Екатерина
Развитие познавательной активности старших дошкольников по экологическому воспитанию средствами моделирования
▼ Скачать
На современном этапе развития общества, в условиях перехода на ФГОС ДО особую значимость приобретает развитие познавательной активности детей. Содержание образовательной области «Познание» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов их интеллектуального развития.
Публикация «Развитие познавательной активности старших дошкольников по экологическому воспитанию средствами моделирования» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Современные дети живут и развиваются в эпоху информационной цивилизации, новых компьютерных технологий. Особую ценность сегодня приобретает развитие познавательных психических процессов, познавательной активности, умение самостоятельно мыслить.
Во-первых, современный ребенок живет в несравнимо более широкой информационной среде, чем его сверстник несколько десятилетий назад.
Во-вторых, необходимо учитывать реалии современного общества. Сегодня в социуме ценятся люди, обладающие широким запасом знаний, мыслящие конструктивно и оригинально, умеющие находить выход из разных ситуаций.
В-третьих, требования и программы школы сегодня таковы, что ребенок почти с первых дней обучения сталкивается с разнообразными задачами достаточно высокого уровня сложности.
Одним из основных методов в нашей работе мы выбрали моделирование, помогающее объяснить и составить целостное представление о предмете, явлении. Моделирование как деятельность и действия с моделями в психическом отношении развивает ребенка, формирует у него познавательное отношение к окружающему.
Проведенные нами наблюдения сформированности представлений о животном мире по методике Н. Н. Кондратьевой показали некоторую озабоченность: Были выявлены проблемы в понимании детей взаимосвязей и взаимозависимости, лежащих в основе родовых и видовых классификаций животного мира, в понимании места и роли, животных и растений в мире природы. В области ценностных отношений наблюдалось наличие у детей неправильного отношения к животным и растениям.
Параллельно проводилось обследование познавательного развития детей пе-дагогом – психологом. Использовались методики «Назови слова», «представления об окружающем мире», «Лабиринт», «Обведи контур», «Воспроизведи рисунок», «Что лишнее», «Раздели на группы».
Вывод: Были выявлены существенные проблемы в понимании детей взаимосвязей и взаимозависимости, лежащих в основе родовых и видовых классификаций животного мира, в понимании места и роли, животных в мире природы. В области ценностных отношений наблюдается наличие у детей неправильного отношения к животным: потребительское, агрессивное, безразличное. Поэтому мы пришли к выводу, что моделирование поможет сгруппировать, выделить особенности животного мира, развить познавательные навыки у детей.
На основании выделенных проблем, мы ставим следующие цели и задачи работы. Цель: Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами экологического воспитания с использованием моделирования.
Задачи:
- Способствовать активному включению ребенка в деятельность по экологическому воспитанию.
Побуждать детей принимать от взрослого, а затем самостоятельно выдвигать познавательную задачу, целенаправленно осуществлять практическую деятельность по ее решению.
Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, осознанного стремления к самостоятельному решению проблемной ситуации.
Воспитывать интерес к экологическому воспитанию и культуру общения.
Способствовать становлению родителей как субъектов образовательной деятельности в вопросах экологического воспитания.
Формировать обобщенные представления об общих и существенных признаках животных и растений на примере представителей родного края.
Развить представления о взаимосвязи и взаимодействиях лежащих в основе родовых и видовых классификаций природного мира.
Развить практические умения и навыки по уходу за растениями уголка природы, в зависимости от их потребностей.
Развивать знаково-символическую функцию сознания посредством метода моде-лирования.
Формировать системы правил поведения в местах обитания диких животных (лес, водоем, развитие природоохранной деятельности.
Работа будет строиться по следующим этапам в соответствии с этапами введения моделей.
1. Знакомство детей с объектами природы и животного мира, выделение особенно-стей
2. Составление моделей и работа с ними : (перевод характерных особенностей объектов и явлений на знаково-символический язык)
3. Введение моделей и знаков в повседневную жизнь и другие виды деятельности: (игра, развитие речи и т. д.)
Сначала была поставлена задача: создание развивающей предметно-пространственной образовательной среды.
При её создании мы опирались:
• на особенности развития детей 7-ого года жизни;
• ООП и ФГОС ДО;
• принципы создания предметно-развивающей среды.
Развивающая Предметно пространственная образовательная среда в подготовительной группе по экологическому воспитанию представлена большим разнообразием дидактических игр, альбомами, моделями, много книг о животных и растениях. В группе также есть живой уголок, зона экспери-ментирования, мини огород
Материалы и оборудование уголка природы в группе, условно мы разделили на: книги, дидактические игры, демонстрационные пособия, модели объектов природы, экспериментальное оборудование. Предметно – развивающая среда мобильна, динамична, многофункциональна, насыщена и отвечает возрастным и индивидуальным особенностям детей. Она становится основой для интеллектуального развития ребенка, развития мыслительной активности, познавательного интереса, все это помогает формировать критерии готовности к школьному обучению.
В содержание всех занятий мы по природному миру постепенно вводили модели в соответствии с этапами обучения детей моделированию.
Вначале на первом этапе своей работы с детьми мы организовали коллективные экскурсии (поляну, в частный сектор, где дети знакомились с многообразием живот-ных. Рассматривали иллюстрации, картины, показывали мультимедийные презентации, читали книги. В природе проводились наблюдения за птицами, насекомыми, их приспособление к среде обитания, передвижение, питание.
На занятиях дети работают с демонстрационным материалом, раздаточным материалом, выделяя конкретные признаки животных, в процессе работы детям задавались вопросы причинно – следственного характера: (Зачем? Почему? Что было бы,если… и др.). Так же на занятиях мы использовали дидактические игры : «Третий лишний», «Кто, где живет», «Зоологическое лото», «Угадай какой наш дом», «Докажи, что это животное», «Чем похожи, в чем отличие», «Лабиринт» и т. д. Данная работа позволяет познакомить детей с животными, их местом обитания, питания, способом передвижения, приспособления к среде.
На втором этапе, по мере знакомства с моделями животных в занятия, вводились знаки, отражающие признаки животных.
В нашей работе были использованы следующие модели животных : звери, птицы, насекомые, рыбы, где в определенной последовательности описываются, а затем с помощью знака отражается: внешний вид, приспособление к среде обитания, питание, размножение, потребности животных и растений, защита. С помощью этих моделей, дети учились: - правильно называть части тела животных, для чего они нужны (функции и назначение). Также моделирование позволяет детям в определенной последовательности составлять описательные, а затем и сравнительные рассказы о животных и растения.
Дети учатся классифицировать животных (звери, птицы, насекомые, рыбы) по определенным признакам – строение тела, покров, способ передвижения, место обитания.
При организации занятий стараемся обеспечить активное участие всех детей, а также выполнять дифференцированные задания, работа в парах. С агрессивно настроенными к животному миру детьми, мы работаем индивидуально. С этими детьми мы проводим беседы, подбираем игры так, чтобы ребенок не только принимал участие, но и сопереживал и осознавал всю значимость природы.
Проводимые занятия формируют у детей представления о животном мире, гуманное отношение к животным, желание научиться чему – либо и быть полезным. Также формируются предпосылки учебной деятельности, выделенные Элькониным Д. Б.
На третьем этапе данные модели вошли в разные виды деятельности и в повседневную жизнь детей. В повседневной жизни мы также используем метод моделирования и другие методы, и приемы по ознакомлению с животным миром, опираясь на игровые технологии и упражнения для закрепления представлений, умений, навыков, полученных на занятиях.
Совместно с детьми изготовили альбом, где ребята рассказывали от лица какого – либо животного о своих проблемах. Также в содержании занятий вводились такие игры, как: «Хорошо – плохо», «Что было бы, если…», которые помогают развить творчество, мышление, выказывать свое отношение к животным с разных точек зрения. Дети спорят, рассуждают, высказывают свое мнение. Эти игры учат детей лучше понимать животных и природу, в общем, приучают к тому, что мы все несем ответственность за все живое, и в наших силах сохранить все то, что нас окружает. В конце занятия мы проводили итог деятельности групп и отдельных детей, привлекая детей к взаимооценке и самооценке. (Как ты думаешь? Что тебе больше понравилось? Какие трудности тебе встретились).
На прогулке дети наблюдают за насекомыми, птицами, а затем фиксируют все это в дневнике наблюдений. В живом уголке, ухаживая за растениями совместно с детьми, составляем паспорт ухода.
Дети с большим интересом используют модели и в других видах деятельности: развитие речи, сюжетно – ролевые игры, изо деятельность, конструирование. Дети изготавливали модели животных, а потом обыгрывали ситуации, придумывали целые истории, ставили спектакли.
В группе создана целая библиотека книг о природе, о животных, где дети не толь-ко рассматривают иллюстрации, но и прочитывают небольшие рассказы, затем они делятся впечатлением друг с другом о прочитанном.
Организуя различную деятельность детей с использованием метода моделирования, мы имеем возможность обогатить их практический опыт, углубить знания, привить гуманное отношение ко всему живому.
В экологическом развитии также формируются предпосылки к учебной деятельности: умение детей осознанно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия; умение внимательно слушать и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме; умение самостоятельно выполнять требуемые задания по зрительному воспринимаемому образу и наиболее эффективным методом с нашей точки зрения развития предпосылок является моделирование, которое позволяет последовательно, самостоятельно применять его в свободной деятельности: составлять рассказы, играть, рисовать, лепить, конструировать, выделяя характерные особенности животных. Полученные знания, умения и навыки помогут детям при обучении в начальной школе.
Родители являются участниками в воспитательно-образовательном процессе. Поэтому очень важно установление сотрудничества. Для эффективности взаимодействия с родителями мы выбрали такие формы работы: Консультации, беседы, анкетирование, рекомендации. После каждого занятия на родительскую доску в группе выносились материалы по ознакомлению с миром природы: дидактические игры, наблюдения, рассказы детей о животных.
Вносились рекомендации для родителей, чтобы они в процессе бесед и игр закрепляли знания, полученные на занятиях. Проводились консультации по вопросам, которые интересовали родителей. В основном как использовать метод моделирования в ознакомлении с природным миром.
На родительском собрании мы провели консультации – семинары по обучению методам и приемам ознакомления детей с животным миром и использованием мо-делей.
Были внесены модели животных Нижегородской области. Рассказали, что модели используются при описании не только животных, но и других объектов природного мира.
Интерес родителей к процессу экологического воспитания детей значительно увеличился.
Можно сделать вывод о том, что проведенная система работы благоприятно сказалась на развитии детей :
-повышение интереса детей
-развитие познавательной активности,
-развитие творческих и познавательных способностей
-воспитание навыков сотрудничества
- возросла возможность детей в плане восприятия и собственного произнесения речи,
- сформированы системные знания о животных и растениях области.
-У детей сформировались представления о роли животных и растений в мире природы.
- Повысились практические навыки по уходу за животными.