Елена Янчук
Разучивание стихов с использованием мнемотаблиц
▼ Скачать + Заказать документы
Разучивание стихов с использованием мнемотаблиц
Дети дошкольного возраста отличаются недостаточно
сформированными навыками построения связного высказывания. Уровень развития связной речи у детей снижается с каждым годом, и поэтому для достижения хороших результатов хочется применять новые, а главное эффективные методы и приемы.
Главной задачей развития связной речи ребенка является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах, явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, заучивание стихотворений, а также составление рассказов по картине.
Публикация «Разучивание стихов с использованием мнемотаблиц» размещена в разделах
- Заучивание стихотворений с использованием мнемотаблиц
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Темочки
Хорошо известно, что язык мозга — это образы. И, прежде всего, зрительные образы. Если обращаться к мозгу на его языке, он выполнит любые наши команды, например, команду «запомнить». Но где взять такие программы, которые позволят нам общаться с мозгом. Мнемотехника и является такой программой. Она состоит из нескольких десятков мыслительных операций, благодаря которым удается «наладить контакт» с мозгом и взять под сознательный контроль некоторые его функции, в частности, функцию запоминания. Использование приёмов мнемотехники, способствует увеличению объёма памяти. Всё это достигается путём образования ассоциаций. Мнемотаблицы - схемы, служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей. Я их использую для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, пересказов, отгадывании загадок, заучивании стихов.
Использование мнемотехники в обучении дошкольников позволяет решить такие задачи как:
• Развитие связной речи;
• Развитие мелкой моторики рук;
• Развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления; помогает овладение приёмами работы с мнемотаблицами и сокращает время обучения;
• Формировать интерес к художественной литературе;
• Обучать навыкам кодирования и декодирования литературных произведений;
• Знакомить детей со стихами русских и зарубежных писателей;
• Создать благоприятную развивающую среду для заучивания стихотворений наизусть;
• Формировать умение слушать и понимать услышанное, учить стихи и понимать выученное, рассказывать выразительно стихи наизусть и понимать рассказанное.
Мнемотаблицы эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка – символ, изображающая действие или предмет; таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст. Для разучивания каждого стихотворения совместно с детьми разрабатываем и составляем мнемотаблицу.
Как же работать с мнемотаблицей?
Этап 1. Придумывание и зарисовка таблицы. Для этого каждому ребенку раздаю лист с ячейками. Рассуждаем по данной теме, выбираем основные моменты, придя к общему мнению зарисовываем в таблицу символы. Есть такие символы, которые мы используем всегда, для обозначения какого-либо действия.
Этап 2. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
Этап 3. Осуществляется так называемое перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.
Этап 4. После перекодирования осуществляется воспроизведение стихотворения с опорой на символы (образы, т. е. происходит отработка метода запоминания.
Каждая таблица может быть воспроизведена ребёнком при её показе ему.
• Что можно изображать в таблице? В таблице схематически возможно изображение персонажей, явлений природы, некоторых действий, то есть можно изобразить все то, что вы посчитаете нужным отразить в данной таблице. Но изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.
• Через разучивание стихов дети также знакомятся с сезонными явлениями природы. С этой целью используются обучающие мнемотаблицы, то есть такие, которые несут в себе обучающую информацию, как правило, еще незнакомую детям. При этом основную задачу берет на себя педагог, который показывает и доводит до детей то содержание, которое он вложил в таблицу.
Итак, обучение детей для меня – это увлекательное занятие, но и трудоемкое. Проведение таких занятий требует предварительной подготовки в отборе речевого материала, игр, изготовления наглядных пособий.
Поэтому, чем раньше учить детей разучивать стихи, рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.