светлана арутовна
План по самообразованию по теме «Познавательно-исследовательская деятельность детей подготовительной к школе группы»
▼ Скачать + Заказать документы
План по самообразованию
Тема: «Познавательно-исследовательская деятельность детей подготовительной к школе группы»
Тема: Познавательно-исследовательская деятельность детей подготовительной к школе группы»
ФИО педагога: Бжукова Светлана Арутовна
Специальность: воспитатель
Стаж педагогической работы: 14 лет
Публикация «План по самообразованию по теме „Познавательно-исследовательская деятельность детей подготовительной к школе группы“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Подготовительная группа
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Цель работы по теме самообразования : повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности создание оптимальных условий для развития познавательно - исследовательской деятельности старших дошкольников как основы интеллектуально – личностного, творческого развития; объединение усилий педагогов и родителей для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников.
ЗАДАЧИ:
формирование у детей дошкольного возраста диалектического мышления,
то есть способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
изучение методики, технологии по познавательно-исследовательской деятельности для развития собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств;
расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности детей путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности;
развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования;
развитие наблюдательности, умения сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;
развитие внимания, зрительной и слуховой чувствительности.
В каждом маленьком ребёнке –
И мальчишке, и девчонке
Есть по двести грамм взрывчатки
Или даже полкило!
Должен он бежать и прыгать,
Всё хватать, ногами дрыгать,
А иначе он взорвётся,
Трах-бабах…
И нет его!
Эти строки из замечательной песни Г. Остера, как нельзя лучше отражают деятельность детей дошкольного возраста. Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребёнка, его личностный рост. Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. Экспериментирование становится для ребёнка 6-7 лет одним из ведущих видов деятельности и пронизывает все сферы жизни и деятельности детей, в том числе и игровую. Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально в современном мире, так как благодаря развитию познавательно-исследовательской деятельности развиваются и детская любознательность, пытливость ума и на их основе формируются устойчивые познавательные интересы. В настоящее время в нашей стране идет становление новой системы дошкольного образования. Роль современного воспитателя не сводится к тому, чтобы донести до ребенка информацию в готовом виде. Педагог призван подвести ребенка к получению знаний, помочь развитию творческой активности ребенка, его воображения. Именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.
Практический выход: конспект, фотоотчет, доклад на педсовете, картотека опытов и экспериментов для детей 6-7 лет, публикации в социальных сетях для педагогов.
Предполагаемый результат: переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения; желание улучшить образовательный процесс; развитие собственного познавательного опыта.
Перспективный план самообразования
РАЗДЕЛ ПЛАНА
СРОКИ
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
ПРАКТИЧЕСКИЕ ВЫХОД.
Подбор и изучение методической литературы.
Сентябрь
1. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М. ,2005.
2. Нищева Н. В. Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. СПб, ООО «Издательств «Детство-Пресс», 2013
3. Н и щ е в а Н. В. Познавательно-исследовательская д е я т е л ь н о с т ь к а к направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры. С П б, О О О "Издательство Детство-Пресс», 2013
4. Нищева Н. В. Проектный метод в организации познавательно-исследовательской деятельности в детском саду. СПб,ООО "Издательство Детство-Пресс», 2013
5. Бондаренко Т. М. экологические занятия для детей 5-6 лет. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Т. Ц. Учитель. Воронеж, 2002г.
6. Ковинько Л. В. «Секреты природы – это интересно!», Линка-Пресс, М. 2004
7. Тугушева Г. П. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего возраста. Методическое пособие. СПб, Издательство «Детство-Пресс», 2013г.
8. Детские учебно-развлекательные журналы «Маленькие академики», 2015-2016г.
9. Научно-практические журналы «Дошкольная педагогика» 2006-2016г.
10. Зубкова Н. М. «Воз и маленькая тележка чудес». Опыты и эксперименты для детей от3 до 7 лет, СПБ. Издательство «Речь», 2006 Изучение методики, технологии по познавательно исследовательской деятельности для развития собственного познавательного опыта.
Работа с детьми
Сентябрь
Мониторинг по образовательной области «Познавательное развитие». Выявление у детей уровня овладения необходимых навыков и умений по разделу экспериментирования.
Сентябрь
Эксперименты с камнями. Сформировать представление детей о некоторых свойствах камней.
Октябрь
Путешествие за секретами
Здоровья
Обобщение и закрепление представлений детей о здоровье, здоровом питании, витаминах и полезных продуктах.
Ноябрь
Наблюдение, исследование свойств воды в игровой деятельности, в повседневно-бытовых ситуациях, в исследовательской деятельности.
- Вода растворитель. Очищение воды
- Водяная мельница
Закрепление знаний детей о свойствах воды. Формирование у детей потребности к сохранению воды. Выявить вещества, которые растворяются в воде; познакомить со способом очистки воды-фильтрованием; закрепить знания о правилах безопасного поведения при работе с различными веществами. Дать представление о том, что вода может приводить в движение другие предметы.
Ноябрь
Изучение свойств воздуха в повседневных бытовых ситуациях, в игровой деятельности, исследовательской деятельности.
-Воздух сжимается.
-Воздух расширяется.
- Почему дует ветер?
Продолжать знакомить детей со свойствами воздуха. Продемонстрировать, как воздух расширяется при нагревании и выталкивает воду из сосуда (самодельный термометр).Познакомить детей с причиной возникновения ветра-движением воздушных масс; уточнить представления детей о свойствах воздуха : горячий поднимается вверх-он легкий, холодный опускается вниз-он тяжелый.
Декабрь
Изучение свойств магнита в самостоятельной деятельности, во время коллективных занятий.
опытно-экспериментальной деятельности.
-Испытание магнита
- Компас.
- Мир металлов.
Повышение познавательной активности детей, интереса к предметам окружающего мира Познакомить детей с физическим явлением — магнетизмом, магнитом и его особенностями; опытным путем выявить материалы, которые могут стать магнетическими; показать способ изготовления самодельного компаса; развить у детей коммуникативные навыки, самостоятельность.
Познакомить с устройством, работой компаса и его функциями.
Учить называть разновидность металлов (алюминий, сталь, жесть, медь, бронза, серебро); формировать умения сравнивать их свойства, понимать, что характеристики металлов обуславливают способы их использования в быту и на производстве
Декабрь
Познавательное занятие «Льдинка и снежинка». Путём практического исследования (рассматривание снежинок и льдинок через лупу, изготовление и цветных льдинок) побуждать детей делать выводы. Умение называть сходства и различия снега и льда, делать выводы и умозаключения
Январь
Проект «О чем поспорили Кока-кола и Вода?». Презентация детского исследовательского проекта «О чем поспорили Кока-кола и Вода»; фотоальбом с результатами опытно-экспериментальной деятельности по проекту.
Февраль
Игра-путешествие в страну «Витаминия». Формирование представлений детей о здоровье, как одном из главных ценностей человеческой жизни, закрепление знаний детей о пользе витаминов, оформление «Витаминного» уголка в группе.
Март
Интегрированное занятие «Сахарно морожено на блюдечко положено». Расширение знаний детей о мороженом, оформление выставки поделок детей, размещение информации о проделанной работе на социальной сети для воспитателей.
Апрель
Сила тяготения. Упрямые предметы.
Дать детям представление о существовании невидимой силы — силы тяготения, которая притягивает предметы и любые тела к Земле. Познакомить детей с физическим свойством предметов — инерцией; развить умение фиксировать результаты наблюдения.
Май
Познавательный проект «Чудо пуговка». Обобщение знаний детей о пуговицах в процессе познавательно-исследовательской деятельности, выставка поделок детей из пуговиц
Работа с Родителями
Сентябрь
Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения и задачами по познавательному развитию. Знакомство родителей с условиями, содержанием, методами воспитания познавательному развитию
Сентябрь
Привлечение родителей к пополнению Центра «Познание и экспериментирование Дооформление Центра.
Октябрь
Консультация для родителей на тему «Организация детского экспериментирования в домашних условиях».
Папка-передвижка
«Эксперименты на кухне»
Ноябрь
Изготовление пособий для проведения опытов с воздухом. Набор пособий для опытов с воздухом
Декабрь
Участие родителей в оформлении прогулочной площадки «Снежный городок». Участие в конкурсе
Январь
Открытый показ образовательной деятельности «О чем поспорили Кока-кола и Вода?». Презентация детского исследовательского проекта «О чем поспорили Кока-кола и Вода?»
Февраль
Консультация для родителей «Техника безопасности при проведении опытов на кухне». Информационный лист «Правила безопасности при проведении опытов на кухне».
Март
Оказание помощи родителей для организации игры-путешествия в страну «Витаминия». Оформление «Витаминного» уголка в группе
Апрель
Распечатка фотографий с экспериментальной деятельности для оформления альбома. Фотоальбом «Юные исследователи»
Самореализация
Сентябрь-май
Подбор и изучение литературы для создания картотеки опытов и экспериментов для детей старшего дошкольного возраста.
Картотека опытов и экспериментов для детей 6-7 лет.
Октябрь
Консультация для родителей на тему «Организация детского экспериментирования в домашних условиях».
Папка-передвижка «Эксперименты на кухне».
Ноябрь
Презентация по теме «Познавательно-исследовательская деятельность в условиях фгос в доу».
Выступление на педсовете.
Март
Методическая разработка «Значение поисково- исследовательской деятельности в развитии ребенка». Выступление на семинаре. Публикация в социальной сети для педагогов.
Ноябрь-май
Фотоотчеты о реализации проектов по исследовательской деятельности. Публикации в социальных сетях для педагогов.
Май
Отчет о проделанной работе по теме самообразования с подготовкой презентации выступление на педсовете