Литвинова Наталья Анатольевна
Проект «Девиантное и делинквентное поведение воспитанников детского дома»
▼ Скачать + Заказать документы
СОДЕРЖАНИЕ
1. Актуальность проекта… … 3
2. Проблема проекта …. ….. 3
3. Цель и задачи проекта …. ….5
4. Ожидаемые результаты проекта …. …. 5
5. Сроки разработки и реализации проекта ….….5
6. Ресурсы проекта….…. …. 5
7. Планирование проекта…. …. …. …. 5 8. Практическая часть проекта…6
9. Заключение…. ….. 7
10. Литература…7
11. Учебно-тематический план (Приложение 1…10
1. Актуальность проекта
Публикация «Проект „Девиантное и делинквентное поведение воспитанников детского дома“» размещена в разделах
- Девиантное поведение
- Детский дом, дом ребенка. Материалы для педагогов детского дома
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Актуальность этого проекта состоит в том, что в детский дом поступают дети, воспитывавшиеся в основном в асоциальной среде, что усиливает нагрузку на психику развивающейся личности, и затрудняет позитивную социализацию подрастающих поколений. То, как пройдёт процесс социализации, зависит от тех норм, принятых в социальном окружении ребёнка, которые регулируют требования к нему и обеспечивают формирование его личности.
Воспитанник детского дома воспринимает складывающиеся отношения между детьми и взрослыми как эталонные нормы отношений, при этом в качестве такой нормы выступает особое положение детей-сирот в обществе, что создаёт трудности для адекватного социального развития. Отсутствие семейного института, размытость моральных ценностей, которые уже не являются твердой опорой для выстраивания собственной личностной модели поведения, диктуют необходимость специальных мер для раскрытия положительных качеств воспитанников детского дома, формирования правильной жизненной позиции личности, обладающей достойными ресурсами для успешной адаптации в обществе, приобретения навыков самопознания себя как личности и формирования правильных суждений о жизни и окружающем мире, иначе, без применения этих мер большинство воспитанников детского дома попадают в так называемую «группу риска», тем самым увеличивая число детей с отклоняющимся поведением.
В связи с тем, что особенности отклоняющегося поведения, а девиантного и делинквентного поведения как разновидностей данного поведения в частности, не только свидетельствуют об отклонении от общественных норм, закона, но и представляют собой потенциальную угрозу для самого ребёнка, развитию его личности, окружающим людям, обществу в целом, в процессе работы по профилактике и коррекции отклоняющегося поведения необходимо придавать поступкам, совершённым ребёнком, значимость, тем самым оказывая произвольное, целенаправленное влияние на развитие процессов, лежащих в основе нравственных и иных свойств и качеств личности ребёнка, подростка. Или, наоборот, препятствуя тем или иным поступкам, мы создаём помехи, задерживаем развитие соответствующих отрицательных качеств и свойств личности ребёнка.
2. Проблема проекта
Во все времена, при всех экономических формациях предметом заботы воспитателей детского дома являются не только знания воспитанников, но и их нравственный облик, культура поведения. В связи с этим, остаётся неоспоримой важность работы педагогов с теми воспитанниками, поведение которых не соответствует требованиям дисциплины и нормам морали.
В процессе воплощения проекта в жизнь предполагается коррекция и профилактика поведенческих отклонений, которые проявляются в школьной неуспеваемости детей; отсутствии интереса к учёбе, труду, организованному досугу; недисциплинированности; несоблюдении общественных норм поведения; нарушении прав окружающих людей; конфликтности; высокой тревожности; наличии нежелательных качеств личности: лени, лживости, эгоистичности, грубости; гиперактивности (пассивности); немотивированной агрессии, жестокости; употреблении алкоголя и наркотических веществ; правонарушениях.
В настоящее время в психологии выделены следующие виды отклоняющегося поведения у подростков : девиантное поведение; делинквентное поведение; аддиктивное поведение.
В «Педагогическом энциклопедическом словаре» можно прочесть: «Девиантное поведение – поведение, не соответствующее правилам и нормам, установленным в официальном порядке или сложившимся традиционно в обществе (группе). Девиантное поведение проявляется в форме алкоголизма, беспризорности, пьянства, наркомании, преступности несовершеннолетних и т. п. И. Я. Гилинский ввёл в употребление термин «девиантное поведение», который в настоящее время употребляется наравне с термином «отклоняющееся поведение».
Делинквентное (противоправное, антиобщественное) поведение – действия конкретной личности, отклоняющиеся от установленных в данном обществе и в данное время законов, угрожающие благополучию других людей или социальному порядку и уголовно наказуемые в крайних своих проявлениях.
Зависимое (аддиктивное) поведение – в широком смысле «стремление полагаться на кого-то или на что-то в целях получения удовлетворения или адаптации».
Формы зависимого поведения :
1. химическая зависимость (курение, алкоголь и т. д.);
2. нарушение пищевого поведения (переедание, голодание, отказ от еды);
3. гэмблинг – игровая зависимость;
4. сексуальные аддикции;
5. религиозное деструктивное поведение.
Как отмечается в ряде исследований Л. П. Буевой, Л. С. Выготского, А. В. Петровского существует несколько социально-психологических механизмов, необходимых для осуществления процесса социализации:
• Идентификация –отождествление индивида с некоторыми людьми или группами, позволяющими усваивать разнообразные нормы, отношения и формы поведения, которые свойственны окружающим.
• Подражание – сознательное или бессознательное воспроизведение индивидом модели поведения, опыта других людей, манер, движений, поступков.
• Внушение – процесс неосознанного воспроизведения индивидом внутреннего опыта, мыслей, чувств и психических состояний тех людей, с которыми он общается.
• Социальная фасилитация – стимулирующее влияние поведения одних людей на деятельность других, в результате которого их деятельность протекает свободно и интенсивнее.
• Конформность – осознание расхождения во мнениях с окружающими людьми и внешнее согласие с неми, реализуемое в поведении.
Все эти факторы необходимо учитывать в процессе профилактики и коррекции отклоняющегося поведения.
3. Цель и задачи проекта
Цель проекта - изменение и профилактика поведения подростков с отклоняющимся поведением, формирование устойчивых механизмов противодействия их возникновению предпосылок для такого поведения в результате целенаправленного педагогического воздействия.
Задачи, решаемые в рамках реализации программы:
1. Воспитание интереса к здоровому образу жизни, проведение работы по профилактике правонарушений, вредных привычек;
2. Воспитание правовой грамотности и законопослушного поведения;
3. Развитие компетенций воспитанников о межличностных отношениях, их особенностях, способах конструктивного взаимодействия;
4. Формирование осознанной жизненной позиции, расширение возможностей выбора альтернативных моделей поведения;
5. Формирование у воспитанников устойчивых интересов, обеспечивающих занятость в кружках и секциях в соответствии с их желаниями и склонностями.
4. Ожидаемые результаты проекта
При условии своевременного проведения профилактика может дать значительные положительные результаты и тем самым исключить необходимость применения более суровых мер, в том числе и уголовно-правового характера, для этого необходимо обучить воспитанников новым формам поведения, сформировать стрессоустойчивую личность, способную самостоятельно, эффективно и ответственно строить свою жизнь.
У воспитанника должны сформироваться следующие качества:
- умение контролировать и адекватно выражать свои чувства;
- умение уверенно отстаивать свою позицию в конфликтных ситуациях, не переходя ни к агрессии, ни к пассивно-зависимому поведению;
- стремление понять другого человека;
- сознательный отказ от вредных привычек.
5. Сроки разработки и реализации проекта
Проект рассчитан на 2 года.
6. Ресурсы проекта
№ п/п Вид ресурса Характеристика
1. Кадровый Воспитатель, психолог
2. Информационный Интернет, книги
3. Технический Компьютер, принтер, оборудование для воспроизведения презентаций
4. Материальный Бумага А4, цветная бумага и т. д.
5. Временной Часы занятий в рамках внеурочной деятельности
7. Планирование проекта
Проект рассчитан на воспитанников в возрасте от 14 и до 18 лет. Контингент детей – это дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Дети объединены в воспитательные группы (семьи) по 5 - 8 ребят в каждой.
В основном, работа по реализации данного Проекта ведётся на воспитательных часах (специально выделенных в режиме дня и предварительно спланированных целенаправленных занятиях).
Эти занятия планируются 2 раза в неделю, в остальное время ребята закрепляют эти знания в повседневной жизни. В течение учебного года планируется проведение 72 таких занятий для первой и второй ступени, планирование которых основано на учё те возрастной периодизации: 1 ступень – 14-16 лет; 2 ступень –– 17 – 18 лет.
Учебный план
№ Блоки Всего часов
в год
I ступень
В том числе Всего часов
в год
II ступень
В том числе
Теорети
ческих Практических Теорети
ческих Практических
1. Подготовительно-диагностический 3 3 4 4
2. «Профилактика отклоняющегося поведения» 44 19 25 45 20 25
3. «Коррекция отклоняющегося поведения» 22 9 13 19 5 14
4. Аналитический 3 3 4 4
Учебно-тематический план (Приложение 1).
8. Практическая часть проекта
Уровень усвоения программы: программа общекультурного уровня предполагает развитие познавательных способностей, расширение кругозора, уровня информированности, опыта общения при подготовке к самостоятельной жизни.
Педагогические формы, используемые при реализации программы:
игры (игры-практикумы, ситуативно-ролевые игры, организационно-деятельностные игры, ролевые игры); тестирование; упражнения; наблюдения;
тренинги (аутопсихологический тренинг, социально-психологический тренинг, тренинг поведения, личностный тренинг); объяснение; внушение; диспут; сказкотерапия; психогимнастические упражнения; творческие лаборатории; рисование (тематическое и свободное); подвижные игры; имитационные и ролевые игры; беседы и проблемные ситуации; техники и приемы саморегуляции; дискуссии; мозговые штурмы. беседы; лекции; психодрама; «круглые» столы.
9. Заключение
Профилактика в технологиях работы с детьми c отклоняющимся поведением связана с тем, чтобы установить, сгладить, снять причины, условия и факторы, вызывающие отклонения в развитии и социализации ребёнка. Профилактика является одним из основных и перспективных направлений деятельности в воспитательной работе. Жизнь повседневно убеждает, что легче, с гораздо меньшими издержками для общества и личности не допустить возможных отклонений в действиях или поведении ребёнка, чем потом бороться с уже наступившими негативными последствиями.
Коррекция отклоняющегося поведения является социально – педагогическим и психологическим комплексом взаимосвязанных, взаимообусловленных операций и процедур, направленных на регуляцию мотиваций, ценностных ориентаций, установок и поведения личности, а через неё – на систему различных внутренних побуждений, регулирующих и корректирующих личностные качества, характеризующие отношение к социальным действиям и поступкам.
С психолого-педагогических позиций можно выделить три основные группы детей с интересующими нас проблемами, требующими профилактики и коррекции:
1. дети с педагогический и/или социальной запущенностью («трудные», трудновоспитуемые и трудно обучаемые);
2. дети с нарушением социальных связей и отношений, социально дезадаптированные, характеризующиеся асоциальным поведением, склонностью к правонарушениям;
3. дети, имеющие неглубокие, непатологические, неярко выраженные пограничные отклонения психики или личностные психологические особенности (акцентуации характера, неадекватную самооценку, нарушения эмоционально-волевой сферы, тревожность, комплексы). В силу этого они предрасположены к возникновению проблем в обучении и воспитании; для детей «зоны риска» применим только индивидуальный подход, основанный на углублённой психолого-педагогической диагностике и коррекции.
10. Литература
1. Г. М. Потанин, М. А. Алемаскин «Методика предупреждения отклоняющегося поведения несовершеннолетних» МГПИ им. Н. К. Крупской, 1987 г.
2. В. П. Кащенко «Педагогическая коррекция» М: Просвещение, 1992 г.
3. «Воспитание трудного ребёнка : Дети с девиантным поведением». Под. ред. М. И. Рожкова. - М: Владос,2001 г.
4. А. Г. Личко «Психология и акцентуации характера у подростков».- Л. : 1983 г.
5. М. А. Панфилова. «Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры». Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. - М. : ГНОМ и Д, 2001 г.
6. Е. В. Емельянова «Психологические проблемы современного подростка и их решение в тренинге», ООО Издательство «Речь», 2008
7. М. И. Рожков, М. А. Ковальчук, «Профилактика наркомании у подростков», ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2003
8. М. Ю. Михайлина, М. В. Лысогорская, М. А. Павлова. Классные часы 5-9 классы «Сюрпризы» переходного возраста. Издательство «Учитель», 2008.
10. Конституция Российской Федерации. : издательство Омега -Л, 2006.
11. Уголовный кодекс Российской Федерации. - М. : «Издательство ПРИОР», 2002.
12. Диагностика и коррекция нарушений социальной адаптации подростков. Социальное здоровье России 1993.
13. Байярд Р. Т., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. М., 1991.
14. Клее м. Психология подростка (психосексуальное развитие). М., 1991.
15. Клюева Н. В., Свистун М. А. Программа социально психологического тренинга. Ярославль. : Содействие, 1992.
17. Изард К. Э. Психология эмоций. – Спб. : Питер, 2009. – 464с. : ил. – (Серия “Мастера психологии”).
18. Поливанова К. Н. - Психология возрастных кризисов: Учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений. – М. : Издательский центр “Академия”, 2000. – 184c.
19. А. М. Прихожан: Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. — М. : Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. — 304 с. (Серия «Библиотека педагога-практика»).
20. Астапов В. Н. Функциональный подход к изучению состояния тревоги. // Психологический журнал, 1992. т. 13 №5.
21. Божович Л. И. Проблемы формирования личности. Под ред. Д. И. Фельдштейна. – М. : изд-во «Институт практической психологии», - Воронеж, 1995. С. 352.
22. Бреслав Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. – М., 1990.
23. Баярд Р., Баярд Д. Волнение беспокойного подростка. – М., 1978.
24. Имедадзе И. В. Тревожность как фактор учения в дошкольном возрасте // психологическое исследование, Тбилиси, 1966.
25. Изорд К. Эмоции человека. – М., изд-во МГУ, 1980.
26. Левитов Н. Д. Психическое состояние беспокойства, тревоги. // Вопросы психологии, 1969., №1.
27. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. / Лебединский В. В. – М., 1990.
28. Савина Е. Тревожные дети. // Дошкольное воспитание, 1996, № 4.
29. Сдатчикова К. В. Помогите детям не бояться. Рекомендации для учителя по работе с тревожными детьми младшего школьного возраста // https: //festival.1september.ru.
30. Тренинг с тревожными детьми //https:// www.psyinst.ru.
31. Школьная тревожность //https:// adalin.mospsy.ru.
Материалы интернетсайтов
1. https://www.elitarium.ru.
2. https://www.superidea.ru/intel/emot/erass.htm.
3. https://articles.org.ru/cfaq/index.php.