Елена Кузнецова
Патриотическое воспитание детей через разные виды деятельности в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Папка по самообразованию
Кузнецова Елена Валерьевна.
МДОУ детский сад №68 г. Ярославль
(воспитатель) Кузнецова Елена Валерьевна
Квалификационная категория – I.
Тема: «Патриотическое воспитание в ДОУ через разные виды деятельности»
2020-2021 учебный год, старшая группа (5-6 лет)
Публикация «Патриотическое воспитание детей через разные виды деятельности в старшей группе» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2021
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству»
Д. С. Лихачёв
Самое нужное и самое трудное для семьи и для страны – это воспитать человека.
Нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Чувство Родины… Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе…
И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Государство, в настоящее время, пытается восстанавливать утраченное в гражданах страны, в том числе и в детях чувство патриотизма и гражданственности. Всем известный факт: формирование личности человека происходит в дошкольном возрасте. Это факт касается и своевременного формирования у дошкольников чувства патриотизма: любви и привязанности, преданности и ответственности, желания трудиться на благо родного края, беречь и умножать его богатство. Встает вопрос – как обеспечить правильно воспитательную работу в ДОУ, чтобы прививать дошкольникам ценностные ориентации, гражданственность, патриотизм и любовь к своей Малой и Большой Родине? Для более плодотворной работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста необходимо использовать следующие пути и средства патриотического воспитания:
Непосредственное наблюдение социальной действительности (постоянное обогащения предметно-развивающей среды);
Художественную литературу и все виды искусства;
Народное творчество (приобщение детей к обычаям, традициям, культуре родного народа);
Привлечение семьи.
Актуальность темы:
Очень важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что большая Родина – Россия, Российская Федерация, она одна на всех, кто родился на ее просторах, полюбил ее, кто прилагает усилия, чтобы она стала еще краше, богаче, стала бы могучей державой. И каждому из нас надо уметь быть ей полезным. А для этого надо много знать и уметь; с детства совершать такие дела, которые были бы на благо своего дома, детского сада, города, а в дальнейшем – и на благо всей страны. Знакомство с большой Родиной – Россией – является третьей основной ступенью нравственно-патриотического воспитания детей. Если человек заботится о Родине – значит, он является ее сыном, значит Россия для него – Родина.
Цель:
Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме: изучить пути, средства и методы патриотического воспитания дошкольников 5-6 лет.
Задачи:
1. Проанализировать литературу по данной теме.
2. Изучить принципы патриотического воспитания детей 5-6 лет в детском саду.
3. Разработать картотеку игр по патриотическому воспитанию детей 5-6 лет в детском саду.
4. Оформить уголок по патриотическому воспитанию в группе.
5. Ориентировать семью на духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей.
6. Создать мини-музей матрёшек.
Период старшего дошкольного возраста благоприпятствует воспитанию патриотических чувств, так как именно в это время происходит формирование культурно-ценностных ориентаций, духовно-нравственной основы личности ребёнка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Также период старшего дошкольного возраста благоприятен для эмоционально-психологического воздействия на ребёнка, т. к. образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.
Задачи патриотического воспитания дошкольников:
1. Формирование чувства привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким.
2. Формирование чувства любви к своему родному городу на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям, знакомства с событиями и явлениями общественной жизни, историей государства.
3. Формирование представлений о России как о родной стране, о Москве как о столице России
4. Воспитание патриотизма, уважения к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания: музыка, изо деятельность, художественное слово.
5. Воспитание гражданско-патриотических чувств посредством изучения государственной символики.
6. Формирование любви к своему народу, родному языку, народному творчеству.
7. Знакомство детей с географией, достопримечательностями родного города, с памятниками культуры и известными людьми.
Работа по нравственному воспитанию должна проводится регулярно и в системе. Большая роль отводится созданию условий, разнообразию приемов и методов в работе с детьми. Начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей теплой, уютной атмосферы. Каждый день ребенка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми.
Методы и формы работы:
беседа,
игры,
чтение художественной литературы,
творческое задание,
экскурсии в экспресс-музеи народного творчества,
художественное творчество,
трудовая деятельность,
работа с родителями,
театрализованная деятельность.
План работы на год
Сроки Форма работы Практические выводы
Сентябрь-май Изучение методической литературы.
Сентябрь
1. Беседа по теме «Семья.
2. НОД по теме «Москва – столица нашей Родины.
3. Знакомство с городецкой росписью. Выставка рисунков «Моя семья».
Выставка рисунков «Доски с городецкой росписью».
Сентябрь-май
1. Создание мини-музея матрёшек. Внесение раскрасок, изготовление дидактических игр.
2. Проект «Хоровод матрёшек.
3. Консультации для родителей.
4. Участие в конкурсах по теме.
Создан музей
- Консультация
"Воспитание
маленького гражданина"
- Консультация
"Прогулки по
Москве"
- Консультация
"Что почитать с
ребёнком о символах государства?"
- Консультация
"О старинных
русских обычаях
детям"
- Консультация
"Читаем детям
о космосе"
Октябрь
1. Беседа по теме «Моя улица»
2. Участие в конкурсе «Записки маленького горожанина»
3. Оформление патриотического уголка в группе «Моя родина – Россия» Выставка рисунков «Улица, на которой я живу»
3 участника. Создание книжек малышек про Ярославль.
Оформленный уголок с символикой России.
Ноябрь
1. В рамках проекта работа с родителями пополнение мини музея матрёшками из бутылок, фетра, паеток, стаканчиков, книжка малышка про матрёшку.
2. Папка передвижка для родителей Откуда появилась матрёшка.
3. Презентация откуда появилась матрёшка.
4. Ознакомление с символикой Москвы и России.
Оформлена папка передвижка.
Просмотр презентации с детьми.
Рисование с детьми «Наш флаг», «Наш герб»
Декабрь [/b
]1. Ознакомление с народными праздниками на Руси
2. Родительское собрание «Нравственно патриотическое воспитание дошкольников»
3. Мастер класс с родителями театр матрёшек «Зимовье»
4. Знакомство с дымковской росписью. Выставка работ детского творчества «Новый год» и «рождество».
Проведено собрание в Зуме.
Создание театра «Зимовье»
Выставка детских рисунков Олешков.
Январь
1. Прослушивание музыкальных произведений П. Чайковский из цикла «Времена года», «Танец снежинок», из балета «Щелкунчик.
2. Знакомство с достопримечательностями
Ярославля.
3. Пополение уголка книгами, про город Ярославль, журналы с различными росписями.
Изготовление макетов
Пополнен уголок.
Февраль
1. Изготовление картотеки игр по патриотическому воспитанию.
2. Ознакомление с традициями и обычаями русского народа. Как раньше жили северные люди. Презентация.
3. Изготовление дымковских игрушек из солёного теста.
4. Знакомство с хохломской росписью.
5. Подготовка к празднику «День Защитника Отечества»
6. Папка передвижка «День Защитника отечества».
7. Чтение русских народных сказок.
Изготовлена картотека
Выставка аппликации детей «Где то на белом свете.» Люди севера.
Выставка игрушек. Пополнение уголка.
Выставка детских рисунков «Посуда хохлома».
Спортивный праздник,посвящённый Дню Защитника Отечества.
Выставлена папка передвижка для родителей.
Март
1. Беседа по теме «Моя мама лучшая на свете»
2. Знакомство с Гжельской росписью.
3. Мастер класс с родителями «Птица счастья»
4. Мастер класс на город «Матрёшки на ложках»
5. Презентация «Путешествие по Золотому кольцу России.
Выставка детских работ «Портрет мамы»
Выставка рисунков.
Изготовлены матрёшки на ложках.
Просмотр презентации.
Апрель
1. Сбор фотографий для оформления альбома «Моя семья».
2. Беседа с детьми про «День Космонавтики» Знакомство с известными людьми Юрий Гагарин – первый космонавт.
3. Чтение художественной литературы Главы из сказки Н. Носова «Незнайка на Луне».
4. Аппликация «Укрась матрёшку»
5. Пополнение уголка экспонатами различной посуды с росписями и игрушек.
6. Презентация на сад «Наш мини музей матрёшек». Экскурсия сотрудников в нашу группу. Создан альбом «Моя семья"
Выставка рисунков «Наш космос»
Выставка поделок.
Пополнен уголок.
Просмотр презентации. Показ музея и патриотического уголка.
Май
1. НОД по теме «День Победы как он был от далёк!»
2. Чтение художественной литературы. С. Алексеев
"Первый ночной
таран", "Дом",
М. Исаковский
"Здесь похоронен
красноармеец",
А. Твардовский
"Рассказ танкиста",
А. Митяев
"Мешок овсянки",
С. Баруздин
"Слава",
К. Симонов «Сын
артиллериста" Создание альбома «Наши герои» совместно с родителями.