рук взаимосвязаны с речевой функцией. Простые движения рук способны улучшить произношения многих звуков, а значит, развивать речь ребенка. Существует много игр и упражнений по развитию мелкой моторики пальцев рук. Например: пальчиковый театр, которая стимулирует развитие мелкой моторики; знакомит со следующими понятиями: форма, цвет, размер; развивает воображение, память, мышление, внимание; помогает совершенствовать словарный запас и активизирует речевые функции. Игры – шнуровки, содействуют развитию : сенсомоторной координации, пространственного ориентирования, способствуют усвоению понятий «вверху», «внизу», «справа», «слева», творческих способностей.
В условиях различных форм учебной, свободной и игровой деятельности дети старшего дошкольного возраста с ОНР совместно с логопедом и воспитателем закрепляют правильное и сознательное употребление в речи предложных конструкций, употребление отработанных на занятиях грамматических категорий, использование правильной интонации, элементов эмоционально выразительной связной речи. Включение игр и наглядных моделей в процессе обучения содействует закреплению понимания частей речи и грамматических категорий, развитию понимания логико-грамматических конструкций и целостного речевого высказывания.
Таким образом, детям интересны игры и упражнения, способствующие выработке навыков правильного произношения и развитию речи, и формирует у детей потребности в овладении речью.