Юлия Шаронова
Развитие речевой активности у детей раннего возраста посредством использования малых фольклорных форм
▼ Скачать + Заказать документы
Одна из центральных задач педагогики раннего детства - изучение ранних проявлений интеллектуальной жизни, поиск эффективных методов и приемов подхода к малышу, позволяющих установить с ним двусторонний контакт. Именно в раннем возрасте закладывается фундамент познавательно-речевой деятельности.
Ребенок второго-третьего года жизни находится на втором этапе речевого онтогенеза, т. е. ребенок осуществляет переход к активной речи. Поэтому, большое значение для своевременного овладения ребенком речью и для нормального темпа ее развития имеют условия общения со взрослым: эмоциональный контакт между взрослым и ребенком, деловое сотрудничество между ними и насыщенность общения речевым элементами.
Публикация «Развитие речевой активности у детей раннего возраста посредством использования малых фольклорных форм» размещена в разделах
- Младшая группа
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Также ценность раннего обучающего воздействия давно подмечена народом. С незапамятных времен живут в народном быту колыбельные песни, пестушки, потешки, которые забавляют и учат маленького ребенка. Многие отечественные педагоги и психологи (К. Д. Ушинский, Г. С. Виноградов, В. А. Сухомлинский, Л. Н. Павлова и др.) отмечают, что фольклор - одно из действенных и ярких средств педагогики, таящий огромные дидактические возможности
Таким образом, проблема речевой активности детей раннего возраста средствами малых форм фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость. Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в тоже время оказывают на него свое воспитательное воздействие.
Исходя из важности вышесказанного, была поставлена цель: Развивать речевую активность у детей третьего года жизни через использование малых фольклорных форм в образовательной деятельности.
В своей работе мы используем фольклор как в повседневной жизни, так и в непосредственно образовательной деятельности. В педагогический процесс я включаю такие виды фольклорных жанров как пестушки, потешки, загадки, колыбельные, сказки. Мы разработали перспективный план на год с использованием малых форм фольклора в совместной деятельности, где фольклор подобран по всем лексическим темам, с которыми должен познакомиться ребенок третьего года жизни (в соответствии с перспективно-тематическим планом, который прописан в Основной образовательной программе дошкольного образования нашего ДОУ).
Особую значимость фольклор приобретает в период адаптации малыша в дошкольном учреждении, когда ребенок скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми. Фольклор, увлекая детей яркими поэтическими образами, помогает установить контакт с ребенком и вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока еще малознакомому человеку – воспитателю. А также укрепляет светлое, жизнерадостное восприятие жизни. Ведь многие потешки позволяют вставить любое имя, не изменяя содержание (например, «Кто у нас хороший?»). В группе игрушки подбираются так, чтобы среди них были персонажи из потешек. Я заметила, что через некоторое время дети шли с охотой в группу и просили прочитать понравившуюся им потешку. Ласковые потешки также помогают успокоить тех, кто плачет или шумит. («Не плачь, Не плачь, детка…»)
Фольклорные произведения оказывают благоприятное влияние на общение с ребенком в разные режимные моменты, когда его укладывают спать (колыбельная песня, во время умывания (ласковые поговорки, пестушки, во время еды и бодрствования (прибаутки и потешки).
Непосредственно организованную деятельность с использованием русского фольклора мы рассматриваем не как традиционную форму обучения, а как яркое общение с малышами. Ведь на глазах у детей разыгрывается красочное действие: звери разговаривают человеческими голосами, поют, пляшут, играют. Привнесение настроения затейливости, шаловливого веселья, и иногда и некоторого баловства - вот в чём приоритет фольклорных занятий.
Деятельность строится на активном соучастие и сотворчестве педагога и ребёнка. Создаем условия, чтобы у детей возникала потребность речевого взаимодействия со взрослым, скажем, желание делового общения - что-то подтвердить или возразить (хотя бы используя набор самых простых слов: "да", "нет", "так", "вот", но эта речевая активность возникает только в том случае, если дети заинтересованы происходяшим.
Стараемся вызвать у ребёнка чувство сопереживания с действиями персонажа. Передавая смысловое содержание текста, пытаемся заразить малыша своим настроением. Предлагаем малышу включиться в игровое взаимодействие по ходу текста, например, попоить цыплят из ведёрочек (у каждого ребёнка должно быть маленькое ведёрко; показать, как цыплята ходят и клюют зёрнышки, позвать, например, петушка, посадить на веточки птичек. Используем наглядные средства (игрушки, картинки, пособия, с помощью которых создается развернутая картина действий и результата, а также используем прием инсценированния произведения с помощью картинок, ширмы, игрушек. С их помощью можно добиться предельного понимания содержания потешки.
Таким образом, в своей работе используем прием действенного соучастия, который рассчитан на активное вхождение детей в развёртывающееся перед их глазами действие.
Таким образом, малые формы народного поэтического творчества дают нам возможность уже на ранних этапах жизни ребенка приобщать его к народной поэзии, народным обычаям, воспитывать художественный вкус. Незатейливые по содержанию и простые по форме детский фольклор таит в себе немалые богатства – речевые, смысловые, звуковые. Песенки, потешки, пестушки представляют собой прекрасный речевой материал. Мы используем потешки как средство обогащения словаря детей новыми словами, выражениями. Вслушиваясь в напевность, ритмичность и образность народного языка, ребёнок не только овладевает речью, но и приобщается к красоте и самобытности русского слова.
Для более эффективного и успешного решения поставленных задач свою работу мы строили в тесном взаимодействии с музыкальным руководителем, который в непосредственно образовательной деятельности также широко применяет фольклорные произведения (слушание русских народных мелодий, пение колыбельных потешек и закличек, выполнение музыкально-ритмических движений, и родителей.
Так как очень важно единство подходов к воспитанию и развитию ребенка, свою работу с родителями мы начали с анкетирования, целью которого было выявление степени применения устного художественного народного творчества в семье при общении с детьми и отношение самих родителей к данному вопросу.
Причем, результаты анкетирования показали: многие родители не знают, что такое фольклор, и те дети, в семьях, которых не используются фольклорные формы при общении с малышами, не могут рассказать стихотворение или повторить слова и фразы за воспитателем художественного произведения.
Чтобы родители стали активными участниками и помощниками в решении поставленных задач, мы составили перспективный план работы с родителями по теме «Устное народное творчество в развитии речевой активности детей».
Опыт работы показал, что целенаправленное и систематическое использование малых фольклорных форм в образовательном процессе при взаимодействии педагогов и родителей способствует развитию речевой активности детей, стимулирует творческие проявления, будит их фантазию. Произведения народного поэтического творчества оказывают всестороннее влияние на развитие ребенка. Дети овладевают первоначальными речевыми навыками, самостоятельной художественно-речевой деятельностью, расширяются и углубляются навыки ориентировки в окружающем. Дети приобщаются к художественному наследию нашей культуры.