Надежда Рябая
Конспект урока биологии «Проведение опытов с растениями. Образование крахмала в листьях зелёных растений на свету»
▼ Скачать + Заказать документы
ТЕМА: Проведение опытов с растениями. Образование крахмала
в листьях зелёных растений на свету
Цель урока : Формирование представлений о процессе «фотосинтез»
Задачи:
1. Выявить особенности протекания фотосинтеза, как одного из наиболее важных процессов в жизни растений.
2. Способствовать формированию общих представлений о значении данного процесса в жизни живых организмов.
3. Способствовать формированию бережного отношения к ресурсам Земли.
Тип урока : изучение нового материала.
Темочки:
- Биология. Конспекты уроков
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Крахмал. Свойства крахмала
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Растения. Изучаем мир растений
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2022
Методы: проблемный, частично-поисковый, личностно - деятельный, развивающий.
Планируемые результаты обучения:
Ученик должен знать:
- что фотосинтез – воздушное питание;
- что способность к фотосинтезу – важнейшее свойство зеленых растений;
- условия необходимые для протекания фотосинтеза;
- что в результате фотосинтеза в растениях образуются органические вещества;
- что атмосферный кислород – побочный продукт фотосинтеза.
Ход урока.
1. Организационный момент.
СЛАЙД 1
2. Актуализация знаний:
-Понятие о тканях (с. 80, учебник биологии 7 класс)
-Вспомнить что такое лист? (вегетативный орган растений)
-Основные растительные ткани (покровные, проводящие, механические, основные, образовательные)
СЛАЙД 2
Ткани растений : кодовое слово "ЛИМПОПО" (название этой реки знакомо нам по сказке К. Чуковского "Айболит").
Лист
Имеет
Механическую
Покровную
Образовательную
Проводящую
Основную [ткани].
СЛАЙД 3
Кроссворд «Ткани листа»
СЛАЙД 4. Что мы узнаем сегодня?
Двое правят жизнью на Земле:
Красное Солнышко
Да Зелёное Зёрнышко
3. Изучение нового материала.
Сообщение учащегося 1
Более четырехсот лет назад бельгийский естествоиспытатель Ян Ван – Гельмонт поставил опыт – поместил в горшок 80 килограмм земли и посадил в него ветку ивы, предварительно взвесив ее. Растущему в горшке растению в течении пяти лет не давали ни какого питания, а только поливали дождевой водой, не содержащей минеральных солей. Взвесив иву, через пять лет, ученый обнаружил, что ее вес увеличился на 65 килограмм, а вес земли в горшке уменьшился всего на 50 граммов. Откуда растение добыло 64 кг 950 гр питательных веществ для Ван – Гельмонта осталось загадкой.
Учитель: Этот процесс является едва ли не самым замечательным биологическим явлением, происходящем на нашей планете. Благодаря нему существует все живое на Земле. Сегодня на уроке нам предстоит раскрыть механизмы этого биологического процесса. Как вы догадались, речь пойдет о фотосинтезе.
СЛАЙД 7-10. Сообщение учащегося 2.
1771г. английский химик Джозеф Пристли проделал опыт : посадил мышь под стеклянный колпак, и через пять часов животное погибло. При введении же под колпак веточки мяты, мышь осталась живой. Ученый пришел к выводу, что зеленые растения способны осуществлять реакции противоположные дыхательным процессам.
В 1864г. немецкий ботаник Юлиус Сакс доказал, что соотношение объемов поглощаемого углекислого газа и выделяемого кислорода равно 1:1. продемонстрировал образование зерен крахмала при фотосинтезе.
СЛАЙД 11. Вывод по видео. Возвращение к теме, цели и задачам занятия. Учитель задает вопрос классу: Какое вещество при обработке раствором йода окрасится в синий цвет?
Учащиеся отвечают: крахмал при взаимодействии с йодом дает синий окрас.
При обсуждении результатов опыта учащиеся приходят к выводу, что в листьях на свету образуется крахмал, а в темноте крахмал не образуется.
СЛАЙД 12. Просмотр видео «Демонстрация результатов опыта «Роль света для образования крахмала».
Запись в тетрадь: Растения ежегодно образуют более 100 млрд. тонн органических веществ, выделяют в атмосферу около 145 млрд. тонн кислорода. 80% кислорода выделяется морскими водорослями и только 20% - наземными растениями. Поэтому мировой океан иногда называют «легкими планеты». Затраты кислорода на дыхание человека, животных, и растений компенсируются фотосинтезом. Содержание кислорода в атмосфере поддерживается в пределах 21%.
Учитель задает ученикам вопрос: Как можно увеличить интенсивность фотосинтеза? (учащиеся выдвигают гипотезы)
Учащиеся предлагают, что если улучшить условия необходимые для фотосинтеза, то скорость его протекания увеличится.
Учитель: Где и как можно создать такие условия?
Ученики: В теплицах и парниках человек создает определенные условия – освещенность, температурный режим, минеральное питание растений, концентрация углекислого газа. Все эти условия увеличивают скорость фотосинтеза.
Учитель: Для чего человек создает такие условия?
Ученики: Для более быстрого роста и развития растений, образования плодов и семян.
СЛАЙД 14-15.
ФОТОСИНТЕЗ- ЭТО ПРОЦЕСС ОБРАЗОВАНИЕ ОРГАНИЧЕСКОГО ВЕЩЕСТВА.
ПРИЧИНА
Необходимость растений в питательных веществах.
ПОВОД
Наличие в листьях воды и углекислого газа, поглощение солнечного света.
СОПУТСТВУЮЩИЕ СОБЫТИЯ
Образование и выделение кислорода.
АНАЛОГИ И СРАВНЕНИЯ
«Живая фабрика в листьях»
ПОСЛЕДСТВИЯ
Рост и развитие растений, накопление органического вещества.
СЛАЙД 16. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
СТИХОТВОРЕНИЕ
Фотосинтез идет на свету круглый год.
И он людям дает пищу и кислород.
Очень важный процесс - фотосинтез, друзья,
Без него на Земле обойтись нам нельзя.
Фрукты, овощи, хлеб, уголь, сено, дрова –
Фотосинтез всему этому голова.
Воздух чист будет, свеж, как легко им дышать!
И озоновый слой будет нас защищать.
Учитель: А как сказывается загрязненность воздуха пылью и газами на интенсивности процесса фотосинтеза? (выслушиваются варианты ответов учеников)
4. Закрепление изученного материала
А) Вопросы:
• Что такое фотосинтез?
• Что образуется в листьях при фотосинтезе?
• Какие условия необходимы для фотосинтеза?
• Какова космическая роль зеленых растений?
СЛАЙД 18,19,20
Б) ТЕСТ.
Тестовые задания
1. Фотосинтез происходит …
А) в устьицах;
Б) в межклетниках;
В) в хлоропластах,
2. В процессе фотосинтеза происходит …
А) поглощение кислорода и выделение углекислого газа
Б) поглощение углекислого газа и образование кислорода.
3. Крахмал, образующийся в листьях в процессе фотосинтеза,
нужен растению для …
А) выделения его во внешнюю среду;
Б) снабжения им всех частей растения.
4. Хлорофилл в клетке находится …
А) в ядре;
Б) в пластидах;
В) в цитоплазме.
5. Крахмал, образующийся в листьях в процессе фотосинтеза, является …
А) запасным питательным веществом;
Б) побочным продуктом обмена.
СЛАЙД 21. Проверка теста
СЛАЙД 23-35. Поиграем. Игра-задания.
СЛАЙД 36. Объяснение значения пословицы. Сообщение 4.
СЛАЙД 37. Оценка работы
СЛАЙД 39. РЕФЛЕКСИЯ