Маргарита Кузнецова
Проектная деятельность как средство развития познавательной активности обучающихся старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Проектная деятельность применительно к детскому саду – это специально организованный педагогом и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, направленных на разрешение проблемной ситуации и завершающихся созданием творческого продукта. (Н. С. Нехорошева)
Проектная деятельность носит поисковый, творческий и познавательный характер. и является конечным результатом деятельности, который отражает уровень развития познавательного интереса, творческой активности, коммуникативных навыков и социализации дошкольника.
Темочки:
Этапы метода проективной деятельности :
1. выбор темы, постановка цели,
2. формы его реализации,
3. разработка содержания и организация учебно-развивающей среды,
4. предметная среда,
5. направления поисковой деятельности,
6. совместная деятельность (практическая, поисковая, творческая,
7. заключительный этап – демонстрация полученных результатов.
Таким образом, работа над проектом имеет важное значение для развития познавательной активности и расширения кругозора дошкольников, так как в процессе проектной деятельности происходит интеграция решения каких – либо задач комплексным способом, то есть используя мыслительные, речевые, физические, продуктивные и другие виды деятельности, через объединение знаний различных областей формируется целостное видение картины окружающего мира.
Проектная деятельность в ДОО по ФГОС - это взаимодействие педагогов, детей и родителей, в результате которого развиваются познавательные способности и творческое мышление.
На примере подготовительной к школе группы был проведен проект : «Рассаду сажаем – заботимся об урожае»
Проект направлен на расширение и обобщение знаний о культурных огородных и декоративных растениях, об уходе за ними и значимости растений в жизни человека.
Участники проекта : дети 6 – 7 лет, педагогический коллектив МБДОУ «Детский сад № 52».
Сроки реализации: 1месяц (февраль)
Проект носит интегрированный характер: наблюдения, продуктивная деятельность, экспериментирование, подбор информации вместе с родителями в энциклопедиях, в познавательной литературе о родине произрастания растений, в интернете.
Цель проекта : формирование у дошкольников системы знаний о развитии растений из семян и луковиц, организация проведений за прорастанием семян в разных условиях, создание условий, стимулирующих интерес к исследовательской деятельности, раскрытие творческого потенциала и развитие трудовых навыков через практическую деятельность.
Задачи:
- формирование представлений детей о разнообразии семян и плодов, о правильном уходе за растениями,
- учить детей анализировать объекты и их существенные признаки, делать элементарные умозаключения,
- развивать самостоятельность, ответственность, инициативность, познавательную активность,
- развивать умение работать сообща, получать удовлетворение от совместной работы,
- формировать бережное отношение к природе, безопасное поведение,
- воспитывать трудолюбие, уважение к результатам своего и чужого труда.
Ожидаемый результат:
Сформировать интерес ребенка к познанию, любознательности, экологичности, бережному отношению к окружающей среде.
Объект исследования:
Объектом исследования выбраны семена и луковицы культурных растений. Семена и луковицы – это плоды, из которых развиваются растения.
Идея проекта : создать в подготовительной группе МБДОУ № 52 огород на подоконнике. Высадить рассаду овощей и цветов в огород и цветник группового участка.
Направленность: проект направлен на развитие у детей самостоятельности, целеустремленности, любознательности, формирование навыков трудовой деятельности, умений достигать поставленных целей.
Реализация проекта см. Приложение №1
План экспериментальной деятельности.
Материалы: оборудование – стаканчики с землей и проросшими растениями, растения – семена и луковицы, блюдца с тканью и проростками, мини парники.
Опыты:
Опыт № 1 «Проращивание семян двумя способами – сухим и влажным»
Цель: подвести детей к выводу о необходимости полива и влаги для роста и развития растений.
Проращивание семян двумя способами: 1 – сухим способом (сухие семена, 2 – влажные семена (пророщенные семена и луковицы)
Наблюдать за прорастанием семян во влажной среде.
Опыт № 2 «Проращивание семян двумя способами – на свету и в тени»
Цель: подвести детей к выводу о необходимости света для роста и развития растений.
Проращивание двумя способами: 1 – на свету, 2 – в тени. Наблюдать за ростом и развитием растений, тянущихся к свету.
Наблюдение за прорастанием семян на свету и в темноте.
Опыт № 3 «Проращивание семян двумя способами – в тепле и в холоде».
Цель: подвести детей к выводу о необходимости тепла для роста и развития растений.
Проращивание семян двумя способами: 1 – в тепле, 2 – в холоде.
Наблюдение за проращиванием семян в тепле и на холоде.
Опыт № 4 «Проращивание семян двумя способами – на открытом воздухе и в закрытом контейнере»
Цель: подвести детей к выводу о необходимости воздуха для роста и развития растений.
Проращивание семян двумя способами: 1 – свободный доступ воздуха, 2 - в плотно закрытом контейнере.
План работы с родителями:
1) изготовление альбомов совместно с ребенком на темы: «Пткуда пришло к нам растение?», «Овощные культуры», «Выращиваем рассаду на подоконнике».
2) собрать коллекцию семян огородных растений
3) алгоритм правил ухода за растениями,
4) подборка игр: «Что сначала, что потом?», «Найди по описанию», «На дереве и на земле», «Загадки», «Изготовление муляжей овощей»
Достигнутые результаты:
- закрепили знания и расширили кругозор детей о культурных и огородных растениях, сформировали нравственное и экологическое отношение к природе,
- экспериментальным путем выяснили как из семян и луковиц произрастают растения,
- активизировали взаимодействие с родителями в педагогическом процессе:
- с помощью родителей собрали семена и луковицы культурных растений (фасоли, лука, кабачков, огурцов, томатов, бархатцев, укропа,
- подготовили альбомы: «Откуда растение пришло?», «Овощные культуры», «Выращиваем рассаду на подоконнике»,
- изготовили «Алгоритм правил ухода за растениями»,
- сделали подборку дидактических игр : «Что сначала, что потом?», «Найди по описанию», «На дереве и на земле», «Загадки об овощах»,
- изготовили муляжи овощей.
- дети под руководством воспитателя прорастили семена растений – кабачков, фасоли, огурцов, лука, томатов, бархатцев, Пророщенные семена посадили в мини – парники, чтобы потом пересадить на грядку и в цветник на групповом участке,
- были проведены опыты, наблюдения, исследования двумя способами
(сухой способ проращивания семян и с водой; в темном месте и на свету; в тепле и на холоде, с хорошим доступом кислорода и в закрытом контейнере, созданы благоприятные условия для роста и развития растений,
- в процессе проведения проекта дети познакомились с пословицами, поговорками, загадками и стихами,
- на заключительном этапе создан дневник наблюдений,
- проведено музыкальное развлечение «Веселый огород».
Реализация проекта способствовала развитию и обогащению познавательного интереса детей к миру природы, бережному отношению к ней. Расширила представление детей о трудовых действиях, инструментах и результатах труда.
Ссылки на дополнительную информацию:
1. Т. А. Иваничкина, И. А. Никитина Развитие личности ребенка в проектной деятельности : познавательно-творческие, игровые, экологические проекты-Волгоград : Учитель,2012
2. Л. С. Киселева Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения - Москва : Линка-Пресс,2006
3. Е. Г. Зверева-Андриевсая Окружающий мир: экологический альбом для дошкольников – Москва : ЮВЕНТА, 2010
4. Н. О. Никонова, М. И. М. И. Талызина Экологический дневник дошкольника, Санкт-Петербург Детство-Пресс, 2007
5. https://www.dissercat.com/content/proektnaya-deyatelnost-kak-sredstvo-formirovaniya-poznavatelnoi-aktivnosti-mladshikh-shkolni
6. https://tvorcheskie-proekty.ru/dou
Приложение № 1
Информационная карта и этапы реализации проекта
«Рассаду сажаем – заботимся об урожае»
№ Основное содержание деятельности
Подготовительный этап
1 Постановка проблемы перед детьми
2 Решение проблемы : Где можно узнать подробную информацию? (расширение информационного поля)
3 Экскурсия в библиотеку
(поиск информации по теме)
4 - Чтение, рассматривание, обсуждение, стихи и об огородных культурах. Чтение Н. Носов «Про репку», Дж. Родари «Чиполлино», сказки «Пых», «Репка» и др.
- Оформление книжной выставки «Почитайте-ка, ребятки, что растет на нашей грядке!»
5 Исследовательская деятельность : «Овощи-путешественники», работа с картой, история появления овощей в России
Содержательный этап
6 Опытно-экспериментальная деятельность : посадка овощей разными способами, наблюдение за их ростом, фиксация результатов в дневнике наблюдений
7 Труд в уголке природы: уход за посадками.
8 Коллекционирование «Овощи в конверте» (семена овощей, зелени).
9 Выставка рисунков «Посмотрите-ка, какие-натюрморты овощные!»
10 Речевая деятельность
Коллективные разговоры и беседы с родителями «Что посеешь, то и пожнешь», «Нет трудов – нет и плодов», «Ешьте больше овощей – будете здоровы!», «Чем опасны не мытые овощи».
11 Вечер загадок «Помощники огородника» (инструменты, инвентарь)
Итоговый
12 Развлечение для дошкольников «Веселый огород»
13 Дидактические, подвижные, игры по теме.
Приложение 2
Мониторинг
Диагностика - наблюдение за уровнем сформированности навыков экспериментальной деятельности.
Время проектирования Выраженность трудовых навыков
Начало проекта 5- 19%
Конец проекта 23 - 97%
Наблюдается положительная динамика уровня сформированности экспериментальной деятельности, трудовых навыков и познавательной активности.
Приложение 3
Фотогалерея