Мамолат Натали
Рассказывание русской народной сказки «Петушок и бобовое зернышко». Конспект открытой НОД по развитию речи
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
Учить детей отвечать на вопросы по содержанию сказки, повторять отдельные слова и фразы из текста.
Познакомить с зерновой культурой – бобами.
Ввести в активный словарь детей слова: боб, бобы, бобовое зернышко. Добиваться четкого произношения звуков в слогах и фразах.
Развивать связную речь, мелкую моторику кистей рук.
Оборудование:
Игрушки «Петушок» и «Курочка».
Бобы и горох, блюдца.
Предварительная работа:
Публикация «Рассказывание русской народной сказки „Петушок и бобовое зернышко“, Конспект открытой НОД по развитию речи» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Петух, петушок. Все материалы с петухами
- Петух, петушок. Конспекты занятий по развитию речи
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- «Петушок бобовое зёрнышко», сказка
- Темочки
Чтение потешки «Кузнец», объяснение значения слова «кузнец».
Ход занятия:
Ребята, взгляните на блюдца, стоящие перед вами. Сколько их? Три. Два блюдца пустые, а в третьем … что лежит? Вы верно назвали горох. Он хорошо вам знаком. А вот эти зернышки называются «бобы». Много бобов. А один – боб. Или можно сказать – бобовое зернышко.
Давайте поиграем с бобовыми зернышками.
Д / упр «Разложи по блюдцам»
Зерна мы перебираем,
По блюдцам разложить хотим.
Хоть с закрытыми глазами
Боб от гороха отличим.
Дети вдвоем раскладывают бобы и горох из одного полного блюдца на два пустых блюдца. В одном – только горох, в другом – только бобы.
Чистоговорка
Бы-бы-бы – любят курочки бобы.
Но-но-но – вкусно бобовое зерно.
Об-об-об – лежит на блюдце боб.
Д / упр «Игры с бобами»
Я бобы в руках катаю,
Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу.
Дети катают бобы между большими и указательными пальцами. Затем пытаются зажать бобы между большими и средними пальцами (безымянными, мизинцам).
Мы ладонями катаем
Бобовые зернышки
Станьте ловкими скорей,
Пальчики, ладошки!
На стол высыпается горсть бобов, накрывается сверху сначала правой, а затем левой ладонью и делаются круговые движения.
Вы запомнили, ребята, как называются эти зерна? Бобы. А одно зерно? Боб.
Бобовые зерна очень любят курочки и петушки. Давайте поиграем. Мальчики будут петушками, а девочки – курочками.
Мальчики-петушки, подайте голос! Ку-ка-ре-ку!
Девочки-курочки, подайте голос! Ко-ко-ко!
Дети произносят слова шепотом, тихо, громко. Затем пытаются повторить фразы с различным ударением на первый слог и последний. Артикуляционная гимнастика «Подуй на перышко».
Физкультурная минутка «Курочки и петушки»
Здесь рассыпаны бобы. (Дети наклоняются вперед до пола)
Очень уж они вкусны. (Круговыми движениями поглаживают живот)
Курочки и петушки бегут (Бег на месте)
Быстро зерна соберут. (Приседают и щипают себя по коленкам)
Про бобовое зернышко даже сказка есть. Она называется «Петушок и бобовое зернышко». А вот и герои этой сказки: петушок и курочка. (Показ игрушек).
Чтение сказки
Жили-были петушок и курочка. Петушок все торопился, все торопился, а курочка знай себе приговаривает:
- Петя, не торопись. Петя, не торопись.
Клевал как-то петушок бобовые зернышки, да второпях и подавился. Подавился, не дышит, не слышит, словно мертвый лежит.
Перепугалась курочка, бросилась к хозяйке, кричит:
- Ох, хозяюшка, дай скорей маслица петушку горлышко смазать: подавился петушок бобовым зернышком.
Хозяйка говорит:
- Беги скорей к коровушке, проси у нее молока, а я уж собью маслица.
Бросилась курочка к корове:
- Коровушка, голубушка, дай скорее молока, из молока хозяюшка собьет маслица, маслицем смажу петушку горлышко: подавился петушок бобовым зернышком.
- Ступай скорее к хозяину, пусть он принесет мне свежей травы.
Бежит курочка к хозяину:
-Хозяин! Хозяин! Дай скорее коровушке свежей травы, коровушка даст молочка, из молочка хозяюшка собьет маслица, маслицем я смажу петушку горлышко: подавился петушок бобовым зернышком.
- Беги скорей к кузнецу за косой.
Со всех ног бросилась курочка к кузнецу:
- Кузнец, кузнец, дай скорее хозяину хорошую косу. Хозяин даст коровушке травы, коровушка даст молока, хозяюшка даст мне маслица, я смажу петушку горлышко: подавился петушок бобовым зернышком.
Кузнец дал хозяину новую косу, хозяин дал коровушке свежей травы, коровушка дала молока, хозяюшка сбила масла, дала маслица курочке.
Смазала курочка петушку горлышко. Бобовое зернышко проскочило. Петушок вскочил и во все горло закричал:
- Ку-ка-реку!
Вопросы:
1. Какие слова говорила курочка петушку, когда просила его не торопиться? Петя, не торопись. Петя, не торопись.
Нескольким детям предлагается взять в руки игрушку «Курочка» и произнести эту фразу. Затем ее произносят все дети хором.
2. К кому курочка обращалась за помощью? К хозяйке, коровушке, хозяину, кузнецу.
3. О чем курочка просила коровушку? Как она просила?
Коровушка, голубушка, дай скорее молока. Скажите так же.
Нескольким детям предлагается взять в руки игрушку «Курочка» и произнести эту фразу. Затем ее произносят все дети хором.
4. Кто-нибудь отказал курочке в ее просьбе? Все, как могли, помогали курочке достать маслица.
5. Смогла ли курочка вылечить петушка? Да. А почему смогла? Потому что ей помогали и курочка знала чем помочь петушку.
6. Понравилась вам сказка «Петушок и бобовое зернышко»? Чем?
Эта сказка учит всех не торопиться во время еды.
Затем можно предложить детям вылепить из пластилина корзиночки и наполнить их бобами. Будет угощение для петушка и курочки.
Лепка «Корзиночка для бобов»
Дети лепят из пластилина шар круговым раскатыванием. Затем надавливают большим пальцем в центре получившегося шара. Защипыванием формируют корзину. Прямыми раскатываниями делают тонкую колбаску – ручку корзинки. Прикрепляют ручку корзинки приглаживанием. По желанию дети украшают корзинку полосками или точками, нанесенными стеками. Готовая корзинка наполняется бобовыми зернами.
Во второй половине дня детям предлагается после повторного прочтения сказки провести игру-драматизацию. Желательно использовать шапочки-маски «петушок», «курочка», «корова», для хозяйки – платок, хозяина – фуражку, кузнеца – темный фартук.