Наталья Езжалова
Конспект ООД с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с ТНР «В стране гласных звуков и букв»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект ООД с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с ТНР
МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 13 г. Шебекино Белгородской области»
Технологическая карта ОД с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с ТНР
Тема: «В стране гласных звуков и букв»
Публикация «Конспект ООД с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с ТНР „В стране гласных звуков и букв“» размещена в разделах
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Гласные звуки
- Группы компенсирующей направленности
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
Возрастная группа : подготовительная группа компенсирующей направленности для детей с ТНР
Учитель -логопед: Езжалова Наталья Николаевна
Тема НОД: «В стране гласных звуков и букв».
Цель: развитие фонетико – фонематической стороны речи.
Задачи:
Коррекционно -образовательная:
-учить детей различать звуки А, О, У, И,Э, Ы по акустико – артикуляционным характеристикам, подбирать слова (картинки) на заданный звук.
Коррекционно -развивающие:
-закреплять понятие о месте нахождения звука в слове (начало, середина, конец слова);
-закреплять понятия «слово», «гласный звук»;
-развивать умение соотносить звуки и буквы;
-развивать моторный праксис и просодические компоненты речи;
-совершенствовать навыки чтения;
Коррекционно - воспитательная:
-воспитывать у детей усидчивость и умение обращаться с раздаточным материалом.
Планируемые результаты: дети знают гласные звуки и буквы, называют слова на определённый гласный звук, умеют соотносить звук и букву, умеют определять местонахождение гласного звука в слове (начало, середина, конец слова).
Организация пространства :
-магнитная доска;
-столы и стулья для детей
-Звуковая Фея;
-предметные картинки с гласными звуками в начале, середине, конце слов; схемы, обозначающие место звука в слове ;
-конверты;
-мяч;
-круги красного цвета на палочках- «фонарики» для каждого ребёнка;
-фломастеры;
-лист бумаги со «сломанными» буквами;
-изображения артикуляции гласных звуков.
Образовательные области: социально –коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие.
Виды детской деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная.
Подготовительная работа :
-разучивание пальчиковой гимнастики, разучивание физкультминутки (движение с речью, развитие дыхания и голоса, дидактические игры: «Назови три слова на звук…», «Узнай по голосу», «Фонарики»,
«Хлопай, не зевай», «Замени звук», «Найди место звука в слове», «Запомни, повтори», «Топай – хлопай»;
-продуктивная деятельность: раскрашивание картинок на гласные звуки, лепка гласных букв, дорисовывание недописанных букв;
-работа с родителями: рекомендации придумывать совместно с детьми слова, находить предметные картинки на гласные звуки (начало, середина, конец слова) и приклеивать их в тетрадях для домашнего задания, использовать дидактические игры дома для закрепления знаний.
Технология изучения указанной темы
№ Этап занятия Ход непосредственно образовательной деятельности
Деятельность педагога Деятельность детей Время
1 Организационный этап
Приветствие:
Страну интересную вместе искали,
На картах её вы найдёте едва ли,
Но, если же глазки все вместе закроем,
Её мы, наверное, быстро построим!
Теперь открывайте все быстренько глазки,
И мы очутились в коротенькой сказке!
В нашей сказочке друзья,
Живут все буковки : от А до Я,
Они живут – не тужат,
Со звуками своими дружат!
Дети становятся в круг.
Дети закрывают глаза.
Дети открывают глаза.
1 мин.
2 Мотивационно- ориентировочный этап
Появляется Звуковая Фея
-Здравствуйте, ребята. Я – Звуковая Фея. А вы кто?
Наверное, вы совсем ещё малыши….
Дети отвечают:
- Нет! Мы дети подготовительной группы. И совсем скоро мы пойдём в школу!
Звуковая Фея :
-Замечательно! Вот вы мне и нужны.
-Ребята, я живу в сказочной стране Звукляндии, где много звуков и букв. Звуки и буквы – это мои верные друзья. В моей стране был сильный ветер, все звуки и буквы разлетелись и перемешались. Я не могу ничего разобрать. Остался лишь только один Красный домик. Но его окошки пусты. И какие здесь должны быть звуки и буквы, я, увы, забыла.
- Ребята, вы готовитесь пойти в школу и должны знать звуки и буквы. Помогите мне, пожалуйста, навести порядок в моей стране Звукляндии и вспомнить мне звуки и буквы из Красного домика.
- Мне нужно спешить в страну Звукляндию, как бы там ещё чего не произошло. Буду ждать от вас письма.
Под музыку входит воспитатель в роли Звуковой Феи.
Звуковая Фея показывает Красный домик с пустыми окошками, в которых нет букв.
Звуковая Фея уходит. 3 мин
3 Проблемно-
поисковый этап
-Ребята, вы сможете помочь Звуковой Фее?
Вы же знаете звуки и буквы? И про Красный домик вы тоже знаете?
-Ребята, а как же вы это сделаете? Ведь мы можем забыть рассказать или что-то показать.
-Ой, ребята, мне на телефон пришло сообщение. Его написали добрые гномы из страны Звукляндии. Здесь написано, что подсказка-схема, как нам помочь звуковой Фее, находится в нашей группе в ящике стола какого – то мальчика Миши.
-Ребята, в нашей группе есть мальчик Миша?
- Ребята, на схеме указаны цифры, под которыми пронумерованы различные задания и игры, выполнив которые, мы поможем звуковой Фее вспомнить, какие же звуки и буквы живут в Красном домике. Дети: Да, мы сможем помочь.
Дети: Мы расскажем звуковой Фее о звуках и буквах, живущих в Красном домике.
Дети: Для того, чтобы познакомить пришельца с нашей страной и нашим городом, мы составим план. Чтобы ничего не забыть, что мы хотим рассказать и показать.
Дети: да, есть! Только у нас два мальчика Миши.
Дети с логопедом смотрят ящики столов и находят схему.
4 мин.
4 Практический
этап
- Ребята, вспомните, что мы слышим и говорим?
- Что мы читаем и пишем?
- А какие звуки мы называем гласными?
- Как схематически обозначаются гласные звуки?
- В каком домик живут гласные звуки?
- Отправляемся выполнять задание номе один.
На столе лежат изображения артикуляции гласных звуков. Дети узнают по изображению звук и поочерёдно их пропевают.
- Ребята, а сколько гласных звуков в русском языке.
Дети пропевают «Песенку гласных звуков» :
Гласных звуков шесть всего,
Я смогу пропеть их все до одного:
А, У, О, И, Э, Ы.
- Переходим к заданию номер два. Игра «Фонарики». Я буду произносить разные речевые звуки. Если вы услышите гласные звуки, то поднимите «фонарики»(красные круги на палочке).
- Следующее задание под цифрой три. Давайте посмотрим, что здесь нужно сделать.
- У каждого звука есть свой домик. Как мы его называем?
- Ребята. скажите, вы знаете, где могут находиться звуки в словах?
- А какой звук не бывает в начале слов?
- Ребята, давайте откроем конверты. В первом и во втором конвертах лежат гласные буквы. Их нужно прикрепить на доску слева. В других конвертах лежат картинки, в названиях которых есть гласные звуки в начале, в середине, в конце слова. Здесь же находятся схемы, обозначающие место гласного звука в слове. Вы будете подходить к доске, показывать всем картинки, называть слова и определять место гласного звука в словах. Затем вы должны прикрепить картинку под схемой.
- Ребята, давайте отдохнём.
Физкультминутка.
Открываем мы глаза,
Вдох – и долго тянем: «А-а-а-а….»
Утром солнышко взошло,
Снизу вверх мы тянем «О-о-о-о».
Днё м по горкам ездим мы : «Ы-ы-ы»
Ночью смотрим на звезду.
Сверху вниз слетаем «У-у-у»
- Ребята, давайте посмотрим, под какой цифрой у нас следующее задание? Правильно, под цифрой 4.
Игра с мячом «Три слова». Я буду бросать вам мяч и называть гласный звук, а тот, кто поймает мяч, должен назвать три слова, начинающиеся с этого звука.
- Под цифрой 5 какое – то интересное задание.
Посмотрите, буквы «сломались». Возьмите фломастеры и «почините» их.
- На нашей схеме последняя цифра 6.
Здесь карточки со словами. Вам нужно прочитать эти слова и напечатать рядом гласные буквы из этого слова.
Дети: Мы слышим и говорим звуки.
Дети: Мы читаем и пишем буквы.
Дети: Гласными называются звуки, которые можно петь. Когда мы их произносим, воздух не встречает преграды.
Дети: гласные звуки обозначаются красным квадратиком.
Дети: Гласные звуки живут в Красном домике.
Дети подходят к столу, где находится первое задание.
Дети: Шесть.
На столе обозначения гласных звуков (красные «фонарики»).
Логопед произносит звуки : а, р,, и, м, в д, у, в, т, о, ш, к, ы…Дети, услышав гласный звук, поднимают «фонарик».
На столах лежат конверты.
Дети: Домик для звука- это буква.
Дети: Звуки в слове могут находиться в начале. в середине и в конце слова.
Дети: В начале слова никогда не бывает звук Ы.
Дети выполняют задание по определению места гласного звука в слове и соотносят с соответствующей схемой.
Дети встали в круг, закрыли глаза.
Дети играют в игру с логопедом.
Дети дорисовывают недостающие элементы (линии) к недописанным буквам.
Дети индивидуально прочитывают слова на карточках и пишут (печатают) гласные буквы, находящиеся в данном слове. 14 мин
5 Рефлексивно-оценочный этап -Ребята, вы рассказали и показали Звуковой Фее о гласных звуках и буквах. Мы соберём гласные буквы и отошлём ей, чтобы она смогла поместить их в Красный домик. Также, я отошлю ей видео нашего занятия.
Как вы думаете, вы смогли помочь Звуковой Фее?
- Давайте с вами подведё м итог: всё ли вы рассказали, что хотели.
Педагог вместе с детьми анализирует выполнение плана и решение проблемы.
-Очень хорошо, ребята, что вы смогли оказать помощь Звуковой Фее. Вы молодцы!
Рефлексия «Пантомима».
- Если кто считает, что он справился, сумел рассказать Звуковой Фее о гласных звуках и буквах и у него всё получилось, было интересно, весело и занимательно, поднимите руки вверх. Если кто думает, что у него не получилось, было трудно, волнительно, и он не смог помочь звуковой Фее, и он был чем –то недоволен, опустите голову вниз. И, если вам было сё безразлично и совершенно неинтересно, закройте лицо руками.
Дети с логопедом вкладыают буквы, обозначающие гласные звуки, в конверт.
Дети: Да, мы смогли помочь Звуковой Фее.
Дети рассказывают, что выполняли задания по схеме.
Дети выражают свои эмоции с помощью пантомимических движений. 3 мин