Кашапова Регина
Проект в средней группе «Природа — наш общий дом!»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта : познавательно - исследовательский, творческий.
По содержанию: ребенок и охрана природы.
Участники проекта : дети – педагоги – родители группы.
По количеству участников: коллективный
Возраст детей: средняя группа (с 4 до 5 лет).
Продолжительность проекта : долгосрочный (с ноября 2020 г. по май 2021 г.)
Публикация «Проект в средней группе „Природа — наш общий дом!“» размещена в разделах
Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознания, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что и растения, и животные – живые существа, они дышат, пьют воду, растут, а самое главное, чувствуют боль, как человек. Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства. Наша задача, как педагогов в работе с детьми, дошкольного возраста, заложить первые представления и ориентиры в мире природы.
Природой можно любоваться, лечить душу, она заражает жаждой жизни, надо не только уметь видеть, но и чувствовать ее. Остановитесь, посмотрите вокруг, окунитесь в мир природы. Бурный рост численности населения, развитие техники оказывают пагубное воздействие на природный мир. В настоящее время один из основных вопросов человечества – охрана окружающей среды. Наша Земля больна – а ее болезнь – это следствие экологической безграмотности человека.
В наши дни необходимо, чтобы каждый понимал, что бережное отношение к природе, это первоочередная задача общества. Экологическое мышление должно стать нормой жизни каждого человека и сопровождать его всю жизнь, начиная с дома, детского сада, школы. Успех охраны растительного и животного мира во многом зависит от того, насколько мы, педагоги, сможем привить ребенку гуманные отношения к природе, научить нести ответственность за жизнь живого существа, проявлять сочувствие, сострадание и стремление оказать помощь.
Цель проекта : развивать экологическую культуру детей на основе эмоциональных переживаний, практических действий, углублять экологические знания детей, воспитывать у них гуманное отношение к природе, чувство ответственности за все живое на Земле.
Задачи проекта :
1. Формировать представления детей о необходимости бережного отношения к окружающей природе, растениям, животным, водоемам;
2. Расширять знания детей о жизни растений, их потребностях, способах ухода за ними; расширять представления детей о лесе и его обитателях;
3. Учить замечать птиц в ближайшем окружении, вызвать интерес к их поведению;
4. Познакомить детей с Красной книгой, животными и растениями занесенными в нее;
5. Развивать любознательность, коммуникативность, ценностное отношение к миру природы;
6. Формировать умения устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы;
7. Учить детей отражать полученные знания в рассказах и продуктивных видах деятельности.
Сроки реализации: с ноября 2020 года по май 2021 года
Предполагаемые итоги реализации проекта :
1. Становление готовности детей самостоятельно решать задачи экологического значения в разных ситуациях; сформировать мыслительно -поисковую деятельность детей;
2. Развитие умственных способностей детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;
3. Формирование осознанно правильного отношения к объектам и явлениям природы, экологического мышления;
4. Развитие у детей навыков экспериментирования и исследования, систематизирование знаний детей в опытах;
5. Воспитание у дошкольников бережного отношения к природе, любознательности и эмоциональной отзывчивости у детей.
6. Экологическое просвещение родителей даст большой плюс в экологическом воспитании детей детского сада. У родителей сформируется желание быть активным соучастником ребенка в его деятельности и творчестве.
Организационные формы работы над проектом :
1. Взаимодействие с родителями. Консультация «Экологическое воспитание детей в семье», «Учите детей любить природу»
2. Анкетирование родителей по теме: «Экологическое образование в семье»
3. Мероприятие с детьми
4. Совместное творчество детей и родителей.
Продукты реализации проекта :
1. Разработка конспектов занятий и тематических бесед по теме «Природа - наш общий дом»
2. Изготовление альбома «Семь чудес света Башкирии».
3. Стенд «Закрывай покрепче кран, чтоб не вытек океан».
4. Оформление выставки рисунков детей «Природа нашего края»
5. Гербарий «Растения летнего луга».
6. Экологическое развлечение «Путешествие по волшебным уголкам природы».
Литература
1. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. К. Комаровой, М. А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М. : МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2014.
2. Соломенникова О. А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М. : МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2010.
3. Горькова Л. Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) / Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова. - М. : ВАКО, 2005.
4. Лопатина А. А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А. Лопатина, М. В. Скребцова. - 2-е изд. - М. : Амрита-Русь, 2008.
5. Луконина Н. Н. Утренники в детском саду: Сценарии о природе / Н. Н. Луконина, Л. Е. Чадова. - М. : Айрис- пресс, 2002.
6. Экологические стихи и сказки клубов друзей WWF. / Сост. Е. Кузнецова. - М. : Всемирный фонд дикой природы, 2006.
7. Статьи из журналов
8. Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию» - современная технология экологического образования дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2006. - № 3.- С. 23-27.
9. Горбунова Г. А. Развитие экологической культуры дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2005. - № 6. - С. 10-16.
Этапы реализации проекта
Этапы, сроки
Название
Содержание
I этап
(с 9 по 20 ноября 2020 года)
Поисковый (подготовительный)
• Разработка проекта «Природа – наш общий дом»
• Изучение литературы по теме
• Подбор материала для развития творчества детей
II этап
(с 23 по 30 ноября 2021 года)
Аналитический
• Сбор, анализ и систематизация информации по теме проекта.
• Формулировка проблемы, цели проекта; определение продукта проекта; составление плана деятельности.
• Составление плана реализации проекта.
III этап
(декабрь 2020 года - март 2021 года)
Практический (основной)
Организация исследования в рамках проекта, организация НОД и совместной деятельности детей; привлечение родителей к реализации проекта.
IV этап
(апрель – май
2021 года)
Заключительный
Презентация проекта на заседании педагогического совета ДОУ, и на родительском собрании.
«Природа - наш общий дом»
Ноябрь
Познавательное развитие
Наблюдения: за погодой, ветром, небом, солнцем, дождем (из окна, птицами (воробей, синицы, снегири, голуби, за прохожими (как одеты, за деревья ми, за трудом дворника. Наблюдение за явлениям природы, типичными для поздней осени: иней, дождь, слякоть, снег и т. д.
Экспериментальная деятельность:
1. Сравнение листьев березы и клена
2. НОД «Беседа о волшебнице-воде»
3. Презентации: «Природа Башкирии».
Социально-коммуникативное развитие.
1. Беседа: «Что такое природа», «Правила поведения в природе»,
2. Дидактические игры: «Домашние животные», «Времена года», «Кто, что ест?», «В мире животных», «Кто, где живет?», «Чей домик?», «Веселый зоопарк», «Животные мира»
3. Сюжетно-ролевые игры: «Зоопарк», «Птичий двор»
Речевое развитие
1. Чтение сказок, рассказов, стихотворений о природе
2. Загадывание загадок о природе
Художественно-эстетическое развитие.
1. Рисование: «Берегите природу»
2. Аппликация/конструирование «Воробей»
Физическое развитие
1. Подвижные игры «Зайцы и волк», «Хитрая лиса», «Бездомный заяц» и др.
2. Эстафета «Собери мусор» «Пустое место»
3. Игры на развитие координации слова с движением: «На водопой»; «Зайка», «Дикие животные»,
4. Игры на развитие дыхания: «Чей листок раньше улетит?»
5. Пальчиковые игры: «Птички», «Сорока», «Березка»
Работа с родителями
1. Анкетирование родителей на тему: «Экологическое воспитание дошкольников»
2. Совместная деятельность детей и родителей «Краски осени»
«Лес и его обитатели»
Декабрь
Познавательное развитие
Наблюдения: за погодой, ветром, небом, солнцем, снежинками, первым снегом (белый, холодный, мокрый, птицами (воробей, синицы, снегири, голуби, за прохожими (как одеты, за деревья ми, за трудом дворника. Наблюдение за явлениям природы, типичными для ранней зимы.
Экспериментальная деятельность
1. Сравнение веточек сосны и ели, опыт «Иней»
2. НОД «Как люди помогают лесным обитателям»
Социально-коммуникативное развитие
1. Беседа: «Лес и его обитатели», «Как животные к зиме готовятся»
2. Дидактические игры: «Времена года», «Кто, что ест?», «В мире животных», «Что к чему и почему?», «Кто, где живет?», «Чей домик?», «Веселый зоопарк», «Большие и маленькие», «Животные мира»
Речевое развитие
1. Рассматривание сюжетных картин: «Зимний лес», «Как животные к зиме готовятся»
2. Чтение сказок, рассказов, стихотворений: «Лисичка-сестричка и серый волк», В. Степанов «Животные наших лесов».
3. Загадывание загадок о диких животных.
Художественно-эстетическое развитие
1. Конструирование из бумаги «Зайчик»
2. Рисование «Дикие животные»,
3. Лепка: «Животные леса»
Физическое развитие
1. Подвижные игры: «Лиса и зайцы», «Узнай по голосу»
2. Игры на развитие координации слова с движением: «На водопой», «Зайка», «В путь», «Дикие животные»
3. Игры на развитие дыхания: «Чей листок раньше улетит?», «Чья снежинка улетит дальше?».
4. Пальчиковые игры «Птички», «Зима», «Медведь в берлоге»; «Зайка», «Сорока», «Снежок», «Березка»
Работа с родителями Изготовление поделок из бросового материала на тему: «Зимняя фантазия»
«Зимующие птицы»
Январь
Познавательное развитие
Наблюдения: за погодой, ветром, небом, солнцем, метелью (из окна, за снегопадом, снежинками, снегом (белый, холодный, мокрый, сугробами, птицами (воробей, синицы, снегири, голуби, за прохожими (как одеты, за деревья ми, за трудом дворника. Наблюдение за явлениям природы, типичными для зимы; иней, снег, гололед, метель.
Экспериментальная деятельность
1. Опыт «Как снег становится водой»
2. НОД «Станем юными защитниками природы»
Социально-коммуникативное развитие
1. Беседа: «Зимующие птицы», «Жизнь птиц зимой»
2. Дидактические игры: «Птицы нашего края», «Времена года», «Кто, что ест?», «В мире животных», «Что к чему и почему?», «Кто, где живет?», «Чей домик?», «Веселый зоопарк», «Большие и маленькие».«Животные мира»
3. Сюжетно-ролевые игры: «Зима в лесу», «Птички зимой»
Речевое развитие
1. Рассматривание сюжетных картин «В зимнем парке».
2. Чтение сказок, рассказов, стихотворений: «Гуси-лебеди», Успенский «Птицы», А. Яшина «Покормите птиц зимой», В. Бианки «Лесной хор», чтение стиха А. Яшина «Покормите птиц зимой».
3. Загадывание загадок о птицах
Художественно-эстетическое развитие 1. Рисование: «Птичьи дома»
2. Лепка «У птичьей кормушки»
Физическое развитие
1. Подвижные игры: «Лиса и зайцы», «Узнай по голосу»
2. Игры на развитие координации слова с движением: «На водопой», «Зайка», «В путь»,«Дикие животные», «Снежинки кружатся», «По снежному лабиринту».
3. Игры на развитие дыхания: «Чей листок раньше улетит?», «Чья снежинка улетит дальше?».
4. Пальчиковые игры: «Птички», «Зима», «Медведь в берлоге»; «Зайка», «Сорока», «Снежок», «Березка»
Работа с родителями Придумывание историй «Как я спас птичку»
«Домашние животные зимой»
Февраль
Познавательное развитие
Наблюдения: за погодой, ветром, небом, солнцем, метелью (из окна, за снегопадом, снежинками, снегом (белый, холодный, мокрый, сугробами, птицами (воробей, синицы, снегири, голуби, за прохожими (как одеты, за деревья ми, за трудом дворника. Наблюдение за явлениям природы, типичными для зимы; иней, снег, гололед, метель.
Экспериментальная деятельность 1. Опыт «Превращение снега», «Иней»
2. НОД «Дом под крышей голубой»
Социально-коммуникативное развитие
1. Беседа: «Домашние животные зимой»
2. Дидактические игры: «Домашние животные», «Времена года», «Кто, что ест?», «В мире животных», «Что к чему и почему?», «Кто, где живет?», «Чей домик?», «Веселый зоопарк», «Большие и маленькие», «Животные мира»
3. Сюжетно-ролевые игры: «Котятки», «Зима в лесу»
Речевое развитие
1. Рассматривание сюжетных картин: «Домашние животные»
2. Чтение сказок, рассказов, стихотворений: «Кот и лиса»,
В. Бианки «Лесной хор».
3. Загадывание загадок о домашних животных.
Художественно-эстетическое развитие 1. Рисование: «Домашние животные»,
2. Аппликация: «Домашние животные», «В деревне у бабушки».
Физическое развитие
1. Подвижные игры: «Лиса и зайцы», «Узнай по голосу»
2. Игры на развитие координации слова с движением: «На водопой», «Зайка», «В путь»,«Дикие животные», «Снежинки кружатся», «По снежному лабиринту».
3. Игры на развитие дыхания: «Чей листок раньше улетит?», «Чья снежинка улетит дальше?».
4. Пальчиковые игры: «Птички», «Зима», «Медведь в берлоге»; «Зайка», «Сорока», «Снежок», «Березка»
Работа с родителями Изготовление книжки малышки «Любимый питомец»
«Весна - красна»
Март
Познавательное развитие
Наблюдения: за погодой, ветром, небом, солнцем, снегом, сугробами, птицами (воробей, синицы, снегири, голуби, за прохожими (как одеты, за деревья ми, за трудом дворника. Наблюдение за явлениям природы, типичными для ранней весны.
Экспериментальная деятельность 1. Опыт «Встреча с ручейком», «Радуга»
2. Викторина «Лучший знаток деревьев».
3. НОД «Мы - деревья»
Социально-коммуникативное развитие
1. Беседа: Беседа «Значение воды в нашей жизни», «Вода вокруг нас. Круговорот воды в природе»
2. Дидактические игры: «Назови признаки животных», «Кто, чем питается?», «Кто, где живет?», «Назови детеныша?
3. Сюжетно-ролевые игры: «Как зовут тебя деревце?»
Речевое развитие
1. Чтение сказок, рассказов, стихотворений: Г. Скребицкий «Счастливый жучок», А Толстой «Сорока», Б. Заходер «Что случилось с водой», Н. А. Рыжова «Жила-была речка», Н. А. Рыжова «Волшебница вода», «Как люди обидели реку»
2. Загадывание загадок о деревьях и растениях Башкирии
Художественно-эстетическое развитие 1. Рисование: «Радуга»
2. Конструирование из бумаги с элементами аппликации: «Подснежник»
Физическое развитие
1. Подвижные игры: «Зайцы и волк», «Хитрая лиса», «Бездомный заяц»
2. Игры на развитие координации слова с движением: «На водопой», «Зайка», «В путь»,«Дикие животные», «Капельки»
3. Пальчиковые игры: «Птички»,; «Зайка», «Сорока», «Снежок», «Березка»
Работа с родителями Коллективное создание альбома «Вода в нашей жизни»
или «Закрывай покрепче кран, чтоб не вытек океан»
«Животные, птицы и растения Башкирии»
Апрель
Познавательное развитие
Наблюдения: за погодой, ветром, небом, солнцем, таяньем снега, птицами, за прохожими (как одеты, за деревья ми, за трудом дворника. Наблюдение за явлениям природы, типичными для весны.
Экспериментальная деятельность
1. Опыты «Свойства воды»
2. Викторина «Дикие животные нашего края»
Социально-коммуникативное развитие
1. Беседа: «Природа родного края», «Птици нашего края».
2. Дидактические игры: «Угадай, чей хвост?», «Назови признаки животных», «Кто, чем питается?», «Кто, где живет?», «Назови детеныша?», «В мире животных», «Чей домик?», «Животные родного края»
3. Сюжетно-ролевые игры: «Как зовут тебя деревце?»
Речевое развитие
1. Чтение сказок, рассказов, стихотворений: стихотворение Павловой «Зеленое платье планеты»
2. Загадывание загадок о деревьях и растениях Башкирии.
3. Рассматривание иллюстраций «Красота родного края»
Художественно-эстетическое развитие
1. Рисование: «Берегите животных»
2. Аппликация с элементами конструирования из бумаги
(оригами) «Цветущий луг»
Физическое развитие
1. Подвижные игры: «Волк во рву», «Охотники и звери», «У медведя во бору»,
2. Пальчиковые игры: «Птички», «Зима», «Медведь в берлоге»; «Зайка», «Сорока»/
Консультация для родителей
«Экологическое воспитание детей в семье»
С первых лет жизни у детей формулируется начало экологической культуры. Дети видят дома, как мама ухаживает за цветами, кошкой или собакой. Они сами тянутся ко всему живому, им хочется погладить животное и полюбоваться красивыми цветами. Подрастая, дети узнают, что каждое существо имеет свой «дом», в котором есть всё для его жизни. Экологическое воспитание - это и есть познание живого, которое окружает ребенка, в своей среде обитания, и наша главная задача, научить их охранять и беречь то, что они видят. Нужно доступно объяснить ребенку, что ломать ветку дерева нельзя, особенно зимой. Обратите внимание ребёнка на красоту, какие они красивые в инее. Зимой они спят и у них только мы защитники.
Нужно корни укрыть снегом, объясняя, что мы помогаем им выжить зимой. Бывая с детьми зимой в лесу, обратите внимание на тишину в лесу, её красоту и как хорошо дышится в лесу.
Весной природа преображается, и мы радуемся каждой новой травинке и новым листочком. Начинается работа на даче и дети помогают вам пусть совсем мало, но они тянутся к этому, видя, как этим занимаетесь вы. У дачных массивов есть лес, вы бываете там с детьми. Мы все тянемся к природе, чтобы отдохнуть, подышать свежим воздухом, послушать журчание ручейка. Чтобы грибы не исчезали у нашего леса, не нарушайте грибницу, объясните детям, что грибы нужно срезать ножиком, здесь вырастет новый гриб.
Дети часто поступают жестоко с природой и во всём этом виноваты мы взрослые.
Накормите птиц, повесьте кормушку за окном или на балконе. Ребёнок сам будет класть туда корм. У многих детей есть мечта иметь друга рядом, это котёнок или щенок. И если вы завели себе животное дома, не выбрасывайте их на улицу, когда они подрастут, они ведь животные и доверяют людям.
Консультация для родителей
«Учите детей любить природу»
Уважаемые родители!
Воспитывайте у детей любовь и бережное отношение к природе. Учите их правильно вести себя в лесу, на лугу, у водоёмов. Рассказывайте, как губительно на обитателей леса действует шум, об опасностях пожаров, о том, что нельзя портить деревья, добывать берёзовый сок, разорять гнёзда, муравейники, засорять водоёмы и многое другое.
Уже в дошкольном возрасте дети должны УСВОИТЬ и ЗНАТЬ:
- Надо охранять и беречь природу.
- Надо осторожно вести себя в природе и помнить, что в лесу, на лугу, водоёме живут постоянные жители (звери, птицы, насекомые, рыбы, для которых эта среда родной дом! Поэтому нельзя разрушать его. Нельзя портить растения, собирать цветы, мусорить, шуметь. Нельзя забирать живые существа из мест их обитания.
- Надо заботливо относиться к земле, воде, воздуху, поскольку это среды где существует всё живое.
- Воду следует расходовать экономно, так как без неё не могут жить растения, животные, люди.
И ещё совет: все знания закрепляйте, используя вопросы-ситуации, которыми так богата наша жизнь.
Например:
- Вова с мамой пошли собирать в лес грибы.
«Мама, мама, смотри, птичка летает так низко, что я смогу её поймать. Пусть она поживёт у нас дома».
«Нет, этого делать нельзя», - ответила мама.
Почему она так ответила Вове?
- Серёжа с мамой и папой пошли на речку. Близко у берега плавало много маленьких рыбок.
«Дайте мне баночку, я наловлю рыбок», - попросил Серёжа родителей.
«Нельзя их ловить», - сказал папа и объяснил почему.
Что рассказал папа Серёже?
Анкетирование родителей по теме "Экологическое образование в семье"
Уважаемые мамы и папы!
Просим Вас ответить на следующие вопросы
1. Что такое экология?
2. Есть ли у Вас комнатные растения, и какие?
Если нет, то почему?
3. Есть ли в семье собака, кошка или другие животные?
4. Посадили ли Вы дерево?
5. Мастерили ли Вы когда-нибудь кормушки для птиц?
6. Читаете ли Вы ребенку книги о природе?
7. Смотрит ли Ваш ребенок диафильмы, слайды, телепередачи о
природе?
8. Любит ли Ваш ребенок бывать в лесу?
9. Часто ли Вы бываете в лесу с ребенком?
10. Знает ли Ваш ребенок названия деревьев, цветов, ягод и т. д. ?
11. Рассказываете ли Вы ребенку о пользе деревьев,
лекарственных трав, ягод, насекомых, птиц?
12. Знает ли Ваш ребенок стихи, загадки, поговорки, пословицы о
природе?
13. Проявляет ли Ваш ребенок заботливое отношение к животным, растениям?
14. Как Вы думаете, получит Ваш ребенок знания о природе в детском саду?
Приложение 1
ИГРЫ, СТИХИ И УПРАЖНЕНИЯ
ИГРА НА РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИИ СЛОВА С ДВИЖЕНИЕМ «НА ВОДОПОЙ»
Жарким днём лесной тропой (дети идут по кругу друг за другом)
Звери шли на водопой.
За мамой-лосихой топал лосёнок, (идут, громко топая)
За мамой-лисицей крался лисёнок, (крадутся на носочках)
За мамой-ежихой катился ежонок, (приседают, медленно двигаются вперёд)
За мамой-медведицей шёл медвежонок, (идут вперевалку)
За мамою-белкой скакали бельчата, (скачут вприсядку)
За мамой-зайчихой – косые зайчата, (скачут на прямых ногах)
Волчица вела за собою волчат, (идут на четвереньках)
Все мамы и дети напиться хотят. (лицом в круг, делают движения языком – «лакают»)
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА «ЕСТЬ У КАЖДОГО СВОЙ ДОМ»
У лисы в лесу глухом есть нора – надёжный дом. (дети загибают пальцы на
Не страшны зимой метели белочке в дупле на ели. обеих руках: по одному
Под кустами ёж колючий нагребает листья в кучу. пальцу на каждую строчку)
Из ветвей, корней, коры хатки делают бобры.
Спит в берлоге косолапый, до весны сосёт он лапу.
Есть у каждого свой дом, всем тепло, уютно в нём. (удары ладонями и кулачками поочерёдно)
СТИХОТВОРЕНИЯ О ЖИВОТНЫХ (Вл. Степанов)
Медведь. Белка.
По завалам, по оврагам Белка – с кисточками ушки-
Ходит зверь хозяйским шагом. Гриб увидит на опушке -
Любит он душистый мёд, Прыг за ним с густых ветвей
Да малину с веток рвёт. И несёт домой скорей.
Кабан. Лось.
Опускается туман, Лось – рога ветвистые
Просыпается кабан. Да копыта быстрые.
Роет землю у реки, Головой качая, он
Точит острые клыки. Задевает небосклон.
Ёж. Барсук.
Серый ёжик весь в иголках, Встанет за полночь барсук,
Словно он не зверь, а ёлка. Обойдёт свой дом вокруг.
Хоть колюч молчун лесной – Острый нюх и зоркий глаз -
Ёжик добрый, а не злой. Наступил охоты час.
Березка
Мы березку посадили, (Выпрямиться за столом.)
Мы водой ее полили, (Руки согнуть к плечам, ладонями вперед.)
И березка подросла, (Встать за столом.)
К солнцу ветки подняла, (Руки вверх.)
А потом их наклонила (Руки вниз, спина прямая.) —
И ребят благодарила. (Поклоны головой, сесть.)
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ПТИЦЫ НАШЕГО КРАЯ»
Задачи:
1. Формировать обобщённые представления у детей о зимующих и перелётных птицах нашего края, их повадках, внешнем виде, питании, местах обитания. Учить различать птиц по внешнему виду и находить их на картинках, устанавливать связь между исчезновением корма и отлётом птиц. Знакомить с основным отличием зимующих и перелё тных птиц: отличия в питании.
2. Развивать память, внимание, речь.
3. Воспитывать любовь к природе родного края.
Варианты игры:
«Найди перелётных и зимующих птиц»
Детям предлагаются картинки с изображениями перелётных и зимующих птиц. На одну сторону магнитной доски с помощью магнитов они прикрепляют перелётных, а на другую зимующих птиц.
«Найди по описанию»
Педагог даё т описание птицы: внешний вид, особенности образа жизни, некоторые повадки и т. п. Ребёнок находит птицу по картинке либо фотографии.
«Найди, кого назову»
Необходимо найти птицу по названию, используя дидактический материал.
«Опиши, а мы отгадаем»
Ребёнок может описать птицу или назвать несколько отличительных признаков, не говоря название птицы. Дети отгадывают.
«Кого не стало?»
Воспитатель предлагает детям посмотреть на птиц, а потом закрыть глаза. В это время педагог убирает картинку с одной из птиц. Дети по памяти называют, какой птицы не стало.
Чтение стиха А. Яшина «Покормите птиц зимой».
Цель: с помощью содержания стиха показать детям как тяжело приходится птицам зимой, способствовать появлению чувства сострадания к пернатым друзьям, воспитывать любовь к птицам.
Покормить птиц зимой!
Пусть со всех концов,
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Небогаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна – и не страшна,
Будет им зима.
Сколько гибнет их – не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть,
И для птиц тепло,
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать,
Заодно с людьми
Приучите птиц в мороз,
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну!
Беседа по содержанию стиха:
- Почему надо подкармливать птиц зимой?
- От чего птицам так тяжело приходится зимой?
- Чем бы вы стали подкармливать птиц?
- Как вы думаете, много ли птиц гибнет зимой?
- Что вы сделаете для того, чтобы птицы слетались к вашему крыльцу?