Ахматова Елена Сергеевна
Перспективный план познавательного развития детей 6–7 лет посредством игр с логическими блоками Дьенеша и цветными палочками
Актуальность
Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка — развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. На решение этой задачи должны быть направлены содержание и методы подготовки мышления дошкольников к школьному обучению, в частности предматематической подготовки. В современных условиях, в мире новых компьютерных технологий и информационной цивилизации недостаточно научить детей счёту, измерению, вычислению. Особо важная задача – формирование способности самостоятельно и творчески мыслить.
Решению этой задачи помогают развивающие игры, уникальные по своим развивающим возможностям дидактические материалы – логические блоки Дьенеша и палочки Кюизенера. Использование этих игр позволяет развивать в детях творческое начало, которое проявляется в умении рассуждать, решать нестандартные задачи, генерировать идеи, сочинять сказки, фантазировать, конструировать и т. д.
Единственный язык, который легко даётся детям – это язык игры. В игре малыши узнают мир и усваивают систему отношений в обществе, развиваются, формируются как личности. Игра и игровые приёмы позволяют раскрыть перед детьми смысл математических заданий, заинтересовать их. Кроме того, игра позволяет создать условия, при которых ребёнок усваивает математические знания самостоятельно, без принуждения со стороны взрослого. И это, конечно, стимулирует интерес к получению знаний.
Логические блоки Дьенеша и палочки Кюизенера в моей деятельности являются одновременно и орудием профессионального труда, и инструментом учебно-познавательной деятельности ребёнка. Занимательность этого дидактического материала оживляет ту математику, которую многие считают сухой, неинтересной и далекой от жизни детей.
2. Цель.
Развитие у детей интеллектуально-творческих способностей через освоение логико – математических представлений и способов познания.
3. Задачи.
Воспитательные:
• воспитывать самостоятельность, инициативность посредством решения интеллектуальных задач,
• воспитывать уверенность в себе посредством создания ситуации успеха в игровой, познавательно - исследовательской деятельности,
Развивающие:
• развивать умение выявлять и абстрагировать в предметах одно (два, три, четыре) свойства, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по каждому из этих свойств,
• объяснять сходство и различие объектов, обосновывать свои рассуждения,
• развивать умение кодировать и декодировать информацию о свойствах объектов,
• развивать связную, грамматически правильную диалогическую (монологическую) речь.
• развивать пространственные представления (слева, справа, выше, ниже и т. д.).
Обучающие:
• закрепить
4. Методы и формы.
Словесные методы: беседа, рассказ воспитателя, чтение художественной литературы.
Наглядные методы: прямые- воспитатель показывает способы действия и косвенные- воспитатель побуждает ребёнка к самостоятельному действию.
Практические методы: работа с альбомами, участие в драматизации сказок.
Игровые методы: применение всех видов игр (подвижные, дидактические, малоподвижные, пальчиковые, сюжетно- ролевые, театральные).
Формы реализации:
• Непосредственно-образовательная деятельность: социально- коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно- эстетическое развитие, физическое развитие.
• Образовательная область в режимных моментах: наблюдения, игра, игровые упражнения, обсуждения.
• Образовательная деятельность в разных видах детской деятельности: игры (дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные, театрализованные, тематические досуги, проектная деятельность.
• Самостоятельная деятельность: игры (дидактические, сюжетно-ролевые, работа с альбомами.
5. Планируемый результат.
В результате внедрения представляемых педагогических технологий дети освоили:
• сенсорные эталоны формы и цвета,
• умение выявлять и абстрагировать в предметах одно (два, три, четыре) свойства, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по каждому из этих свойств,
• умение кодировать и декодировать информацию о свойствах объектов,
• представления о длине, высоте, ширине, расположении предмета относительно другого,
• прямой и обратный счет, состав числа (из единиц и двух меньших чисел,
• арифметические действия сложения, вычитания,
• умение делить целое на части и измерять объекты,
• проявляют познавательный интерес к исследовательской деятельности.
. Перспективный план.
Месяц Совместная со взрослым деятельность детей Самостоятельная деятельность детей
Сентябрь • Анализируем свойства объектов и выявляем их отсутствие и наличие; пользуемся знаками-символами: угадываем блоки способом перебора свойств, И. 1.2-2; находим блоки по трем знакам-символам (без отрицания, собираем их в группу, называем общее свойство, пособие 8, с. 1-4.
• Анализируем, сравниваем блоки по двум признакам; находим блоки с одинаковыми и разными свойствами; действуем по правилам: строим дорожки И. 2.1-2; ищем сходство И. 2.3-2, И. 2.4-2; находим ошибки, пособие 6, с. 7-8.
• Ориентируемся на знаки-символы свойств и их отрицания; расшифровываем (декодируем) свойства: подбираем к каждому знаку блоки, называем, пособие 6, с. 1-5; ищем выход, И. 6.1; строим дом, И. 6.2-1; обозначаем свойства знаками-символами, И. 7.1-1; используем материалы «Житейские истории», «Я загадаю-вместе отгадаем», пособие 8, игры 2,3, «Угощение для мдвежат-2», пособие 4, с. 10. • Готовим выставку «Времена года. Осень», пособие 6, с. 4.
• Составляем загадки, рассказы на тему «Времена года».
• Воссоздаем, преобразуем, составляем по собственному замыслу различные виды транспорта, организуем автопарк, пособие 5, с. 41-42.
Октябрь • Читаем схемы, следуем правилам, И. 4.1-1.
• Изменяем свойства, играем в игры «Логический поезд», пособие 4, с. 26-27.
• Ориентируемся на знаки-символы свойств, разбиваем и группируем по двум признакам: заселяем двухэтажный дом, И. 3.2-2. • Готовим выставку «Времена года. Осень», пособие 6, с. 4.
• Составляем загадки, рассказы на тему «Времена года».
• Воссоздаем, преобразуем, составляем по собственному замыслу различные виды транспорта, организуем автопарк, пособие 5, с. 41-42.
Ноябрь • Строим лесенку из разноцветных полосок, считаем квадратики в каждой полоске, обозначаем их количество цифрой, пособие 3.
• Строим лесенку из палочек, шагаем по ней, называем числа по порядку, пособия 2,3.
• Узнаем, сколько раз уложится розовая палочка в оранжевой (бордовой, фиолетовой, красной, а голубая- в фиолетовой (синей). • Готовим выставку «Времена года. Осень», пособие 6, с. 4.
• Составляем загадки, рассказы на тему «Времена года».
• Воссоздаем, преобразуем, составляем по собственному замыслу различные виды транспорта, организуем автопарк, пособие 5, с. 41-42.
Декабрь • Анализируем свойства блоков, их наличие и отсутствие, составляем разные комбинации из двух свойств; И. 1.1-3; ищем клад, И. 1.3-2; угадываем блоки, И. 1.2-2.
• Анализируем, сравниваем объекты по двум-трем признакам; находим объекты с одинаковыми и разными свойствами; действуем по правилам: строим дорожки из одинаковых по цвету и форме блоков, И. 2.1-2,3; играем в домино, И. 2.2-2,3; ищем, чем похожи, И. 2.3-2,3, И. 2.4-2,3.
• Ориентируемся на знаки-символы свойств и их отрицания; расшифровываем (декодируем) свойства: строим дом, И. 6.2-2; ищем выход, И. 6.1; украшаем елку бусами, пособие 4, с. 20-21, используем материалы «День рождения», «Рыбалка», «Садовники», «Строительство города», пособие 4, с. 18-19.
• Зашифровываем (кодируем) и расшифровываем (декодируем) свойства; пользуемся отрицанием и характеризуем блоки, И. 7.1-2. • Готовим выставку «Времена года. Зима»: пособие 6, с. 1.
• Составляем загадки, рассказы на тему «Времена года».
• Сами читаем знаки-символы; используем «Житейские истории», «Я загадаю-вместе отгадаем», пособие 8, «Кошки-мышки», пособие 7.
Январь • «Читаем» схемы, следуем правилам, И. 4.1-2.
• Разбиваем и группируем блоки по двум признакам: заселяем двухэтажный дом, указываем общее свойство группы, И. 3.2-1.
• Находим закономерности, И. 5.1.
• Разбиваем и классифицируем блоки по одному свойству, И. 8.1.
• Готовим выставку «Времена года. Зима»: пособие 6, с. 1.
• Составляем загадки, рассказы на тему «Времена года».
• Сами читаем знаки-символы; используем «Житейские истории», «Я загадаю-вместе отгадаем», пособие 8, «Кошки-мышки», пособие 7.
Февраль • Строим лесенку из полосок, палочек, шагаем по ней, называем числа по порядку, пособия 2,3.
• Находим в «сломанной» числовой лесенке пропущенные числа, восстанавливаем лесенку.
• Измеряем палочками и полосками длину, высоту, ширину различных предметов, называем число условных мерок. • Готовим выставку «Времена года. Зима»: пособие 6, с. 1.
• Составляем загадки, рассказы на тему «Времена года».
• Сами читаем знаки-символы; используем «Житейские истории», «Я загадаю-вместе отгадаем», пособие 8, «Кошки-мышки», пособие 7.
Март • Продолжаем комбинировать два-три разных свойства и пользоваться знаками-символами: ищем клад, И. 1.3-2,3; угадываем блоки, И. 1.2-2,3.
• Анализируем, сравниваем по двум-трем признакам, находим объекты с одинаковыми и разными свойствами, действуем по правилам: играем в домино, ориентируясь на три свойства, И. 2.2-2,3
• Ориентируемся на знаки-символы свойств и их отрицания, расшифровываем (декодируем) свойства: ищем выход, И. 6.1; строим дом, И. 6.2-3; играем в лото, И. 6.3-1; используем материалы «Транспорт к выходу готов», «Восстанавливаем разрушенный город», пособие 8, с. 8, игра 5. • Готовим выставку «Времена года. Весна. Лето»: пособие 6, с. 2,3.
• Составляем загадки, рассказы на тему «Времена года».
• Создаем артиллерийский музей.
• Строим числовые лесенки, составляем силуэты, картины по мотивам сказок, мультфильмов, событий из жизни семьи, детского сада, города.
• Сами читаем знаки-символы; используем «Житейские истории», «Я загадаю-вместе отгадаем», «Транспорт к выезду готов», «Восстанавливаем разрушенный город», пособие 8.
Апрель • Разбиваем и группируем блоки по двум и трем признакам: ищем место каждому блоку, И. 3.1-3.
• «Читаем» схемы, следуем правилам: строим дорожки, цепочки, выкладываем гусеницу, И. 4.1-2,3; выращиваем дерево, И. 4.2-2.
• Кодируем и декодируем свойства; пользуемся отрицанием и характеризуем блоки: обозначаем свойства знаками-символами и читаем их, И. 7.1-2,3.
• Находим закономерности, И. 5.1. • Готовим выставку «Времена года. Весна. Лето»: пособие 6, с. 2,3.
• Составляем загадки, рассказы на тему «Времена года».
• Создаем артиллерийский музей.
• Строим числовые лесенки, составляем силуэты, картины по мотивам сказок, мультфильмов, событий из жизни семьи, детского сада, города.
• Сами читаем знаки-символы; используем «Житейские истории», «Я загадаю-вместе отгадаем», «Транспорт к выезду готов», «Восстанавливаем разрушенный город», пособие 8.
Май • Делим блоки и фигуры по двум признакам по-разному: по форме и размеру, по цвету и толщине, по цвету и форме, по размеру и толщине; считаем, сколько получилось групп; определяем, в каких случаях получается групп больше, а в каких меньше.
• Разбиваем блоки по двум совместимым признакам на 4 группы, и. 8.2. • Готовим выставку «Времена года. Весна. Лето»: пособие 6, с. 2,3.
• Составляем загадки, рассказы на тему «Времена года».
• Создаем артиллерийский музей.
• Строим числовые лесенки, составляем силуэты, картины по мотивам сказок, мультфильмов, событий из жизни семьи, детского сада, города.
• Сами читаем знаки-символы; используем «Житейские истории», «Я загадаю-вместе отгадаем», «Транспорт к выезду готов», «Восстанавливаем разрушенный город», пособие 8.

