Пасютина Любовь
Причины возникновения речевых нарушений
Почему существуют у ребёнка,проблемы с речью? Если у родителей есть проблемы,тогда вроде бы все понятно,а если у родителей нет проблем,тогда где же искать причины?Сейчас попробуем с этим разобраться.
Все речевые нарушения делят на две группы : органические и функциональные.
Первая группа.
Органические причины изменяют механизмы в центральном и периферическом речевом аппарате, из-за чего возникают сложности с произношением.
Существует 4 основных причины.
1. Внутриутробная патология.
Публикация «Причины возникновения речевых нарушений» размещена в разделах
В первый триместр беременности плод очень восприимчив к любым воздействиям. Травмы матери, лечение сильными лекарствами, курение, перенесённые вирусные заболевания и другие факторы могли повлиять на будущую работу речевого аппарата ребёнка.
2. Родовые травмы.
Речь о воздействии на ребёнка во время родов, при котором могут возникать внутричерепные кровоизлияния. Они могут затрагивать речевые зоны ребёнка, что в будущем способно повлиять на его речь. Среди причин таких травм — узкий таз матери, механическая стимуляция, которая применяется во время беременности, наложение щипцов на головку ребёнка во время родов.
3. Наследственная предрасположенность.
Особенности строения речевого аппарата могут передаться ребёнку по наследству, например строение нёба, форма прикуса, особенности челюсти и даже тенденция развития речевых зон в головном мозге.
Специалисты также выявили наследственную предрасположенность к заиканию. Несмотря на это, каждый случай уникален и исследователи не всегда придают значение генетической предрасположенности. Исключать элемент наследственности нельзя, но речевые нарушения не всегда возникают по этой причине.
4. Проблемы со здоровьем в первые годы жизни ребёнка.
Чаще всего тяжёлые заболевания с осложнениями могут привести к полной или частичной потере слуха, что впоследствии повлияет на развитие речевого аппарата.
Вторая группа.
Функциональные причины нарушают нормальную работу здорового речевого аппарата.
Существуют 3 основных причины.
1. Социально-бытовые условия жизни ребёнка.
Ребё нок может научиться говорить только в социуме: ему необходимо слушать чужую речь, участвовать в разговоре, выражать свои мысли. Если у детей нет этой возможности, они начинают говорить позже сверстников и обычно с дефектами.
2. Психологические травмы.
Нарушения в речи могут возникнуть из-за сильного испуга или стресса. Травмирующий опыт может привести к заиканию, задержке речевого развития, прекращению вербального общения с другими людьми.
3. Речь окружающих.
Зафиксированы случаи, когда ребёнок заикался или неправильно произносил звуки из-за подражания взрослым с дефектом речи. Особенно часто такие ситуации происходят в семьях, где вместе живут слышащий ребёнок и слабослышащий или глухой родитель или семья многонациональная.
Чтобы не запустить речевое нарушение, родителям необходимо своевременно обратиться к специалистам. Детям необходимо регулярно заниматься с логопедом и выполнять все рекомендации специалиста ещё в дошкольный период. Здесь ответственность лежит полностью на родителях, которые должны включиться в процесс коррекционно-развивающих занятий своего ребёнка,а не ждать когда ребенок "разговорится".