Малика Исакова
Проект «Воспитание толерантности в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание толерантности на сегодняшний день является одной из важнейших проблем. Так что же значит быть толерантным?
Я считаю, что проявление великодушия в отношении других, умение дружелюбно воспринимать непохожих на тебя людей, уважительное отношение друг к другу, жизнь без проявления насилия и жестокости в отношении окружающих – вот, что означает толерантность. Но мало понимать значение этого слова, толерантность нужно воспитывать, путем развития хороших привычек, манер, культуры межличностного общения, искусства жить в мире непохожих людей.
Публикация «Проект „Воспитание толерантности в детском саду“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Толерантность. Проекты
- Темочки
В решении задач формирования толерантности особую роль необходимо отводить дошкольному образованию и воспитанию как начальному этапу в нравственном развитии ребенка.
В дошкольный период важно закладывать толерантность как одну из основ личности ребенка, демонстрировать и объяснять значение позитивного общения, сотрудничества, подчеркивать значение других людей, не похожих на самого ребенка.
Уважение к людям разных национальностей является одной из ключевых задач. В связи с этим воспитание детей дошкольного возраста в духе дружбы, согласия и миролюбия определяется как одно из ведущих направлений в современном образовательном пространстве.
Вот и в нашем детском саду ведётся активная работа по воспитанию детей в духе дружбы, миролюбивого отношения к другим народам, культурам и традициям.
В связи с важностью и актуальностью данной проблемы, был запущен проект, реализация которого способствует укреплению взаимопонимания и дружеской атмосферы между детьми.
Актуальность проекта :
Проблема воспитания толерантной культуры на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России - стране многонациональной, с множеством разнообразных и, часто, несхожих культур. Сегодня в условиях действия ФГОС на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые не только для дальнейшего развития общества, но и для его выживания.
Цель:
- создать условия для формирования у всех участников образовательного процесса толерантного отношения к окружающему миру;
- приобщать детей к народным играм, танцам, песням разных стран мира;
-воспитывать чувство толерантности к представителям других национальностей, чувство гордости за свой народ и его культуру.
Задачи:
1. формировать у детей дошкольного возраста понимание слова «толерантность»;
2. развивать умение видеть и понимать другого человека, проявлять сопереживание, сочувствие к людям;
3. создать условия для успешного вхождения в жизнь детского сада детей разных национальностей.
4. воспитывать культуру межличностного взаимодействия детей в группе.
5. расширять взаимодействие педагогов и родителей в деле воспитания чувства толерантности у детей.
Через сказки, пословицы, поговорки, произведения народного декоративного творчества, мы всячески стимулируем желание ребенка познавать культуру не только своего народа, но и воспитываем уважительное отношение дошкольников к культуре других народов.
Мини – музей кукол
В рамках проекта, в целях формирования толерантного отношения к окружающим людям разных национальностей и культур, был создан мини-музей кукол в национальных одеждах.
Главной задачей создания такого музея является знакомство детей с национальными костюмами, с историей, традициями, с особенностями народного быта. Пробуждение у детей интереса к культуре и традициям не только своего народа, но и к культуре и быту другого народа также является одной из основных задач мини-музея кукол.
Музей национальной культуры и быта
В рамках проекта был также создан музей национальной культуры и быта. Целью создания данного музея является ознакомление детей с историей и бытом разных народов, формирование эмоционально – положительного отношения к представителям других культур.
В нашем музее дети могут познакомиться с особенностями национального уклада жизни различных народов, предметами быта, орудиями труда, одеждой.
Прививать интерес к культуре и традициям различных народов через обычаи, обряды, праздники, народное творчество, искусство – является главной задачей создания такого музея.
Мини - музей сказок народов мира
Ещё одним этапом в реализации проекта по воспитанию толерантности было создание мини – музея сказок народов мира.
Включение музея сказок народов мира в образовательное пространство обогащает развивающую среду новым смыслом. Именно здесь для ребенка открывается возможность первого проникновения в историю быта и культуры различных народов.
Одна из главных задач в развитии и воспитании дошкольников состоит в том, чтобы с помощью художественной литературы, в частности сказок, прививать детям нравственные начала, составляющие духовную основу их личности, воспитывать умение сочувствовать, сопереживать, любить свою страну и всех окружающих его людей.
Особую роль в приобщении ребенка к культуре своего народа и народов мира играют народные праздники как средство выражения национального характера. Знакомство ребенка с народным искусством развивает у него вкус и бережное отношение к материальным ценностям, созданным предшествующими поколениями.
Ещё одним методом приобщения к культуре и традициям народов мира является организация театрализованной деятельности, основой которой служат различные национальные сказки. Сочинение сказок и историй самими детьми. Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: дети знакомятся с окружающим миром во всем многообразии через образы. Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка. Приобщает его к духовному богатству.
Использование различных игр является неотъемлемой частью реализуемого проекта по воспитанию толерантности у детей дошкольного возраста.
Игра – естественный спутник жизни ребёнка, источник воспитания чувств и радостных эмоций, возможности самовыражения, обладающей великой воспитательной силой.
Игра «Пирамида добра»
«Пирамида добра» Ход игры: Дети встают в круг. Дети говорят добрые пожелания окружающим его ребятам. Кто сказал доброе пожелание, вытягивает руку вперёд и положит её сверху на ладонь ведущего или на ладонь ребёнка, уже высказавшегося. После того как все выскажутся, ведущий тихонько раскачивает «пирамиду добра» со словами: «Пусть наши желания услышат все и пусть они сбудутся!» - подталкивает лежащие на его ладони ладони детей вверх, рассыпая пирамиду.
Игра «Все мы разные»
Дети становятся в две шеренги так, чтобы один ребёнок стоял напротив другого. Воспитатель : «Ты на друга посмотри, в чём различия назови». Дети по очереди должны назвать одно отличие себя от ребёнка, стоящего напротив, в другой шеренге. Например: «У меня глаза голубые, а у тебя зелёные. У меня волосы светлые, а у тебя тёмные». Сначала говорят дети, стоящие в одной шеренге, потом — в другой.
Игра «Кто построил дом?», «Узнай национальную одежду»
Целью таких дидактических игр как «Кто построил дом?» и «Узнай национальную одежду» является формирование у детей понятия о различных народах, их жилище и их национальных костюмах.
Виды росписи
Воспитание толерантности у детей с помощью художественно-эстетической деятельности является также неотъемлемой частью нашего проекта. Ребята знакомятся с народным декоративно – прикладным искусством, традиционными народными промыслами.
Рисование народного костюма, коллективная работа «Планета дружбы»
Дети с огромным удовольствием лепят предметы быта, рисуют национальные костюмы разных народов, знакомясь, таким образом, с традициями и культурой людей разных национальностей.
«Все мы люди, и мы равны между собой!» – девиз классического представления о толерантности.
И как бы много изменилось в нашем мире, если бы все люди были терпимыми друг к другу. В наших силах воспитывать детей в духе толерантности, уважения к другим народам, традициям, культурам. Ведь дети – это наше будущее и его благополучие зависит о того, какие нравственные ориентиры мы вкладываем в подрастающее поколение.