Анна Пономарёва
Тема проекта «Птицы весной»».
▼ Скачать + Заказать документы
Отчёт по реализации проекта
Тема проекта «Птицы весной»».
Автор и участники проекта :Пономарёва А. М., дети средней группы, родители, воспитатель, музыкальный руководитель
Продолжительность проекта : март- апрель (среднесрочный)
Вид проекта :информационно – исследовательский.
Пояснительная записка
Публикация «Тема проекта „Птицы весной““,» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Проекты
- Проекты
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Темочки
Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас.
Экологическое воспитание значимо и с позиций личностного развития ребенка – правильно организованное, систематически осуществляемое в образовательных учреждениях оказывает интенсивное влияние на его ум, чувства, волю.
Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивает их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей.
В дошкольном учреждении детей знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, ко всему живому.
Данный проект это единая система системы, которая включает в себя предварительную работу, работу с родителями, с детьми. Запланированные направления деятельности с детьми способствуют формированию гуманных чувств, расширению кругозора, развитию речи, словарного запаса, воспитанию трудолюбия и чувства ответственности перед живым существом.
1. Проблема-гипотиза, на решение которой направлен проект Нужна ли помощь птицам весной? Сможем ли мы помочь птицам весной?
Обоснование проблемы: Птицы приносят нам много радости своим появлением весной. Разнообразие птичьих голосов привлекает наш слух. Но все ли мы знаем о их беззаботной жизни… А может быть их жизнь не такая и беззаботная. Давайте вместе больше узнаем о птицах, их весенних заботах и, конечно же, поможем им!
2. Цель проекта
- Формировать у детей обобщенное представление о птицах как живых существах, живущих на земле, на воде, которые умеют летать в воздухе, и имеющих типичное строение, приспособленных к определенным климатическим условиям
- Развивать интерес к жизни птиц;
- Формировать осознанно – правильное отношение к птицам ближайшего окружения, желание практически сохранить, поддержать, создать для них нужные условия.
3. Предмет и объект исследования:
Предмет: птицы
Объект : жизнь птиц после зимы.
4. Задачи проекта :
1. Привлечь родителей к совместной деятельности. Донести вместе с детьми важность изготовления скворечников весной.
2. Уточнить внешние признаки птиц, особенности внешнего строения, позволяющие летать.
3. Уточнить представления о знакомых птицах, условиях их обитания, роли человека в жизни птиц.
4. Познакомить с удивительными загадками и тайнами из жизни птиц.
5. Приучать детей заботиться о птицах.
6. Дополнительная задача, определенная детьми: Изготовить поделки из природного материала «Весенние заботы птиц»
Методы исследования:
1. Составление плана деятельности.
2. Кто нам поможет. Привлечение внимания родителей к проекту.
- беседа с родителями «Встретим птиц весной», «Построим скворечники»
- наблюдение с детьми за птицами дома : какие птицы живут у нас дома?
-рисуем вместе с детьми: «Кто весной к нам прилетел».
-подбираем литературу и фотоматериал о птицах.
-рассказы детей из личного опыта «Мне нравятся птицы», «Моя любимая птица».
3. Источники информации.
-Подбор художественной литературы:
С. Н. Николаева. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве».
В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова. «Экология. Конспекты занятий».
О. А. Воронкевич. «Добро пожаловать в экологию».
В. В. Маркевич. «Игры на свежем воздухе».
Л. Б. Фесюкова, О. О. Григорьева «Времена года» изд. ТЦ «Сфера».
С. И. Карпова, В. В. мамаева «Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 4-5 лет», изд. ТЦ «Сфера»
В. Бианки. «Синичкин календарь».
Д. Н. Мамин – Сибиряк. «Серая Шейка».
В. П. Астафьев. «Капалуха».
Г. Снегирев. «Птицы наших лесов».
Е. Носов. «Как ворона на крыше заблудилась».
В. А. Алексеев. «Кто как строит».
Ю. Дмитриев. «Кто в лесу живет, и что в лесу растет».
С. Образцов. «Ничего особенного».
В. Степанов. Животный мир Земли. Кто где живет. Энциклопедия «Живой мир».
О. А. Скоролупова. «Весна», «Насекомые», «Перелетные птицы».
С. А. Веретенникова, А. А. Клыков «Четыре времени года»
- Подбор познавательной энциклопедической информации, посвящённой птицам (Энциклопедия дошкольника)
- Подбор фотографий о птицах.
4. материалы и оборудование для работы.
- разрезные картинки на тему «Птицы»
- изображение различных птиц;
- тонированные голубым цветом листы бумаги формата А3;
- конфетти, клей, кисти для клея;
-кисти и краски для рисования.
Новизна и практическая значимость
Расширять представления детей о зимующих и перелетных птицах, их образе жизни особенностях поведения весной.
Форма проведения итогового мероприятия проекта :«Весенний праздник птиц»
"Не навреди!" - одна из заповедей общения человека с природой. Воспитание маленьких дошкольников в духе природосбережения - одна из сторон экологического образования в детском саду. Любовь, понимание и забота - это то, что ждет природа от каждого человека. Эти чувства целесообразно начинать воспитывать именно в раннем детстве, поэтому сегодня экологическому образованию в дошкольных образовательных учреждениях отводится должное внимание.
Мир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не все способны видеть эту красоту; многообразие цвета, форм, разнообразие красок неба, листьев, воды… умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается.
Природа – это бесконечный источник эмоциональных состояний, неугасимого желания познавать.
Пусть будет в человеке все прекрасно.
И мысли, и поступки, и душа!
В гармонии с природой и с собою
На свете чтобы жили малыши,
Воспитывайте в детях, берегите,
Храните экологию души!
Большое значение в природе и в жизни человека играют птицы.
Трудно переоценить значение птиц в природе, их роль в жизни человека, ту пользу, которую они оказывают лесам, садам и огородам. Без птиц существование последних было бы почти невозможным.
Птицы защищают человека и животных от докучливых, а порой невыносимых насекомых, резко снижают численность быстро размножающихся вредителей.
Чтобы понять значение птиц в природе, достаточно указать на всем известную большую синицу, которая за один день съедает до 6 тысяч различных насекомых, среди которых преобладают вредители леса.
Роль синиц в истреблении вредителей плодовых деревьев доказали садоводы. Ими давно подмечено: если в саду на площади 1 га установить до 25 птичьих домиков (синичников, то владельцу сада не приходится снимать с растений гнезда боярышницы и златогузки. Сама собой устраняется работа по борьбе с медяницей и шелкопрядами. Все это делают синицы, мухоловки и горихвостки.
Даже воробьи весной и летом становятся полезными. Птенцов первого вывода они выкармливают личинками яблоневого долгоносика — свирепого врага садов. Многолетние наблюдения сделали вывод, что, если в саду достаточно гнездящихся птиц, урожай его увеличивается вдвое.
Воробья многие считают вредной птицей. Это неправильно. В городах (в людных парках и на бульварах) наши полевые воробьи — единственные защитники деревьев от вредителей. Осенью и зимой они питаются, в основном, семенами сорняков. Стоит напомнить печальный пример Китая, где необдуманно истребили всех воробьев, а в результате лишили фруктовые сады защиты от вредителей.
Значение птиц в природе тайги не менее важно. Незаменимые защитники в этом — дятлы, поползни и пищухи. Черный дятел, например, за день истребляет от 300 до 650 личинок дровосеков, короедов и куколок обыкновенного рогохвоста. Правда, дятлы одновременно уничтожают семена сосны, ели, поедают муравьев, кольцуют деревья. Но все же пользы от них ощутимо больше чем вреда.
Деятельность дятлов дает возможность определить, в какой степени заражены короедами деревья, что облегчает уход за лесом и посадками. Поползни и пищухи как бы продолжают работу дятлов: уничтожают вредных насекомых, живущих на ветвях, листьях, в коре.
Кукушки — также усиливают значение птиц в природе своей полезностью. Они очень прожорливы и уничтожают много вредных лесных насекомых. В желудке одной кукушки были найдены 173 гусеницы шелкопряда, у другой — 137 гусениц, 12 майских жуков и несколько больших зеленых кузнечиков.
Многие птицы, обитающие рядом с жильем человека, исполняют роль санитаров. Они истребляют мух, разносящих возбудителей различных заболеваний, и в первую очередь дизентерии. К числу этих птиц относятся, прежде всего, мухоловки и ласточки.
Мухоловки, кроме мух, уничтожают малярийных комаров и многих других мелких насекомых. Ласточка за лето поедает около миллиона всевозможных мошек. К этой же категории птиц относятся чайки, крачки, зимородки. Поедая преимущественно больную и снулую рыбу, они оберегают водоемы от загрязнения и заражения.
Хищные птицы — мощное средство борьбы с грызунами, вредителями сельского хозяйства. Две пустельги при выкармливании своих шести птенцов за день вылавливают до 9 сусликов, 5 полевок и много других зверьков. По самым скромным подсчетам, семья пустельги за месяц уничтожает не меньше 180 сусликов и 90 различных других грызунов.
А если учесть, что суслик в год съедает до 16 кг зерна, полевка — 1 кг, то легко подсчитать, что благодаря пустельге экономится три тонны зерна в месяц. Не менее полезны и совы. Сова за лето уничтожает свыше 1000 мышей и полевок и тем самым спасает около тонны зерна.
Важно и то, что многие птицы — серые куропатки, перепелки, жаворонки, овсянки, голуби — истребляют семена сорняков, помогают человеку бороться за чистоту полей. А сойки, кедровки, дрозды, свиристели, питаясь лесными ягодами с твердыми оболочками семян, рассеивают эти семена на огромной территории, способствуя расширению площади леса. Некоторые из них (сойки, кедровки) делают запасы желудей и кедровых орехов, закапывая их в мох. Иногда эти запасы, не найденные птицами, дают дружные всходы.
И нельзя, конечно, забывать о вещах не столь утилитарных, но не менее важных. Мы наслаждаемся пением и красотой птиц, углубляя свое общение с природой, воспитывая свои эстетические чувства. Поэтому охрана птиц — долг каждого культурного человека.
Подводя итог по проделанной работе, можно сказать, что дети намного лучше стали обращать внимание на то, что около них есть много прекрасных и так не похожих друг на друга птиц. Дети научились наблюдать, у них пробудился интерес к птицам, желание заботиться о них. Вместо безразличия к пернатым друзьям дети обрели теплоту к существам, которые радуют нас своим пением и красотой
Были сделаны следующие выводы:
Птицы становятся заметными и более активными с приходом тепла, чем ярче светит солнце, тем больше птиц на улице, тем они активнее;
В ветреные дни птицы не прилетают;
Из кормов голуби и воробьи предпочитают семечки, а синицы – сало;
Воробьи, голуби, свиристели прилетают стайками, синицы по 3 - 4, сороки, вороны – по одиночки;
Кормушку посетили 7 видов птиц;
За время действия проекта птицы привыкли получать корм, поэтому подкормку необходимо продолжить.
Заключение можно сказать,что взаимодействие человека с природой – чрезвычайно важная проблема на современном этапе. С каждым годом её значение становится всё сильнее. Современные проблемы взаимодействия человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения всех людей, повышая их экологическую грамотность и культуру. Началом формирования экологической направленности личности по праву считается дошкольное детство. Давно отмечено, что если не вести серьёзную, углублённую работу в этом направлении, то жестокое поведение детей по отношению к живым существам (отрывание лапок у насекомых, раздавливание мелких животных, ломание веток, вытаптывание трав, цветов, загрязнение природы бытовым мусором, пожары и т. д.) закрепляется и остаётся у некоторых на всю оставшуюся жизнь. Особенно важно решить задачи по экологическому воспитанию дошкольников на знакомом, близком им материале: животные родного края.
Дети в дошкольном возрасте уже по природе своей исследователи. С большим интересом они участвуют в самой разнообразной исследовательской деятельности. Неумолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяются на все сферы деятельности. Важно не дать этому стремлению угаснуть: чем насыщеннее и разнообразнее деятельность, тем более она значима для ребёнка и отвечает его природе.
И только тогда, когда ребёнок путём собственной поисковой деятельности узнает больше об определённом виде животного, особенно редкого, «проживёт» с ним часть жизни, только тогда можно говорить о воспитании у ребёнка гуманных чувств, осознанно-бережного отношения к природе.
Список литературы:
1. Энциклопедия дошкольника («Махаон» Москва 2004г)
2. «Детский сад – эталон экологической культуры (научно-практические рекомендации) /Под ред. д. б. н. Т. В. Потаповой и д. ф. н. Ю. Ю. Галкина. Автор – составитель Т. В. Потапова. – М. : ВООП, РЭФИА, 2003
3. «Надежда» - учебная программа подготовки детей дошкольного возраста к обучению основам экологии, природопользования и правам человека (Т. В. Потапова, Л. В. Андрюшкина, Л. С. Журавлева, С. Г. Кикнадзе, Т. Н. Михайлина, М. В. Шубина) Автор – составитель Т. В. Потапова. – М. : ВООП, РЭФИА, 2003
4. Экологическая АЗБУКА для детей и подростков. – М. : Изд. МНЭПУ, 1995, К. Б. Асланиди, М. А. Малярова, Т. В. Потапова, Н. Г. Рыбальский, О. Ю. Цитцер 6. «Букварь здоровья» для дошкольников и младших школьников Л. В. Баль, В. В. Ветрова, ТЦ СФЕРА, М., 2008
5. Дошкольная педагогика/ Козлова С. А, Куликова Т. А. -М. - Издательский центр «Академия», 2008.
6. «Детская психология» Е. О. Смирнова М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
7. Шорыгина Т. А., Птицы. Какие они? Книга для воспитателей, гувернёров и родителей. – М. : «Издательство ГНОМ и Д», 2000.