Папки-передвижки

Конспект занятия по математике «Поход по магазинам. Квадрат»

Наталья Второва
Конспект занятия по математике «Поход по магазинам. Квадрат»

Цель:

сформировать представление о квадрате как общей форме некоторых предметов, умение распознавать квадрат в предметах окружающей обстановки и среди других фигур (треугольников и кругов, познакомить с некоторыми свойствами квадрата;

сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения

под руководством воспитателя (на основе рефлексивного метода) и

опыт преодоления затруднения способом «спросить у того, кто знает»;

закрепить счет до четырех, представления о круге и треугольнике,

умение определять и называть свойства предметов, сравнивать предме-

ты по длине;

тренировать мыслительные операции анализ, синтез, сравнение

и обобщение, развивать внимание, память, речь, воображение, творче-

ские способности.

Материалы к занятию:

Демонстрационный: предметы квадратной формы, контурные изобра-

жения квадрата, круга, треугольника, сапожка, репки, книги, картинки

с изображением различной обуви, овощей, предметные картинки, име-

ющие круглую, квадратную, треугольную форму, карточки с изображе-

нием кругов, квадратов, треугольников разного цвета и размера.

Раздаточный: полоски картона черного цвета двух размеров.

Ход занятия:

Введение в игровую ситуацию.

Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую

деятельность.

Воспитатель собирает детей около себя.

Ходите ли вы с мамами по магазинам?

В какой магазин вы любите ходить больше всего?

Воспитатель предлагает детям пройтись по магазинам.

Актуализация знаний.

2.1. Игра «Назови магазин» (начало).

Дидактические задачи: актуализировать опыт выделения общих свойств

предметов, тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и

обобщение, развивать память, речь.

В группе на одном столе расположены картинки с изображением раз-

личной обуви, на другом - овощей, на третьем — различные предметы

квадратной формы разного размера. Количество квадратных предметов

должно равняться количеству детей.

Дети вместе с воспитателем подходят к первому столу.

Назовите все, что вы видите на витрине.

Дети перечисляют: тапочки, кроссовки, сапоги и т. д.

Как называется этот магазин? (Обувной.)

Почему вы считаете, что это обувной магазин? (Потому что тапки,

кроссовки, сапоги — это обувь.)

Почему такие разные предметы назвали одним словом — обувь?

(Их носят на ногах для того, чтобы ноги не мерзли, не пачкались.)

Аналогично разбирается второй магазин.

Затруднение в игровой ситуации.

Игра «Назови магазин» (продолжение).

Дидактические задачи:

создать мотивационную ситуацию для выделения в окружающем

мире предметов квадратной формы;

сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации за-

труднения и понимания его причины;

тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, разви-

вать логическое мышление, речь.

Дети подходят к столу, на котором находятся квадратные часы, ква-

дратная коробка из-под печенья (конфет, настольная игра в квадрат-

ной коробке (в нее можно положить счетные палочки или полоски

двух размеров, квадратная картина, несколько листов цветной бумаги

квадратной формы и т. п.

Назовите предметы, которые продаются в этом магазине.

После того как дети перечислят находящиеся на столе предметы,

звонит мобильный телефон. Воспитатель говорит детям, что звонит

мама и спрашивает, где находятся дети. Она хочет забрать их в кино.

Как правило, дети отвечают, что находятся в магазине.

Как называется этот магазин? - спрашивает мама.

Дети затрудняются в ответе, так как все предметы разные.

Смогли ли вы объяснить маме, как называется магазин? (Нет.)

Почему не смогли? (Мы не знаем, чем похожи все товары, кото-

рые в нем продаются.)

Открытие нового знания.

Игра «Назови магазин» (окончание).

Дидактические задачи:

сформировать представление о квадрате как общей форме неко-

торых предметов, познакомить с некоторыми свойствами квадрата (у

квадрата 4 стороны и 4 угла);

сформировать опыт самостоятельного открытия и эмоционально-

го переживания радости открытия, опыт преодоления затруднения спо-

собом «спросить у того, кто знает»;

закрепить умение определять и называть свойства предметов;

тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обоб-

щение, развивать речь, творческие способности.

Что нужно сделать для того, чтобы узнать название магазина?

(Надо выяснить, чем похожи все товары, которые в нем продаются.)

Дети садятся за стол, на котором расположены квадратные предме-

ты, и берут по одному.

Чем похожи коробки, платок и т. д. ?

Если дети не могут ответить на поставленный вопрос, воспитатель

задает им наводящие вопросы:

Одинаковый ли цвет, размер у всех предметов в этом магазине?

(Нет.)

Может быть, все эти предметы сделаны из одного материала?

(Нет, коробка — картонная, листы — бумажные, часы — пластмассовые

и т. д.)

Если понадобится, можно задать им вопрос:

Может быть, все эти предметы имеют одинаковую форму?

Таким образом, дети приходят к выводу о том, что у всех предметов,

которые продаются в этом магазине, одинаковая форма. Задача воспи-

тателя здесь, как обычно, создать атмосферу доброжелательности, заин-

тересованного отношения ко всем версиям, высказанным детьми, эмо-

циональной поддержки тех, кто догадался, что форма у всех предметов

одинаковая — ведь это действительное интеллектуальное достижение

детей!

В завершение игры воспитатель предлагает детям обвести свой пред-

мет пальчиком. Делать это лучше всем вместе.

Воспитатель говорит:

Поставьте пальчик на угол. Проведите по одной стороне (пока-

зывает). Заверните за угол, снова ведите пальчиком по стороне, снова

заверните за угол и т. д.

Сколько раз вы завернули за угол? (Четыре.)

Значит, сколько углов у платка, коробки и т. д. ?

Воспитатель делает вывод: у всех предметов в этом магазине 4 сто-

роны и 4 угла.

Кто знает, как называется эта форма?

Поскольку термин квадрат ранее уже был введен в речевую практи-

ку, то обычно дети сами верно его называют. Если же никто из детей

не ответит, можно закрепить с ними способ преодоления затруднения

«спросить у того, кто знает»:

Что нужно сделать, если чего-то не знаешь и очень хочешь узнать?

(Надо у кого-либо спросить.)

Затем дети задают вопрос и воспитатель рассказывает, что такая

форма называется квадратом.

Воспитатель делает вывод: у квадрата 4 стороны и 4 угла.

Дети набирают номер маминого мобильного телефона и рассказыва-

ют ей, что магазин называется магазином квадратных товаров.

Включение нового знания в систему знаний.

5.1. Игра «Вывеска».

Дидактические задачи: тренировать мыслительные операции:

сформировать умение выделять квадрат среди других фигур (треу-

гольников и кругов);

тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, разви-

вать воображение, речь.

Служащие магазина рассказывают детям о том, что раньше на мага-

зинах не было написано название, а висела вывеска, глядя на которую

люди сразу понимали, какой это магазин.

Воспитатель выкладывает на стол схематичное изображение сапожка,

репки, книжки, а также карточки, на которых нарисован круг, квадрат,

треугольник, и предлагает на разные магазины повесить такие вывески.

На какой магазин можно повесить такую вывеску?

Воспитатель показывает по очереди на сапожок, репку, книжку. По-

сле ответов детей эти карточки убираются.

Какую вывеску надо повесить над нашим магазином?

Воспитатель предлагает детям выбрать карточку из оставшихся. Дети

должны выбрать квадрат.

Игра «Квадрат».

Дидактические задачи:

закрепить умение выделять квадратную форму в окружающей об-

становке, умение определять и называть свойства предметов;

тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обоб-

щение, развивать внимание, речь.

Служащие магазина просят детей помочь привезти со склада в ма-

газин квадратные товары. Дети подходят к столу, на котором находят-

ся предметные картинки треугольной, круглой и квадратной формы,

причем картинок, имеющих квадратную форму столько же, сколько

детей.

Выберите квадратные товары.

Если кто-то из детей успеет взять две картинки, то кому-то картин-

ки не достанется.

Все выполнили задание? (Нет.)

Почему ты не взял предмет квадратной формы? (Здесь больше их

нет.)

Как надо поступить для того, чтобы картинки были у всех?

После того как картинки выбраны, воспитатель задает вопрос каж-

дому ребенку:

Какой предмет ты повезешь в магазин квадратных товаров?

Дети отвечают, согласовывая прилагательное с существительным в

роде: квадратный стол, квадратную скатерть, квадратное окно и т. п.

Воспитатель показывает детям на треугольные и круглые пред-

меты.

Почему вы не взяли эти картинки? (Потому что они не квадрат-

ные.)

Дети относят товар в магазин. В магазине квадратных товаров дети

покупают коробку с полосками (или счетными палочками).

Игра «Полоски».

Дидактические задачи:

познакомить со свойством квадрата (все стороны квадрата одина-

ковые);

закрепить умение считать до четырех, сравнивать предметы по

длине, конструировать квадрат из полосок (палочек);

тренировать мыслительные операции анализ, синтез и сравнение,

развивать внимание, речь, воображение, творческие способности.

Дети садятся за столы по 4 человека. На середину каждого стола

воспитатель вперемешку кладет полоски двух размеров (8 коротких и

8 длинных).

Воспитатель задает детям вопросы:

Как вы думаете, сколько в вашем городе обувных (овощных,

книжных) магазинов? (Много.)

Сколько нужно вывесок для этих магазинов? (Много.)

Воспитатель рассказывает, что магазинов квадратных товаров в го-

роде, в котором они оказались, тоже много, и предлагает детям для

каждого такого магазина сделать вывеску.

Какая должна быть вывеска? (Квадрат.)

Воспитатель ставит на видное место вывеску, которую выбрали дети

для магазина квадратных товаров. Затем он предлагает детям выложить

из полосок квадрат.

Детям предоставляется самостоятельность. Как правило, вначале они

не обращают внимания на длину полосок.

Кто из вас выполнил задание?

Выслушиваются все ответы детей, после чего воспитатель подводит

итог: для того чтобы выложить квадрат, нужны 4 одинаковые полоски.

Дети самостоятельно меняются полосками так, чтобы у каждого оказа-

лись полоски одинаковой длины.

Воспитатель делает вывод: у квадрата 4 одинаковые стороны.

5.3. Игра «Поездка на автобусе».

Дидактические задачи: организовать активный отдых детей, закре-

пить умение находить в окружающей обстановке предметы, сходные по

форме (треугольник, круг, квадрат, развивать внимание.

Воспитатель предлагает детям вернуться из магазинов домой на ав-

тобусе.

Каждый ребенок получает карточку, на которой нарисована одна фи-

гypa: 1 квадрат, 1 треугольник или 1 круг. Фигуры имеют разный цвет

и размер.

В разных местах группы стоят стулья, на которых прикреплены

карточки с контурным изображением этих фигур. Дети двигаются по

группе. По сигналу воспитателя они должны подойти к тому стулу, на

котором нарисована фигура нужной формы.

Игра проводится три раза. Каждый раз воспитатель меняет «билеты»

у детей таким образом, чтобы у каждого в руках побывали карточки с

разными по форме фигурами.

Итог занятия.

Дидактические задачи: восстановить в памяти детей то, что они де-

лали на занятии, создать ситуацию успеха.

Дети собираются около воспитателя.

Где вы сегодня побывали?

Кому смогли помочь?

Смогли ли вы объяснить маме, где находитесь?

Воспитатель говорит детям о том, что они смогли дать название ма-

газину, завезти в него нужные товары, сделать для магазина вывеску

потому, что теперь они знают, что такое квадрат.

Публикации по теме:

Конспект интегрированного открытого занятия по математике в подготовительной группе «Помощь планете Математике» Тема: Помощь планете «МАТЕМАТИКА» Цель: Формирование элементарных математических представлений. Программное содержание: Образовательные.

Конспект интегрированного занятия по математике «Геометрические фигуры круг и квадрат» в младшей разновозрастной группеКонспект интегрированного занятия по математике «Геометрические фигуры круг и квадрат» в младшей разновозрастной группе Цель: Продолжать учить детей различать и называть геометрические фигуры круг и квадрат. Задачи: активизации словаря: стороны, угол, квадрат.

Конспект занятия по ФЭМП в средней группе «Знакомьтесь — квадрат» Конспект по ФЭМП в средней группе «Знакомьтесь-Квадрат» Цели: 1. Познакомить с новой геометрической фигурой – квадратом и его свойствами.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Конспект занятия по математике «Поход по магазинам. Квадрат»
Опубликовано: 8 октября 2024 в 21:47
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по математике «Поход по магазинам. Квадрат»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Второва в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
11 октября. День мелкой моторики. Передвижка «Мелкая моторика»

Мелкой моторикой называют тонкие движения кистей и пальцев рук. Они необходимы для многих действий, которые совершает человек в быту, творчестве и труде. А еще доказано, что развитие мелкой моторики...

10 октября. Всемирный день зрения. Передвижка «Берегите зрение»

Роль зрения в жизни человека трудно переоценить. Это чудесный дар природы, благодаря которому мы воспринимаем внешний мир. Для привлечения внимания к проблеме сохранения зрения и заботе о здоровье глаз...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД