Папки-передвижки

Развитие речевой активности у детей раннего возраста посредством использования малых фольклорных форм

Юлия Шаронова
Развитие речевой активности у детей раннего возраста посредством использования малых фольклорных форм
▼ Скачать + Заказать документы

Одна из центральных задач педагогики раннего детства - изучение ранних проявлений интеллектуальной жизни, поиск эффективных методов и приемов подхода к малышу, позволяющих установить с ним двусторонний контакт. Именно в раннем возрасте закладывается фундамент познавательно-речевой деятельности.

Ребенок второго-третьего года жизни находится на втором этапе речевого онтогенеза, т. е. ребенок осуществляет переход к активной речи. Поэтому, большое значение для своевременного овладения ребенком речью и для нормального темпа ее развития имеют условия общения со взрослым: эмоциональный контакт между взрослым и ребенком, деловое сотрудничество между ними и насыщенность общения речевым элементами.

Публикация «Развитие речевой активности у детей раннего возраста посредством использования малых фольклорных форм» размещена в разделах

Также ценность раннего обучающего воздействия давно подмечена народом. С незапамятных времен живут в народном быту колыбельные песни, пестушки, потешки, которые забавляют и учат маленького ребенка. Многие отечественные педагоги и психологи (К. Д. Ушинский, Г. С. Виноградов, В. А. Сухомлинский, Л. Н. Павлова и др.) отмечают, что фольклор - одно из действенных и ярких средств педагогики, таящий огромные дидактические возможности

Таким образом, проблема речевой активности детей раннего возраста средствами малых форм фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость. Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в тоже время оказывают на него свое воспитательное воздействие.

Исходя из важности вышесказанного, была поставлена цель: Развивать речевую активность у детей третьего года жизни через использование малых фольклорных форм в образовательной деятельности.

В своей работе мы используем фольклор как в повседневной жизни, так и в непосредственно образовательной деятельности. В педагогический процесс я включаю такие виды фольклорных жанров как пестушки, потешки, загадки, колыбельные, сказки. Мы разработали перспективный план на год с использованием малых форм фольклора в совместной деятельности, где фольклор подобран по всем лексическим темам, с которыми должен познакомиться ребенок третьего года жизни (в соответствии с перспективно-тематическим планом, который прописан в Основной образовательной программе дошкольного образования нашего ДОУ).

Особую значимость фольклор приобретает в период адаптации малыша в дошкольном учреждении, когда ребенок скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми. Фольклор, увлекая детей яркими поэтическими образами, помогает установить контакт с ребенком и вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока еще малознакомому человеку – воспитателю. А также укрепляет светлое, жизнерадостное восприятие жизни. Ведь многие потешки позволяют вставить любое имя, не изменяя содержание (например, «Кто у нас хороший?»). В группе игрушки подбираются так, чтобы среди них были персонажи из потешек. Я заметила, что через некоторое время дети шли с охотой в группу и просили прочитать понравившуюся им потешку. Ласковые потешки также помогают успокоить тех, кто плачет или шумит. («Не плачь, Не плачь, детка…»)

Фольклорные произведения оказывают благоприятное влияние на общение с ребенком в разные режимные моменты, когда его укладывают спать (колыбельная песня, во время умывания (ласковые поговорки, пестушки, во время еды и бодрствования (прибаутки и потешки).

Непосредственно организованную деятельность с использованием русского фольклора мы рассматриваем не как традиционную форму обучения, а как яркое общение с малышами. Ведь на глазах у детей разыгрывается красочное действие: звери разговаривают человеческими голосами, поют, пляшут, играют. Привнесение настроения затейливости, шаловливого веселья, и иногда и некоторого баловства - вот в чём приоритет фольклорных занятий.

Деятельность строится на активном соучастие и сотворчестве педагога и ребёнка. Создаем условия, чтобы у детей возникала потребность речевого взаимодействия со взрослым, скажем, желание делового общения - что-то подтвердить или возразить (хотя бы используя набор самых простых слов: "да", "нет", "так", "вот", но эта речевая активность возникает только в том случае, если дети заинтересованы происходяшим.

Стараемся вызвать у ребёнка чувство сопереживания с действиями персонажа. Передавая смысловое содержание текста, пытаемся заразить малыша своим настроением. Предлагаем малышу включиться в игровое взаимодействие по ходу текста, например, попоить цыплят из ведёрочек (у каждого ребёнка должно быть маленькое ведёрко; показать, как цыплята ходят и клюют зёрнышки, позвать, например, петушка, посадить на веточки птичек. Используем наглядные средства (игрушки, картинки, пособия, с помощью которых создается развернутая картина действий и результата, а также используем прием инсценированния произведения с помощью картинок, ширмы, игрушек. С их помощью можно добиться предельного понимания содержания потешки.

Таким образом, в своей работе используем прием действенного соучастия, который рассчитан на активное вхождение детей в развёртывающееся перед их глазами действие.

Таким образом, малые формы народного поэтического творчества дают нам возможность уже на ранних этапах жизни ребенка приобщать его к народной поэзии, народным обычаям, воспитывать художественный вкус. Незатейливые по содержанию и простые по форме детский фольклор таит в себе немалые богатства – речевые, смысловые, звуковые. Песенки, потешки, пестушки представляют собой прекрасный речевой материал. Мы используем потешки как средство обогащения словаря детей новыми словами, выражениями. Вслушиваясь в напевность, ритмичность и образность народного языка, ребёнок не только овладевает речью, но и приобщается к красоте и самобытности русского слова.

Для более эффективного и успешного решения поставленных задач свою работу мы строили в тесном взаимодействии с музыкальным руководителем, который в непосредственно образовательной деятельности также широко применяет фольклорные произведения (слушание русских народных мелодий, пение колыбельных потешек и закличек, выполнение музыкально-ритмических движений, и родителей.

Так как очень важно единство подходов к воспитанию и развитию ребенка, свою работу с родителями мы начали с анкетирования, целью которого было выявление степени применения устного художественного народного творчества в семье при общении с детьми и отношение самих родителей к данному вопросу.

Причем, результаты анкетирования показали: многие родители не знают, что такое фольклор, и те дети, в семьях, которых не используются фольклорные формы при общении с малышами, не могут рассказать стихотворение или повторить слова и фразы за воспитателем художественного произведения.

Чтобы родители стали активными участниками и помощниками в решении поставленных задач, мы составили перспективный план работы с родителями по теме «Устное народное творчество в развитии речевой активности детей».

Опыт работы показал, что целенаправленное и систематическое использование малых фольклорных форм в образовательном процессе при взаимодействии педагогов и родителей способствует развитию речевой активности детей, стимулирует творческие проявления, будит их фантазию. Произведения народного поэтического творчества оказывают всестороннее влияние на развитие ребенка. Дети овладевают первоначальными речевыми навыками, самостоятельной художественно-речевой деятельностью, расширяются и углубляются навыки ориентировки в окружающем. Дети приобщаются к художественному наследию нашей культуры.

Публикации по теме:

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности (опыт работы) «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка и тогда, когда мы.

Фотоотчёт о родительском собрании «Развитие речи ребёнка с помощью малых фольклорных форм»Фотоотчёт о родительском собрании «Развитие речи ребёнка с помощью малых фольклорных форм» Я думаю что и в наше время эта тема актуальна! Как хотелось бы, чтобы наши дети пели русские детские песенки, рассказывали сказки, потешки.

Конспект НОД по развитию речи с использованием малых фольклорных форм в первой младшей группе «В гости к бабушке Варварушке» Конспект НОД по развитию речи с использованием малых фольклорных форм в 1-й младшей группе. Подготовила воспитатель МБДОУ №2 г. Кингисеппа.

Отчет по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники»Отчет по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники» Речь - это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Гегель Георг Фридрих Речевое развитие – это.

Пособие по развитию речи посредством малых фольклорных форм «Бабушка-говорушка»Пособие по развитию речи посредством малых фольклорных форм «Бабушка-говорушка» «Бабушка-говорушка». Пособие: Цель: развитие слухового внимания и понимания речи, снятие эмоционального напряжения. Задачи: формирование.

Проект «Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста через различные виды игр»Проект «Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста через различные виды игр» Вид проекта – творчески, познавательный. Участники проекта — воспитатель, дети младшей группы, родители. Продолжительность — среднесрочный.

Развитие двигательной активности у детей раннего возрастаРазвитие двигательной активности у детей раннего возраста Вопрос поддержания здоровья наших детей всегда актуален. Наиболее распространённым детским заболеванием является сколиоз. Именно не врождённый,.

Развитие речевой активности детей среднего дошкольного возраста в различных видах деятельностиРазвитие речевой активности детей среднего дошкольного возраста в различных видах деятельности Актуальность: В настоящее время в связи с вступлением федеральных государственных требований, особую актуальность приобретает проблема развития.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники лепки — соленое тестоРазвитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники лепки — соленое тесто Уважаемые коллеги, здравствуйте! Хочу рассказать вам о теме моего самообразования. Темой моего самообразования за 2015- 2016 уч. года.

Театрализованная деятельность как метод развития речевой активности детей раннего возрастаТеатрализованная деятельность как метод развития речевой активности детей раннего возраста В 2019 году мы впервые набрали группу от 1,5 до 3 лет. Ни для кого не секрет, что современные дети приходя, в дошкольное учреждение почти.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие речевой активности у детей раннего возраста посредством использования малых фольклорных форм
Опубликовано: 20 февраля 2022 в 10:33
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие речевой активности у детей раннего возраста посредством использования малых фольклорных форм» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Шаронова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД