Туаева Екатерина
Конспект занятия по развитию фонематических процессов
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
· закреплять правильное произношение звуков;
· развивать языковое чутье и чувство рифмы;
· совершенствовать навыки слогового анализа;
· учить ребенка внимательно вслушиваться в речь взрослого, правильно понимать логико–грамматические конструкции и отвечать на вопросы;
· развивать фонематический слух, навыки фонематического анализа и синтеза;
· развивать внимание, мышление, мелкую моторику рук;
Публикация «Конспект занятия по развитию фонематических процессов» размещена в разделах
· развивать связную и образную речь;
· учить ребенка решать логические задачи;
· воспитывать у детей коммуникативные навыки общения, умение слушать, понимание юмора;
· воспитывать усидчивость, чувство товарищества, дружбы и взаимовыручки;
· повышать интерес к приобретению новых знаний;
·создать условия для получения и усвоения информации (мультимедийная технология);
· развивать зрительное восприятие;
· способствовать приобретению опыта коллективной работы.
Оборудование: Зашумленный рисунок с изображением предметов со звуком [л], слоговой зонт и картинки к нему, презентация в программе «Microsoft PowerPoint», веревочки с узелками для составления предложений, «волшебный ларчик», вырезанные силуэты предметов и цветная бумага, воздушные шары
Ход занятия.
1. ПСИХОГИМНАСТИКА.
Приветственное слово, представление, знакомство.
Логопед: Станем в круг. Давайте сейчас необычно поздороваемся друг с другом. Я буду говорить слова, а вы внимательно слушайте и выполняйте то, о чем я буду говорить.
Скажем «здравствуйте» руками,
Скажем «здравствуйте» глазами,
Скажем «здравствуйте» мы ртом
Станет радостно кругом.
Ребята, посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Посмотрите вокруг – как стало радостно от наших улыбок!
2. ОРГМОМЕНТ.
Логопед: Ребята, посмотрите, что я вам принесла. Как вы думаете, что это? (ответы детей) Это волшебный ларец. Как вы думаете, для чего нужен волшебный ларец? Что в нем может быть? (Ответы детей). В волшебном ларце наверняка будет что-то загадочное. Но вот беда – он не открывается. И сейчас мы будем выполнять разные интересные задания, чтобы посмотреть, что в нем. Каждое правильно выполненное задание даёт нам право расстегнуть только 1 пуговицу. Садитесь на места. Будьте очень внимательны.
3. Зашумленный рисунок
Логопед: У меня есть загадочный рисунок, давайте его рассмотрим. (Зашумленный рисунок – наложенные друг на друга изображения)
- Какие предметы спрятались на рисунке? (Узнавая наложенные друг на друга изображения, дети проговаривают слова с автоматизируемым звуком.)
А сейчас я повторю слова, которые вы назвали, а вы их внимательно послушаете.
- Какой звук вы услышали во всех этих словах? (Звук Л).
Молодцы, теперь мы можем расстегнуть 1 пуговицу. (Вызывается 1 человек. Сколько пуговиц ты расстегнул? Какая она по счету? А ещё какая)
4. Есть ли звук в слове?
Логопед: Ребята, посмотрите на доску - показ слайда. К нам пришел мальчик Миша. Давайте подарим Мише предметы, в названии которых есть звук «ш». Как будет рад мальчик нашим подаркам! А нам можно расстегнуть следующую пуговицу. (Вызывается 1 человек. Сколько пуговиц ты расстегнул? Какая она по счету? А ещё какая)
5. МЕСТО ЗВУКА В СЛОВЕ
Логопед: Следующее задание называется «Начало, середина, конец» Я назову звук, а вы должны догадаться, на что похож этот звук? [Р] – (рычит собака, гул мотора, рев самолета….) Нам необходимо услышать, в какой части слова прячется звук [р] показ слайда – в начале, в середине или в конце. Вы были очень внимательны, и мы можем расстегнуть следующую пуговицу. (Вызывается 1 человек. Сколько пуговиц ты расстегнул? Какая она по счету? А ещё какая)
6. ДЕЛЕНИЕ СЛОВ НА СЛОГИ. Динамическая пауза.
Логопед: Ребята, подойдите к столу и выберете для себя картинки (предлагаются картинки на выбор). Посмотрите на них. Что изображено на ваших картинках? (ответы детей). Все то, что вы мне сейчас назвали это (слова). Сейчас внимательно посмотрите на свои иллюстрации и подумайте, сколько слогов в вашем слове (при необходимости вспоминаем, как делить слова на слоги, уточняем, сколько слогов у каждого ребенка.) У меня есть необычный зонт, который разделен на части – под цифрой 1 - будут слова с 1 слогом, под цифрой 2- слова, состоящие из 2-х слогов и т. д. Пока играет музыка, вы бежите вокруг, но как только музыка остановится, вы должны правильно прикрепить картинку к зонту. Задание выполняется 2 раза. (Дети выполняют и садятся на места)
Вы сделали все правильно, и теперь мы можем расстегнуть следующую пуговицу на нашем ларце. (Вызывается 1 человек. Какая она по счету? А ещё какая? Сколько пуговиц ты расстегнул?)
7. Рифмовки
Логопед: Посмотрите на доску, мы будем подбирать рифму к слову. А знаете ли вы, что такое рифма? (дети отвечают) Действительно, рифма – это слова, которые звучат, похоже. Найти рифму слову - это искусство, и у настоящего поэта процесс поиска рифмы к какому либо слову занимает достаточно длительное время, но я думаю, вы легко справитесь с этим заданием. Показ слайдов. (мишка-шишка, малыши-камыши, лягушка-подушка)
Молодцы! Теперь мы расстегнём ещё одну пуговицу! (Вызывается 1 человек. Какая она по счету? А ещё какая? Сколько пуговиц ты расстегнул)
8. Составь предложение
Логопед: А сейчас мы будем составлять предложения. Возьмите себе по веревочке. На каждой из них завязаны узелки. Сколько узелков на веревочке, столько и слов должно быть в вашем предложении. Развязываем узелок и называем слово.
Вы хорошо поработали, и мы можем расстегнуть очередную пуговицу на ларце! (Вызывается 1 человек. Какая она по счету? А ещё какая? Сколько пуговиц ты расстегнул?)
9. «РАСКРАСЬ ПРЕДМЕТ»
А сейчас мы продолжим. Я буду называть вам звуки, а вы должны назвать слово, которое я задумала. (м-а-ш-и-н-а, ш-а-р….) Отгадавший получает соответствующую картинку. Но наши картинки скучные. Чего им не хватает? (Цвета) Давайте их раскрасим! Но работать мы будем не с красками, а с цветной бумагой.
(Дети вставляют цветную бумагу, подходящую по цвету в вырезанные силуэты предметов).
Индивидуальный опрос.
- Саша, какой предмет раскрашивал ты?
- Я раскрашивал машину синим цветом.
- Какой предмет раскрашивала Маша?
- Я раскрашивала горшок желтым цветом.
- Что раскрашивала Таня?
- Я раскрашивала вишни красным цветом….
Молодцы, вы хорошо и правильно раскрасили свои картинки. И мы можем расстегнуть последнюю пуговицу на нашем ларце! (Вызывается 1 человек. Какая она по счету? А ещё какая? Сколько пуговиц ты расстегнул?)
10. Дыхательная гимнастика
Теперь уже наш ларец готов открыть перед вами свою тайну. В ларце воздушные шары. Для чего людям нужны шары? (ответы детей). Оказывается, они нужны ещё и для того, что бы правильно говорить и дышать – учимся надувать шары – дыхательная гимнастика
11. ИТОГ ЗАНЯТИЯ.
Наше занятие подошло к концу. Что вам запомнилось? Что понравилось больше всего?