Елена Бабарико
Конспект занятия «Подарки от волшебницы Зимы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: создание социальной ситуации развития в процессе коммуникативной деятельности c элементами ТРИЗ
Создание условий для приобретения опыта:
- участия в ситуациях речевого общения, вызывающих потребность быть активными и доброжелательными, ориентироваться на собеседника;
- развития навыков связно-речевых высказываний, умению выслушивать сверстников при обсуждении проблемных ситуаций;
- развития умений правильно использовать в речи грамматические формы, согласовывать существительные с прилагательными, образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
Публикация «Конспект занятия „Подарки от волшебницы Зимы“» размещена в разделах
- развития умения правильно укладывать свистящие и шипящие звуки, автоматизировать поставленные звуки в игровой и свободной речевой деятельности;
- проявления желания отвечать на вопросы полным предложением;
- используя системный подход, рассмотреть жизненный путь снежинки;
- инициирования и поддержания общения и взаимодействия в совместной деятельности;
- осознания себя как участника деятельности и для сформированности элементарных навыков самооценки
Материал: красивая коробочка, сосулька, снежинка, снежок, снеговик, ноутбук
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие»
Орг. рабочего пространства Деятельность педагога Деятельность детей Психолого-педагогические условия/ задачи
Вводная часть
На столе лежит красивая коробочка
Открываю коробочку
Создание проблемной ситуации
- Ребята, а у меня для вас сюрприз! Сегодня утром, когда я пришла в группу, то на окне увидела коробочку, а на ней записка. Интересно вам узнать, что в ней? Тогда давайте прочитаем записку.
«Дорогие ребята! Пишет вам Волшебница. Имя я свое вам не скажу, а предложу вам его отгадать. Если загадку отгадаете, то коробочка откроется, и вы найдете в ней мои подарки.
Дел у меня немало – я белым одеялом
Всю землю укрываю, в лёд реки убираю,
Белю поля, дома, а зовут меня …»
- Ребята, а как вы догадались, что это зима?
- Что за белое одеяло укрыло землю?
- Давайте теперь проверим, правильно ли вы отгадали загадку и откроем коробочку.
(- Молодцы, вы справились с заданием! Посмотрим, что же подарила нам зима!
Дети стоят в кругу, высказывают свои ответы.
Дети отгадывают загадку Условия для привлечения произвольного внимания
Условия для участия в ситуациях речевого общения, вызывающих потребность быть активными и доброжелательными, ориентироваться на собеседника
Основная часть
Достаю и показываю сосульку
Демонстрация слайдов
.
- Ребята, отгадайте, что я первым достану из сундучка: «Белая морковка зимой растет?»
- А почему сосульку сравнивают с морковкой?
- Ребята, как вы думаете, зима – это красивое время года?
Игра ТРИЗ
- Зима – это хорошо? Почему?
- Зима – это плохо? Почему?
- Давайте опишем разными словами, какая зима бывает. А помогут вам в этом картинки на экране.
Игра «Укрась слово»
Слайд: Сосулька
- Сосулька, какая? (Длинная, короткая, холодная, прозрачная, звонкая, круглая, хрупкая)
Слайд: Зима
- Зима, какая? (Снежная, холодная, морозная, долгая, вьюжная)
Слайд: Снег
- Снег какой? (Белый, холодный, рыхлый, искристый)
Слайд: Снежинка
- Снежинка какая? (Красивая, маленькая, ажурная, легкая)
- Вот какими красивыми словами мы описали Зиму. Молодцы! Дети стоят в кругу, отгадывают загадку
Дети высказывают свои предположения
Дети сидят на стульчиках, рассматривают слайды и отвечают на вопросы Условия для речевого активности.
Условия для приобретения опыта
подбирать прилагательные к заданным словам
Показываю снежинку
На мольберте расположены карточка с изображением «системного оператора»
- Давайте еще раз заглянем в сундучок. Что здесь? Отгадайте:
С неба падают зимою
И кружатся над землею
Легкие пушинки,
Белые. (Снежинки)
Системный анализ дерева «снежинки»
Прошлое время Настоящее время Будущее время
Надсистема Облока Лес, парк, тайга
Система Кристалик снежинка Талая вода
Подсистема Пылинка, бактерия Ствол, ветки, хвоя
Одной из загадок природы являются снежинки. Откуда они появляются?
Снежинки тоже падают из туч, как и дождь, но только образуются не совсем, так как дождь. Раньше думали, что снег – это замёрзшие капельки воды. Думали, что он идёт из тех же туч, что и дождь. И вот не так давно была разгадана тайна рождения снежинок. И тогда узнали, что снег никогда не родится из капелек воды. Снежные кристаллы образуются в холодных облаках высоко над землёй, когда вокруг маленькой пылинки или бактерии образуется кристаллик льда. Кристаллы льда имеют форму шестигранника. Именно из-за этого большинство снежинок имеют форму шестиконечной звезды. Дальше этот кристаллик начинает расти. У него могут начать расти лучи, у этих лучей появляются отростки, или – наоборот, снежинка начинает расти в толщину Дети сидят на стульчиках, отгадывают загадку
Дети подходят к мольберту Условия для речевого активности.
Условия для познавательной активности, проявления желания отвечать на вопросы полным предложением
Показываю снежок Игра «Ласковая снежинка»
- Я вам даю снежинку с простым словом, а вы возвращаете ее мне с ласковым словом. Зима – зимушка,
Снег – снежок
Снежинка - снежиночка
Снеговик- снеговичок
Лед- льдинка
Елка- елочка
Звезда- звездочка
Санки- саночки
Шарф- шарфик
Подарок- подарочек
Сосулька- сосулечка
- Здорово! Вижу, что вы любите зиму!
- Ребята, скажите, если снег падает тихо, не спеша, как называется это явление? (Снегопад)
- Ветер сильно дует, снег летит, кружится. Как называется это явление? (Метель, вьюга)
Артикуляционная гимнастика «Звуки зимы»
- Как завывает вьюга? (УУУУУУУУУУ (с различной силой голоса).
- Как морозным днем хрустит под ногами снег? (ХР-ХР-ХРХР)
- Как дворник сметает с порога снег? (Ш-Ш-Ш-Ш)
- Какой звук издают скользящие по лыжне лыжи? (С – С - С – С)
- Вот сколько мы вспомнили звуков зимы! Дети становятся в круг
Дети стоят в кругу
Условия для приобретения опыта
образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
Условия для приобретения опыта правильно укладывать свистящие и шипящие звуки, автоматизировать поставленные звуки в игровой и свободной речевой деятельности.
- Теперь посмотрим, что еще есть в сундучке:
«Холодный кругленький комок. Как же зовут его?» (Снежок)
- Ребята, как вы думаете, снежок может растаять в руке? Почему?
- А если надеть рукавицы снежок растает?
- Верно, ребята, снежок в варежках не растает, потому что они не пропускают тепло.
- Давайте поиграем с нашим снежком, будем его быстро предавать по кругу, чтобы он не растаял.
Игра «Закончи предложение»
1. Утром все белым – бело, потому что…
2. На улице все скользили и падали, потому что…
3. Люди ходят зимой в теплой, меховой одежде, потому что…
4. Лисе трудно увидеть зимой зайца, потому что…
5. Зимой свет на улице и в домах зажигается рано, потому что… Дети садятся на пол, отгадывают загадку, отвечают на вопросы
Дети сидят в кругу, ловят снежок, отвечают на вопросы Условия для приобретения опыта проявления желания отвечать на вопросы полным предложением
Условия для приобретения опыта
правильно использовать в речи грамматические формы
Показываю игрушку снеговика - Давайте еще заглянем в сундучок! Слушайте загадку:
Три шара, ведро, морковка
И для глаз - два уголька;
Палки-руки вставим ловко:
Лепим мы. (Снеговика)
Игра «Зимние слова»
- Давайте еще поиграем со снеговиком. Снеговик вам будет говорить разные слова, а вы будете хлопать в ладоши, если услышите слово, связанное с зимой, и топать ногами, если слово не относится к зиме.
(Метель, снежинка, велосипед, Новый год, санки, лед, жара, рукавички, одуванчики, снеговик, Дед Мороз, листопад, Снегурочка, земляника, мячик, снегопад, лыжи, грибы) Дети обращают внимание на коробочку, отгадывают загадку
Дети встают в круг, выполняют условия игры
Условия для приобретения опыта инициирования и поддержания общения и взаимодействия в совместной деятельности;
Заключительная часть
Обсуждение деятельности
- Молодцы, ребята! Вот сколько подарков принесла нам зима!
- Какие подарки получили от зимы?
- Что вам понравилось?
- Ребята, вы сегодня все молодцы, отвечали полными предложениями, вспомнили много красивых слов о зиме, выразительно рассказывали стихотворение.
- Давайте скажем Зимушке - зиме «Спасибо!» за ее прекрасные подарки и возьмем их с собой на прогулку. Дети высказываются по поводу полученной информации, своего эмоционального состояния Условия для осознания себя как участника деятельности и
для сформированности элементарных навыков самооценки