Диана Ряховская
Тема: «Путешествие по «Городу звуков и букв». Звук и буква Ж»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект логопедического занятия по обучению грамоте
детей старшего дошкольного возраста с ТНР.
Ряховская Д. Р. к. п. н. учитель-логопед высшей квалификационной категории.
Развитие речи обусловливает развитие мышления, а мышление, в свою очередь, способствует развитию речи в целом. Занятия по обучению грамоте являются одним из направлений развития речи дошкольника и подготовки его к школе.
Публикация «Тема: „Путешествие по „Городу звуков и букв“, Звук и буква Ж“» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2019
В старшем дошкольном возрасте учителем-логопедом с детьми с тяжелыми нарушениями речи проводятся занятия по обучению грамоте, которые предполагают развитие ВПФ: аналитико-синтетической деятельности, сравнения, обобщения. А, поскольку у детей с тяжелыми нарушениями речи аналитико-синтетическая деятельность недостаточно развита или отмечается ее незрелость в соответствии с возрастными показателями, то ребенок испытывает трудности в осуществлении процессов звукового анализа и синтеза на занятиях по обучению грамоте.
Ввиду этого, занятия по обучению грамоте с детьми с тяжелыми нарушениями речи необходимо выстраивать таким образом, чтобы дети воспринимали каждый этап занятия, каждое упражнение как переход из одной игры в другую. Из игр дошкольники усваивают характеристики звука, учатся подбирать слова на нужный звук, знакомятся с буквой, запоминают ее образ, выкладывают из палочек и трансформируют букву. Вместе с тем, дети учатся выполнять звуко-буквенный анализ и синтез слов. В задачи учителя-логопеда не входит обучение детей чтению. Используя в играх разрезную азбуку и лото с написанными словами, мы формируем прежде всего у детей стойкую мотивацию к чтению.
Тема: "Путешествие по "Городу звуков и букв". Звук и буква Ж".
Коррекционно-образовательные задачи. Уточнение и закрепление артикуляции и характеристик звука. Расширение и актуализация представлений о звуках и буквах. Формирование зрительного образа буквы. Совершенствование навыков звукового и звуко-буквенного анализа и синтеза. Формирование мотивации к чтению.
Коррекционно-развивающие задачи. Развитие фонематического восприятия. Развитие артикуляционной моторики. Развитие навыков диалогической речи. Развитие мелкой моторики. Развитие образного мышления. Развитие зрительного, слухового внимания и восприятия. Развитие межмодального синтеза и запоминания.
Коррекционно-воспитательные задачи. Формирование навыков сотрудничества, инициативности, доброжелательности, коммуникативных навыков.
Оборудование: карта "Города звуков и букв", символы слогов и звуков, счетные палочки, разрезная азбука, карточки с напечатанными словами и предметные картинки к ним, индивидуальные листы с правильным и неправильным написанием букв, простые карандаши для каждого ребенка.
Ход занятия
I. Повторение характеристик звука Ж
- Давайте вспомним то, что знаем о звуке Ж. Для этого вначале отправимся в "Город звуков". Ребята, на какой улице живет звук Ж?
Дети: "На громкой".
- Что это значит? Звук Ж, какой?
Дети: "Звонкий согласный звук".
- Где же его домик, покажите? (Дети показывают на карте города звуков)
- Что вы можете сказать о шторке, какого она цвета?
Дети: "Синего"
- Что это значит?
Дети: "Звук Ж твердый согласный звук"
- Правильно, ребята звук Ж звонкий, твердый согласный звук.
II. Игра «Подбери слово»
Логопед приглашает детей сесть на ковер полукругом. Детям необходимо придумать слово на звук Ж, назвать его и передать мяч другому.
III. Звуковой анализ слова ПИЖАМА с использованием символов.
Логопед называет слово ПИЖАМА и предлагает детям выполнить звуко-слоговой анализ слова с помощью символов: определить количество слогов, последовательность звуков, с учетом характеристики каждого звука, ударную гласную.
IV. Знакомство с буквой Ж
- Теперь мы отправляемся в "Город букв", узнать, какой буквой обозначается звук Ж. Логопед открывает шторку и показывает букву. Логопед предлагает детям найти сходство буквы с предметами.
Эта буква широка
И похожа на жука.
Она как жук,
Издает жужжащий звук.
V. Конструирование буквы из палочек и ее трансформация
Ж – К – Ж – Х – Ж
Логопед называет последовательно буквы, а дети выкладывают их из палочек.
- Ребята, как вы думаете, какие две буквы соединив, мы получим букву Ж?
VI. Игра «Гости»
- Именинница - буква Ж. Она ждет гостей, чтобы отпраздновать свой день рождения!
- Ухает, медленно перекатываясь на одной ножке буква У. Ребята, вы мне помогайте рассказывать, что было дальше… Что она принесла в подарок букве Ж? (бУблики)
- Буква эР прибежала быстро, как заводной моторчик… Что она принесла в подарок букве Ж? (Розы, Рулет)
- Буква Че – всю дорогу чихала, чихала, но прискакала. Что она принесла в подарок букве Ж? (Чай, Чернику, пеЧенье)
- Буква И – очень устала, потому что всю дорогу икала… Что она принесла в подарок букве Ж? (Ириски)
- Буква Т – топала своим толстым каблучком – Т-Т-Т… Что она принесла в подарок букве Ж? (ТорТ).
- Получилось слово?
Дети: "ЖУРЧИТ".
- Что журчит?
Дети: "Ручьи".
- Когда журчат ручьи?
Дети: "Весной".
- Сейчас, какое время года?
Дети: "Весна".
- Какой месяц?
Дети: "Март".
- Когда же начнут журчать ручьи?
Дети: "Когда будет пригревать солнце и начнет таять снег".
VII. Игра «Волшебники»
- Давайте немножко станем волшебниками и будем изменять слова:
- Что нужно сделать, чтобы слово ЛЫЖИ превратилось в ЛУЖИ (ЖИР в ЖАР?
Дети: "В слове ЛЫЖИ букву Ы поменять на У. А в слове ЖИР букву И поменять на А".
VIII. Игра «Подбери картинку к своему слову»
Логопед раздает детям по 1 карточке формата А4 можно на двоих. На каждой карточке напечатано 6 слов (односложные, двухсложные, трехсложные). Задача детей правильно прочитать слова и подобрать к ним предметные картинки, каждую из которых логопед демонстрирует в течение 5-7 секунд. Выигрывают те дети, которые быстрее всех заполнят свою карточку картинками.
IX. Индивидуальная работа детей
Логопед предлагает детям индивидуальные листы с заданиями, на которых напечатано правильно положение буквы и ее зеркальное или перевернутое изображение (К, Г, Б, М, Я, В, З)
- Найдите правильную букву и зачеркните неправильную.
X. Итог занятия