Приложение МААМ

Развитие личности детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с природой родного края

Тимофеева
Развитие личности детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с природой родного края
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие личности детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с природой родного края

Актуальность

Сегодня на детские сады возлагают большие надежды, все, что закладывается в дошкольном возрасте остается в человеке на всю жизнь. Главное для воспитателя - «формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка», а это значит, что именно ы дошкольном возрасте закладываются основы личности. На формирование гуманных качеств ребенка оказывает природа и его социальное окружение. Природа положительно влияет на ребенка, она учит видеть красоту, делает его добрее, учит бережному отношению, воспитывает чувство любви и привязанности к Родине, формирует духовную личность, способную поступать по духовно – нравственным принципам. Главная роль в социальном окружении отводиться взрослым, которые окружают ребенка и являются примером для него. Взрослый – это носитель ценностей, норм и правил поведения, транслятор социального опыта, посредник между ребенком и окружающим миром.

Публикация «Развитие личности детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с природой родного края» размещена в разделах

Поэтому целью стало: Формирование нравственных качеств личности ребенка посредством ознакомления с природой родного края в сотрудничестве с социальными партнерами.

Задачи:

- формирование представлений о природе родного края

- развитие познавательного интереса, любознательности к окружающей природе

- воспитание нравственного и эстетического отношения к природе

- вовлечение детей в различные виды деятельности по охране природы. Для того, чтобы выявить насколько заинтересованы родители в экологическом воспитании детей я провела анкетирование, ведь получить положительный результат будет намного быстрее и он будет лучше, если работать с родителями вместе. Поступки родителей для детей пример для подражания. Диагностику уровня знаний детей по экологии я провела с использованием следующего инструментария:

Диагностические методики

по экологическому воспитанию (модификация методик Цветковой И. В., Николаевой С. Н.)

При ознакомлении с природой родного края я использую следующие методы:

Наглядные методы:

- экскурсии, прогулки;

- заполнение календаря природы;

- показа сказок (педагогом, детьми);

- рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;

Словесные методы:

- чтение литературных произведений;

- беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.

Игровые методы:

- проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно-ролевых, дидактических, игр - драматизаций и др.);

- загадывание загадок;

- проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.

• Практические методы

- труд в природе;

- организация продуктивной деятельности детей;

- оформление гербария растений, коллекции семян и плодов;

- изготовление с детьми наглядных пособий, дидактических игр;

- участие в выставках и конкурсах.

Научить ребенка любить и видеть красоту окружающей природы дело непростое. Для этого взрослые, которые окружают ребенка должны жить в гармонии с природой, показывать личный пример. Дети очень наблюдательны и видят фальшь, отличают положительные и отрицательные поступки взрослых. Поэтому по мере возможности необходимо вместе с детьми участвовать в природоохранной деятельности.

Экскурсии являются одним из основных организованных видов детской деятельности, в ходе которой воспитываются любовь и эстетическое отношение к природе, удовлетворяются познавательные потребности ребенка, а также развиваются коллективные взаимоотношения. В ходе экскурсий решаются задачи по формированию основ безопасного поведения в природе. Экскурсии способствуют развитию наблюдательности, при выполнение различных заданий развивается чувство ответственности за порученную работу, чувство взаимопомощи. На экскурсиях знакомим детей с растениями, животными и с условиями их обитания, а это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе. С этой целью были организованы экскурсии на реку, на пруд, в парк, на луг.

Прогулка способствует умственному развитию, воспитанию любви к природе. В процессе наблюдений за природными явлениями и общественной жизнью дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающем мире, учатся бережному отношению к окружающей природе. Дети при этом сравнивают наблюдаемое состояние объекта с тем, что было раньше. Окружающая жизнь и природа дают возможность для организации интересных и разнообразных наблюдений, дошкольники учатся замечать, рассуждать, делать умозаключения (от чего зависит продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей). Мы на прогулках организуем игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды). Именно на прогулке дети знакомятся со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды. Кроме этого используем разнообразные игровые упражнения «Найди по описанию», «Что, где растёт», «Узнай и назови», «Вершки- корешки», «Загадки о животных» на узнавание деревьев, кустарников, цветов, животных (по звукам, следам и т. д.). Дети очень любят играть в игры с игрушками, приводимыми в движение ветром. Через такие игры дети определят силу и направление ветра, его контрастность. На прогулках мы организовываем трудовую деятельность детей.

Заполнение календаря природы - важная совместная практическая деятельность, в процессе которой отражаются закономерные изменения природы : рост и развитие растений при соответствующих условиях, сезонные изменения живой и неживой природы.

Одновременно осуществляет познавательное общение дошкольников друг с другом и с воспитателем. Такая совместная деятельность и деловое общение развивают интеллект детей и личность в целом.

Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. После чтения с детьми проводим беседу, задаём вопросы. С этой целью у нас имеется картотека рекомендуемой художественной литературы.

Книги раскрывают детям загадки явлений неживой природы, помогают устанавливать связи и отношения, существующие в природе. «Чтение-это окошко, через которое дети видят и познают мир». Сухомлинский. Ребенок, слушая художественное произведение, живет вместе с его героями, сочувствует и переживает одним, осуждает других.

Рассматривание картин. Картины дают возможность подробно рассмотреть явления природы, длительно сосредоточить на них внимание, что часто бывает невозможно сделать при непосредственном наблюдении в силу динамичности и изменчивости природы. При ознакомлении детей с природой используются дидактические, предметные, а также художественные картины. Цель использования картин состоит в том, чтобы сформировать у детей эстетическое отношение к природе, умение видеть её красоту, воспринимать образно-художественный смысл картины, видеть яркие средства выразительности. С этой целью посещаем картинную галерею. При рассматривании художественных картин используем в сопровождении музыку или поэтические произведения. Например:

- И. И. Шишкин «Рожь» в сопровождении музыки П. И. Чайковского «Август. Жатва» из цикла «Времена года»

- И. И. Левитан «Золотая осень» в сопровождении музыки П. И. Чайковского «Осенняя песня»

- А. К. Саврасов «Грачи прилетели» в сопровождении музыки С. В. Рахманинова «Весна идет»

- И. И. Шишкин «Утро в сосновом лесу» в сопровождении музыки Эдварда Грига «Утро»

- И. К. Айвазовский «Девятый вал» в сопровождении музыки А. Л. Вивальди «Шторм» из цикла «Времена года»

При ознакомлении детей с природой в детском саду используем презентации, обучающие мультфильмы («Уроки тетушки Совы», «Природоведение для самых маленьких», «Природа для малышей» и др.) Пользуюсь картотекой детских мультфильмов о природе. С их помощью формирует у детей представления о динамике явлений природы – росте и развитии растений и животных, о труде взрослых, показывая явления, которые протекают в природе длительное время.

Дидактические игры - в дидактических играх дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся представления о предметах и явлениях природы, растениях и животных. Многие игры подводят детей к обобщению и классификации. Дидактические игры способствуют развитию внимания, памяти, наблюдательности, активизируют и обогащают словарь.

Предметные игры - игры с листьями, семенами, цветами, фруктами и овощами: «Чудесный мешочек», «Чьи детки на этой ветке?» Настольно-печатные игры: «Зоологическое лото», «Четыре времени года», «Ягоды и фрукты», «Растения», «Где, что зреет», «Что сначала, что потом» и др. - дают возможность систематизировать знания детей о растениях, животных, явлениях неживой природы. Словесные игры «Кто летает, бегает, прыгает», «Нужно - не нужно», «Что было бы» - проводятся с целью закрепления знаний. Подвижные игры природоведческого характера - связаны с подражанием, повадкам животных, их образу жизни. Это такие как «Наседка и цыплята», «Хитрая лиса», «Солнышко и дождик», «Добеги до …дерева», «Земля, воздух, вода» и др.

Трудовая деятельность в природе помогает воспитывать в детях бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней. Труд в природе расширяет детский кругозор, воспитывает у них трудолюбие и ответственность за порученное дело, а коллективная работа объединяет ребят, учит работать сообща, уметь договариваться, планировать совместный труд. Работа в уголке природы, в цветнике, в огороде помогает детям овладеть простыми приемами по уходу за растениями, развивают любознательность, наблюдательность, воспитывает интерес к труду, уважение к людям, которые им занимаются.

Сотрудничество с семьей. Работу по духовно-нравственному воспитанию нужно проводить совместно с семьей ребенка. В дошкольный период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Именно в семье формируются основы духовного и культурного облика, закладываются нормы и правила поведения. Немалое значение в воспитании детей имеет личный пример взрослых. Вырастая, дети ведут себя и поступают так же, как когда-то вели себя и поступали их родители. Поэтому духовно – нравственное воспитание детей должно проходить в тесном взаимодействии с семьёй ребёнка.

Сотрудничая с семьями детей, организовываю совместные мероприятия, это помогает объединиться и установить теплые отношения между педагогами и родителями, родителями и детьми. Такие мероприятия вносят положительные эмоции так необходимые ребенку. Это участие в совместных экскурсиях в парк, на реку, в поле. По результаты наблюдений во время прогулок и экскурсий предложила родителям совместно с детьми сделать гербарий растений, коллекцию семян и плодов. Дети с удовольствием рассматривали и делились своими эмоциями пролистывая альбом, сделанный собственными руками. Это участие в акциях: «Батарейка сдавайся», «Кормушка», «Скворцы прилетели», «Подари игрушку елочке». Родители совместно с детьми участвуют в конкурсах и выставках. Участвуя в региональном конкурсе «Эколята – молодые защитники природы» дети вместе с родителями представили фотографии и рисунки о том, как берегут природу родного края, как они трудятся в природе. Родители участвую в проведении праздников и образовательной деятельности. Так наши папы рассказали о своих профессиях – лесника и егеря в образовательной деятельности «Знакомство с можжевельником», родители посещают открытые занятия: «Знакомство с барсуком», «По следам колдуна». Для повышения уровня родительской компетентности в закрытую группу «В контакте» выставляю информацию о деятельности детского сада, рекомендую почитать детям: «Экологические сказки», посмотреть обучающие мультфильмы из серии «Смешарики», «Фиксики» и другие, предлагаю консультации: «Как научить детей любить и беречь природу», «Играем в экологические игры», «Правильное отношение к природе начинается с семьи», памятка для родителей «Практические советы – как научить ребенка беречь природу». Провела с родителями экологическую викторину, виртуальную экскурсию на луг. Привлекаю родителей к совместной с детьми трудовой деятельности на участке. Родители принесли семена для цветника и для нашего огорода на подоконнике, где мы посадили лук для еды и рассаду капусты и помидор для огорода. Ребята с удовольствием наблюдают, как растут овощи и рассада для цветника (бархотки, лилии, петунии, гладиолусы).

Сотрудничество с социальными партнерами.

В. А. Сухомлинский писал: «От того, как прошло детство, кто вёл ребёнка в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш». Для более успешной организации работы по формированию нравственной личности дошкольников активно взаимодействуем не только с родителями, но и со сторонними организациями, такими как: Центр детского творчества, центральная детская библиотека, краеведческий музей, картинная галерея. Прикоснувшись сердцем к природе, ребёнок никогда не останется равнодушным человеком. На базе библиотеки прошёл цикл занятий, бесед: «Весенний прилет птиц», «Маленький солдат», «Наши четвероногие друзья», «Писатели о животных».

Дети познакомились с любимскими художниками и были впечатлены изображениями природы родного края в картинах художников. Экскурсии в картинную галерею помогли по-новому взглянуть на мир. А знакомство с картинами способствовали приобщению детей к прекрасному.

Экскурсия в краеведческий музей прививает детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.

Экскурсии прошли по таким темам: «Животные наших лесов», «Птицы родного края», «Красная книга», «Полезные ископаемые», «Жалобная книга природы». В отделе природы дети познакомились с разнообразием встречающихся здесь минералов и горных пород, богатством растительного и животного мира.

Сотрудничество с социальными партнёрами позволяет учебно-воспитательный процесс с детьми делать более интересным, непринуждённым и качественным.

Развивающая предметно – пространственная среда, ориентированная на развитие нравственного отношения ребенка к природе является педагогическим условием формирования личности детей дошкольного возраста.

Грамотно организованная предметно-развивающая среда экологического содержания обеспечивает формирование у каждого ребенка потребности во взаимодействии, общении с объектами природы, помогает сформировать познавательное отношение к ней и обеспечивает становление ценностного отношения ко всему живому.

Экологическая среда у нас в группе в себя несколько центров:

«Центр экспериментирования» - предназначен для организации детской элементарно-исследовательской деятельности в природе, это обеспечивает детям не только осознание связей и зависимостей, существующих в мире природы, но и даёт возможность освоить трудовые умения и навыки, необходимых детям для организации ухода за выращиваемыми растениями. В процессе этой деятельности дошкольники осознают свою роль в жизни природы родного края, что оказывает благотворное влияние не только на развитие эмоциональной и интеллектуальной сфер, но и на развитие духовности и нравственности.

В этом центре у нас находятся материалы, предназначенные для проведения разных исследований: песок, глина, камни, семена растений, соль, сахар, красители, увеличительные стёкла, зеркала, пробирки, пипетки, магнит, шприцы без игл, наждачная бумага, мерные ложки, различные ёмкости, ватные диски, весы, карточки с алгоритмом выполнения опытов и экспериментов. Дети знакомятся, расширяют и уточняют знания о свойствах объектов живой и неживой, проводят опыты, эксперименты, наблюдения. По окончании эксперимента мы помогаем детям сделать выводы, систематизировать представления. По результатам опытов и экспериментов дети выполняют зарисовки.

«Центр природы» - это место постоянного общения детей с растениями и животными. В уголке природы дети наблюдают за природными объектами, заботиться о них. В результате у детей формируются правильные представления о мире природы, воспитывается бережное, заботливое отношение к растениям и животным, чувство ответственности за них.

Уголок природы в дошкольных группах - это непосредственная близость его обитателей к детям. Это позволяет на протяжении всего учебного года использовать его для проведения различных мероприятий с дошкольниками. Комнатные растения у нас являются постоянными обитателями, а временные обитатели уголка – это объекты, которые вносятся для наблюдений на непродолжительный отрезок времени. С целью наблюдения, рассматривания, ознакомления дошкольников мы вносим черепаху, кузнечика, различных жуков, морскую свинку, кролика, осенью мы вносим осенние букеты и цветы из цветника, поделки из природного материала. Зимой сажаем с детьми лук на зеленое перо и веточки деревьев. Дети наблюдают за ними и отмечают изменения, происходящие в листьях. Весной выращиваем рассаду для огорода, цветников. А также – это календарь природы, таблички с названием комнатных растений, художественная литература о природе. В уголок природы добавили коллекцию семян, плодов, гербарий и поделки из природного материала, оборудование для организации труда в природе.

В нашем уголке природы для детей есть дидактические игры природоведческого характера : «Времена года», «Кто, где живёт», «Где, что зреет», «Что сначала, что потом», «Пищевые цепочки», «Кто, где живет?», «Узнай дерево», «Найди хозяина» и др. (картотека дидактических игр).

Центр – «Библиотека природы» В этом центре у нас находятся книги о растениях, животных, о неживой природе, детские энциклопедии, «Красная книга», происходит смена художественной литературы разных детских писателей о природе, животных и растениях в соответствии со сменой времени года, книги отбираются соответственно возрасту детей. Имеется картотека художественной литературы о природе. В книжном уголке дети всегда имеют возможность рассматривать книги о природе. Соприкосновение ребенка с природой затрагивает все струнки его души, дает ему только положительные эмоции, а это так важно в процессе воспитания у детей доброты, внимания, отзывчивости ко всему живому.

Так же есть наглядно-дидактические пособия из серии «Комнатные растения», «Аквариум и его обитатели», «Мир в картинках», «Фрукты», «Овощи», «Деревья», «Домашние животные», «Дикие животные», «Птицы», физическая карта России, географические атласы, компас, глобус и т. д.

Огород и цветник в детском саду нужен для того, чтобы знакомить дошкольников с природой и её сезонными изменениями. На практике дети видят как сажают семена цветочных растений и овощей, наблюдают за их ростом и развитием, приобретают практические навыки ухода за растениями (полив, прополка, рыхление, сбор урожая). Дошкольники не только наблюдают за посадкой и всходами семян, но и ухаживают за растениями, получают знания о садовых и огородных растениях. Кроме этого, это посильный труд детей. Совместный труд дошкольников даёт возможность научиться ответственности, способствует формированию трудовых навыков и объединению детского коллектива. И конечно труд на свежем воздухе способствуют сохранению и укреплению здоровья ребят. Так же огород и цветник дают возможность видеть результаты своей работы.

Мы проводим беседы с детьми об овощных культурах и растениях огорода, предлагаем отгадать загадки о них, рассказываем о том, как человек ухаживает за растениями, об необходимых инструментах для этого. Проводим опыты, в какой почве лучше растут те или иные растения, что необходимо для роста тень или солнце, засуха или избыточное увлажнение. Помогаем сделать выводы о взаимосвязи состояния растений и динамики их развития с благоприятными или неблагоприятными условиями.

В цветнике организуем для детей рассматривание и наблюдение за изменениями в росте и развитии садовых цветов. Мы предлагаем полюбоваться красотой цветов и насладиться их ароматом, сравнить их с луговыми цветами. Беседуем с детьми об особенностях цветов, их условиях произрастания, помогаем выделить их общие признаки и различия, загадываем загадки, читаем стихи об этих растениях, стараемся привить детям доброе и заботливое отношение к природе.

Дети совместно с родителями и принимают участи в акциях: «Батарейка сдавайся», «Кормушка», «Скворцы прилетели», «Подари игрушку елочке», «Чистый город», участвовали в региональном конкурсе «Эколята – молодые защитники природы», организовали для совместного труда родителей и детей трудовой десант по благоустройству территории детского сада.

«Центр воды и песка» нравится детям всех возрастов, дошкольники в самостоятельной деятельности не только строят и играют, но и экспериментируют с различными предметами и природными материалами. У нас центр воды и песка располагается рядом с уголком природы. Этот центр у нас содержит ведерки, лопатки, совочки, грабли, лейки, различные формочки, камушки, ракушки, лодочки.

пластиковые контейнеры с отверстиями, воронки разного размера, сита, мини игрушки (изображающие людей, животных, растения, рыбы, транспорт).

Главной задачей данной среды является создание условий для формирования у ребёнка основ экологической культуры, нравственного отношения, развитие представлений о значимости природы.

С педагогами из ЦДТ, детской библиотеки, краеведческого музея наметили совместный план мероприятий по ознакомлению детей с природой родного края.

Публикации по теме:

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с природой родного края из опыта работыОзнакомление детей старшего дошкольного возраста с природой родного края из опыта работы Кому как не детям дошкольного возраста близок и понятен мир природы. Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с природой.

Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисованияРазвитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования Кухарева Ирина Отчёт по самообразованию «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники.

Дидактическая игра-пазл «Деревья родного края» для детей старшего дошкольного возрастаДидактическая игра-пазл «Деревья родного края» для детей старшего дошкольного возраста Воспитатель высшей квалификационной категории Курнина Любовь Владимировна МБДОУ детский сад № 54 «Теремок» г. Ковров Владимирская обл. Уважаемые.

Перспективное планирование занятий по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с природой родного краяПерспективное планирование занятий по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с природой родного края О значении природы в развитии дошкольника писали многие великие отечественные педагоги. К. Д. Ушинский настаивал на введении ребенка в мир.

Проект по краеведению  «Природа родного края» с детьми старшего дошкольного возрастаПроект по краеведению  «Природа родного края» с детьми старшего дошкольного возраста Проект по Краеведению – природа родного края с детьми старшего дошкольного возраста Автор: Кузнецова Вероника Валерьевна Новосибирск.

Проект по экологическому воспитанию «Детский экотуризм как средство ознакомления с природой родного края»Проект по экологическому воспитанию «Детский экотуризм как средство ознакомления с природой родного края» Ольга Андреева Проект по экологическому воспитанию «Детский экотуризм как средство ознакомления с природой родного края» Макет "Дикие животные. Лес.

Проект «Развитие инициативы и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста посредством технологии «Клубный час» Автор данной технологии - Гришаева Наталья Петровна, старший научный сотрудник Института социологии РАН. «Клубный час» - это особая современная.

Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментированияРазвитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментирования Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих.

Рецензия на педагогический опыт «Развитие у детей старшего дошкольного возраста интереса к чтению посредством ИКТ» РЕЦЕНЗИЯ НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ. ТЕМА: «РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ С ОВЗ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ ДЕТСКОЙ.

Создание гербария как средство ознакомления детей дошкольного возраста с природой родного краяСоздание гербария как средство ознакомления детей дошкольного возраста с природой родного края Создание гербария, как средство ознакомления детей дошкольного возраста с природой родного края. В нашей группе дети, совместно с воспитателем,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие личности детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с природой родного края
Опубликовано: 23 февраля 2022 в 15:55
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие личности детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с природой родного края» (включая файлы) размещена пользователем Тимофеева (УИ 2741446) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД