Любовь Растокина
Конспект занятия «Путешествие в город Профессий и инструментов к «звукобуквам» [л]и[р]»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Путешествие в город Профессий и инструментов к «звукобуквам» [л]и[р]»
Предварительная работа: 1. Обучение детей умению различать неречевые и речевые звуки (несмешиваемые и акустико – артикуляционно сходные)
2. Постановка и автоматизация звуков [л] и [р] в различных позициях.
3. Развитие слухо – произносительной дифференциации звуков [л] и [р].
Публикация «Конспект занятия „Путешествие в город Профессий и инструментов к „звукобуквам“ [л]и[р]“» размещена в разделах
- Буква Л и звуки [Л], [Л’]. Конспекты занятий
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Звуки [Л] - [Р]. Дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Профессии. ВСЕ материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Конспекты занятий «В мире профессий»
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2015
4. Формирование навыков аналитико – синтетической деятельности на уровне слова и предложения.
5. Формирование умения восстанавливать деформированную звукослоговую структуру слова.
6. Упражнение в образовании сложных слов.
7. Изучение лексической темы «Профессии и инструменты»
Оборудование: видеопроектор, ноутбук, экран, фигуры «стражников» и «укладчика» Луки, с очертанием букв л и р, «мостовая» и ее элементы, мяч среднего размера, сундучок с «сокровищами», «зашумленные» картинки, артикуляционные профили [л] [р], игрушечная чайная посуда, погремушки, карточки со схемами слов, летние головные уборы.
Коррекционно-развивающие задачи. 1. Учить ребёнка внимательно вслушиваться в речь взрослого, понимать логико-грамматические конструкции. Отвечать на вопросы.
2. Совершенствовать слухо - произносительную дифференциацию звуков [л] – [р], [л’] – [р’]»
3. Совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности.
4. Учить анализировать и преобразовывать слова с помощью букв разрезной азбуки.
5. Продолжать учить ребенка произносить слова сложной звуко - слоговой структуры (изолированно и в контексте предложения).
6. Тренировать ребенка восстанавливать деформированные предложения.
7. Учить соединять речь с движением.
8. Совершенствовать навык чтения «зашумленных» картинок.
9. Развивать логическое мышление, коммуникативные умения и навыки.
Образовательные задачи:1. Актуализировать и уточнить значение слов по лексической теме: «Профессии и инструменты»
2. Развивать навык словообразования сложных слов.
Воспитательные задачи:1. Воспитывать любознательность, познавательность, активность и интерес к учебной деятельности в целом.
2. Формировать навык самооценки и оценивания деятельности других.
Ход занятий:
Организационный момент.
Логопед: Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие по сказочной стране профессий и инструментов, в гости к звукобуквам л и р.
1. Проблемная игровая ситуация. Перед воротами стоят стражники. Они пропустят нас, если мы расскажем им о том, как произносить звуки [л] – [р].
Повторение пройденного. Логопед: В круг встанет сначала тот, кто назовет слова со звуками [л] – [р]. Показ сюжетных картинок на звуки [л] – [р]
- Артикуляция звуков.
- Характеристика звуков.
- Установление сходства и различия.
2. Речевая зарядка. Чтобы путешествие прошло хорошо, надо выполнить зарядку.
Ло-ла-ло – у стекольщиков стекло.
Ры-ру-ры – к нам идут маляры.
Ыл-ул-ыл – в доме плотник был.
Ор-ар-ор – у плотника топор.
3. Дид. упр. «Поймай звук» Чтобы нас не кусали комары – надо поймать звуки [л] – [р], одна команда будет ловить комара [л], другая [р], хлопните в ладоши, если их услышите :
р,л,л,р…; ра,ла,ло,ру…; ал,ор,ул,ыр …;лом, работа, врач, долото, укол, шофер…
4. Проговаривание серий слогов. Пойдемте гулять и песни петь. Пойте за мной:
ра-ра-ла*, ла-ла-ра*, ра*-ла-ла, ла*-ра-ра, ра-ла*-ра, ла-ра*-ла.
5. Дид. упр. «Скажи наоборот» Кто хочет спеть мои песни наоборот? Игра с мячом.
ра-ла, ро-…; ал-ар, ул-ур…
6. «Договаривание последнего слога в словах» В нашей сказочной стране сломалась мостовая, надо её починить, вставить камушки со слогами ры-лы. Ребята, кто будет чинить мостовую камешками ры? …-лы?
ЛЫ (РЫ) : шко,ков,шку,коз,ска,забо…кома…
7. Дид. упр «Закончи строчку» Наша мостовая была сломана, потому что укладчик мостовой заболел. Чтобы навестить больного, подскажите последнее слово в предложении
Укладчика зовут Лука. У него болит (рука).
Лука позвал меня на пир. И быстро чай он мне… (налил). Ел я торт и чай я (пил)
8. Игра «Четвертый лишний» (по наличию в словах звуков [л] – [р]) с опорой на наглядность («зашумленные» картинки, игрушки). Полетели до станции «Четвертый лишний». Кто ответит, какое слово лишнее и почему?
Пила, отвёртка, лопата, молоток; топор, долото, половник, лом; столяр, строитель, маляр, грабли.
9. Речеслуховая гимнастика. Мы заблудились, чтобы найти путь – надо разгадать волшебные загадки, ответить на вопрос: В каком слове из стихотворения звук [л], в каком [р]? Чем они ещё различаются? (по смыслу).
Работа с картинками на экране.
Рак-лак
Поселился в речке рак.
Маме нужен красный лак.
Рак по камням в речке лазит,
Мама лаком ногти красит.
Мир-мил
После ссоры будет мир.
Наш малыш всем людям мил,
Улыбается всем людям.
Обижать людей не будем.
Бурка-булка
Надевает пастух бурку.
Пекарь выпекает булку.
Физминутка. Давайте покажем звукобукву л, р.
10. Игра «Звук потерялся» В дороге из некоторых слов выпал звук [л], нужно вернуть его на место. Опора на схемы слов. Вставьте в слова звук [л]
газ-глаз, пот-плот, сон-слон, бок-блок, пан-план
Вставьте в слова, которые я назову, звук [р].
Кот-крот, кошка-крошка, бак-брак, тон-трон, сок-срок, пуд-пруд, койка-кройка, битва-бритва.
11. Замена звука [л] на звук [р] в словах. Дальнейшее путешествие требует ловкости. Давайте поиграем в игру «Волшебные превращения». Кого я коснусь волшебной палочкой превратит слово со звуком [л] в слово со звуком [р].
Лак-рак, лов-, ложки-, лама-, Лука-, бал-, дал-, жил-…., мил-, игла-, блошка-, ложь-,жил-…., свалка-…
12. Образование сложных слов. Дальше мы продолжим путешествие на поезде. Становитесь парами, каждый из вас будет словом – вагончиком. Сцепляйтесь, вагончики, в одно слово - пару.
Лес рубит - лесоруб. Стекло режет -…Мыло варит -…Сталь варит -…Рыбу ловит -… Вверху лазает -…
13. Работа с разноприставочными глаголами. Игровая ситуация. Нам нужно переправиться через реку.
Логопед: Прослушайте рассказ «На реке». Запомните и повторите слова-родственники слову плыл.
Дети купались. Рома хорошо плавал. Он вошел в воду и поплыл. Он плыл долго. Рома заплыл далеко и переплыл реку. Потом Рома поплыл обратно. Он доплыл до берега и лег отдыхать на песок.
Дополните предложения недостающим словом:
Рома хорошо (плавал). Рома долго (плыл). Рома далеко (заплыл).Рома реку (переплыл).Рома до берега (доплыл).
14. Заучивание детьми скороговорки. На чем еще можно плавать. Простукивание и прохлопывание стихотворения по слогам на выбор.
Логопед: На чем можно плыть по реке? ( дети: по реке можно плыть на корабле)
- Тридцать три корабля лавировали, лавировали, - Да не вылавировали.
Подведение итогов занятия.
Логопед: Наше замечательное путешествие подошло к концу. Мы нашли сундучок с сокровищами. Я буду раздавать награды, в зависимости от успехов каждого из вас в проделанном путешествии.