Мария Бекетова
Практико-значимая работа «Сюжетно-ролевая игра как средство гендерной социализации детей дошкольного возраста». Часть 2
▼ Скачать + Заказать документы
Глава 2. Организация и проведение сюжетно-ролевых игр
2.1. Теоретические основы сюжетно-ролевой игры
Существует несколько групп игр, развивающих интеллект, познавательную активность ребенка.
I группа – предметные игры, как манипуляции с игрушками и предметами. Через игрушки – предметы – дети познают форму, цвет, объем, материал, мир животных, мир людей и т. п.
II группа – игры творческие, сюжетно-ролевые, в которых сюжет – форма интеллектуальной деятельности.
Творческие игры – игры, в которых проявляются образы, которые вмещают в себя условное превращение окружающего.
Показатели развитого игрового интереса.
Публикация «Практико-значимая работа „Сюжетно-ролевая игра как средство гендерной социализации детей дошкольного возраста“, Часть 2» размещена в разделах
- Гендерное воспитание
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2019
1. Длительная заинтересованность ребенка игрой, развитием сюжета и исполнением роли.
2. Желание ребенка принимать на себя определенную роль.
3. Наличие любимой роли.
4. Нежелание заканчивать игру.
5. Активное исполнение ребенком всех видов работ (лепки, рисования).
6. Желание делиться со сверстниками и взрослыми своими впечатлениями после окончания игры.
Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет, без него нет самой сюжетно-ролевой игры. Сюжет игры – эта та сфера действительности, которая воспроизводится детьми. В зависимости от этого сюжетно-ролевые игры подразделяются на:
• Игры на бытовые сюжеты: в «дом», «семью», «праздник», «дни рождения» (большое место уделяется кукле).
• Игры на производственные и общественные темы, в которых отражается труд людей (школа, магазин, библиотека, почта, транспорт: поезд, самолет, корабль) .
• Игры на героико-патриотические темы, отражающие героические подвиги нашего народа (герои войны, космические полеты и т. д.)
• Игры на темы литературных произведений, кино-, теле- и радиопередач: в «моряков» и «летчиков», в Зайца и Волка, Чебурашку и крокодила Гену (по содержанию мультфильмов, кинофильмов) и т. д.
Длительность сюжетной игры: в дошкольном возрасте (от нескольких часов до дней). Содержание – то, что отображается ребенком, как характерный момент деятельности и отношениями между взрослыми.
В структуре ролевой игры выделяют компоненты:
• роли, которые исполняют дети в процессе игры;
• игровые действия, с помощью которых дети реализуют роли;
• игровое использование предметов, реальные заменяются игровыми.
• отношения между детьми, выражаются в репликах, замечаниях, регулируется ход игры.
Ролевая игра детей дошкольного возраста в развитом виде представляет деятельность, в которой дети берут на себя роли (функции) взрослых и в общественной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Для этих условий характерно использование разнообразных игровых предметов, замещающих действительные предметы деятельности взрослых. Особенно стоит отметить, что дети возлагают на себя функции взрослых в соответствии со своей половой принадлежностью, так, например, девочки подражают маме, учительнице, продавцу, а мальчики воспроизводят в игре – водителя, полицейского, военного и т. д.
(Сюжетно-ролевая игра «Как жили в старину»)
Самодеятельный характер игровой деятельности детей заключается в том, что они воспроизводят те или иные явления, действия, отношения активно и своеобразно. Творческий характер игровой деятельности проявляется в том, что ребёнок как бы перевоплощается в того, кого он изображает, и в том, что, веря в правду игры, создаёт особую игровую жизнь и искренне радуется, и огорчается по ходу игры.
Мы организовали и провели работу по вовлечению девочек и мальчиков в совместную игровую деятельность посредством сюжетно-ролевых игр.
Игра, как и сказка, учит ребёнка проникаться мыслями и чувствами изображаемых людей, выходя за круг обыденных впечатлений в более широкий мир человеческих стремлений и героических поступков. Именно силою воображения создаются ситуации игры, образы, воспроизводимые в ней, возможность сочетать реальное, обычное с вымышленным, что и придаёт детской игре привлекательность, которая присуща только ей.
В сюжетно-ролевых играх отчётливо выступает оптимистический, жизнеутверждающий характер, самые трудные дела в них всегда заканчиваются успешно и благополучно: капитаны проводят корабли сквозь штормы и бури, пограничники задерживают нарушителей, доктор излечивает больных. В творческой сюжетно-ролевой игре ребёнок активно воссоздаёт, моделирует явления реальной жизни, переживает их и это наполняет его жизнь богатым содержанием, оставляя след на долгие годы.
Старшие дошкольники при распределении ролей учитывают интересы, желания друг друга, а иногда применяют считалку. Но и тут необходимо некоторое влияние педагога: надо вызвать дружелюбное отношение у сверстников к робким детям, подсказать, какие роли им можно поручить.
(Сюжетно-ролевая игра на основе сказки «Муха-Цокотуха» К. Чуковского)
Помогая детям усвоить содержание игры, войти в образ, педагог использует рассматривание иллюстраций к литературным произведениям, прослушивание музыкальных композиций, уточняет некоторые характерные черты персонажей, выясняет отношение детей к игре.
Таким образом, сюжетно-ролевые игры являются важнейшим выражением связи ребенка с обществом.
2.2. Формирование полоролевой социализации детей дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры
В сюжетной игре происходит усвоение детьми гендерного поведения, но при этом у мальчиков и девочек этого возраста наблюдается как общее, так и дифференцированное содержание ролевой игры. Основным источником, питающим сюжетно-ролевую игру ребёнка, выступает окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстниковВ игровом сюжете раскрывается содержание жизненных ситуаций и отношений. В тоже время между ними одновременно устанавливаются сложные ролевые отношения.
Для того чтобы, игра стала эффективным средством гендерного воспитания, необходимо осуществлять руководство содержанием ролевой игры с учетом особенностей мальчиков и девочек как в детском саду, так и в семье и организовать включение ребенка в позицию субъекта игровой деятельности, которая наиболее полно соответствует его гендерным склонностям и интересам с целью воспитания ребенка, как будущего мужчину или будущую женщину.
Играя роль, ребёнок выполняет определённую социальную функцию, дифференцированную по полу. Игры мальчиков более предметны, девочек – более словесны. Игра детей отражает традиционный взгляд на роль мужчины и женщины в обществе. Девочки ежедневно ухаживают за домом, заботятся о детях, выходят замуж, душевно исполняют музыкальные произведения. Мальчики воюют на войне, водят трактора, строят мосты и занимаются плотницкими работами, уверенно играют на музыкальных инструментах, исполняют ведущую роль в парных танцах. В игре закладываются и основы нравственности: великодушие, надёжность, уважение к девочкам (женщинам) – у мальчиков и доброта, терпеливость, верность, уважение к мальчикам (мужчинам) – у девочек. В связи с этим детей надо учить играть, как в детском саду, так и в семье.
В рамках воспитания детей с учётом их гендерных особенностей, особенно остро встаёт вопрос о своевременном и полноценном развитии девочек и мальчиков в игровой деятельности, потому что принятие роли и выполнение в ней женских и мужских социальных функций лежит в основе этой работы.
По мнению Н. Я. Михайленко, Н. А. Коротковой при организации сюжетно-ролевых игр в рамках гендерного воспитания следует учитывать следующее:
1. Необходимо избегать шаблонных действий и реплик.
2. Игра должна обладать хорошим сюжетом и идентичными ролями.
3. Действие ребёнка в игре подобны действиям режиссёра: ребёнок в такой игре исполняет все роли сам или, по крайней мере, становиться озвучкой того, что происходит.
Теоретический анализ, проведенный по проблеме исследования в процессе становления опыта, позволил сделать вывод, что успешность использования сюжетно-ролевой игры в ДОУ зависит от организационной деятельности детей педагогом, поэтому:
1. Педагогу необходимы условия для развития игрового сюжета, создания предметно-игровой среды происходит с учётом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольника. Атрибутами для сюжетно-ролевых игр должны быть красочными и эстетическими, так как именно с ними будет взаимодействовать ребёнок. Правильная организация предметно игровой среды предполагает и выполнения педагогом программной задачи развития детского творчества в игровой деятельности.
2. Сюжетно-ролевая игра будет успешной только в том случае, если педагог будет организовывать и осуществлять игровую деятельность детей последовательно и систематически, а не от случая, к случаю. Умение педагога наблюдать за детьми даёт ему материал для раздумий, умения понимать их игровые замыслы и переживания, исходя из этого, планировать игровую деятельность с дошкольниками.
3. Организуя сюжетно-ролевую игру с детьми, педагог должен активно использовать методы и приёмы обучения детей игровым действиям согласно выбранной роли или игровому сюжету. Влияние взрослого на выбор игры, игровые действия заключается в том, что он поддерживает интерес к игре, развивает инициативу детей, приучая их задумываться над темой игры, самостоятельно выбирать наиболее интересную.
4. Если игра «затухает», педагог разнообразит её новыми персонажами или игровыми действиями. Кроме того, опытный педагог нередко сам принимает позицию ребёнка и участвует в игровой деятельности на равных с детьми. Это сближает педагога с детьми, и позволят ему реализовать поставленные воспитательные задачи.
Таким образом, формируя позитивное полоролевое поведение, педагог организует игру так, чтобы открылась необходимость соотнесения полоролевого поведения ребенка с полоролевым поведением других детей своего и противоположного пола.
Итак, показателями успешности формирования полоролевого поведения у детей данного возраста будут следующие:
• развертывание в самостоятельной деятельности специфических полоролевых действий и речи, направленной на персонажа (куклу, другого ребенка, взрослого);
• парное полоролевое взаимодействие со сверстником как своего, так и противоположного пола.
Заключение
В исследовании дан анализ проблемы гендерной социализации воспитания детей дошкольного возраста. Теоретическое изучение проблемы исследования и результаты опытно-экспериментальной работы подтвердили выдвинутую гипотезу и позволили сформулировать следующие выводы.
Анализ психолого-педагогической литературы определил содержание гендерной социализации детей дошкольного возраста, под которым мы понимаем целенаправленный процесс педагогического сопровождения жизнедеятельностью дошкольника, заключающийся в содействии накопления социального опыта в выполнении гендерных ролей, осознания себя как представителя определенного пола с позиции духовно-нравственных ценностей. Результатом гендерной социализации детей дошкольного возраста является гендерная воспитанность, которая понимается как интегративное качество, в обобщенной форме отражающее систему личностных, социальных представлений и опыта в выполнении гендерных ролей на основе эмпатии, самоуважения, взаимоуважения.
Обоснована и опытно-эксперименальным путем проверена эффективность комплекса организационно-педагогических условий, способствующих процессу гендерной социализации детей дошкольного возраста:
- создание ситуаций выполнения гендерных ролей детьми дошкольного возраста;
- организация предметно-развивающей среды, ориентированной на гендерное самопознание детей дошкольного возраста;
- подготовка педагогов к решению задач гендерной социализации детей дошкольного возраста.
Из наблюдения за игрой детей, сделаны соответствующие выводы. Соединив эти выводы и анализ прочитанной в ходе работы литературы, мы заключили, что многие дети не имеют представления об отличительных чертах, свойственных полу, о роли, которую играют в семейной жизни мужчина и женщина – по одной причине: недостаточно полноценные, эмоционально-теплые отношения с родителями.
Далее в ходе экспериментальной работы, после проведения соответствующих мероприятий, мы пришли к выводу, что наша деятельность по обеспечению положительной динамики уровня сформированности гендерной устойчивости дошкольников, достигнутая посредством разработки системы сюжетно-ролевых игр, организации развивающей среды групп и залов полоролевого воспитания детей, была результативной.
В заключение хотелось бы отметить, что поставленные цели и задачи исследования были достигнуты.
Список используемой литературы:
1. Баранникова, Н. А. О мальчишках и девчонках, а также их родителях Текст: методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений / – Н. А. Баранникова. – М. : – Сфера, 2012. – 128с.
2. Бочарова, Н. М. Социальный аспект гендерного подхода в образовании– Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. – 168с.
3. Венгер, Л. А. Сюжетно-ролевая игра и психическое развитие ребенка [Текст] / Л. А. Венгер // Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста. -М., 1978. С. 32-36.
4. Виноградова, Н. А. Микляева Н. В. «Формирование гендерной идентичности» Методическое пособие Москва, Творческий центр СФЕРА, 2012.
5. Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка [Текст] / Л. С. Выготский // Вопросы психологии. 1966. - № 6. - С. 62-76.
6. Гендерная экспертиза учебников для высшей школы /Под ред. О. А. Ворониной. – М. : РОО МЦГИ – ООО «Солтэкс», 2005. – 260 с.
7. Доронова, Т. Н. Девочки и мальчики 3-4 лет в семье и детском саду [Текст]. – Издательство «Линка-пресс», 2009.
8. Дугин, А. Г. Социология пола //Структурная социология. – М., 2010.
9. Коломийченко, Л. В. Программа полового воспитания детей дошкольного возраста Текст / Л. В. Коломийченко, // Детский сад от А до Я. – 2006.– № 1. – С. 54-90.
10. Кон, И. С. Половые различия и дифференциация социальных ролей [Текст] /И. С. Кон. - М. : Просвещение, 1975. – 175 с.
11. Кон, И. С. Ребёнок и общество : учеб. пос. [Текст] / И. С. Кон. – М. : Academia, 2003. – 334 с.
12. Коробанова, Ж. Гендерные стереотипы родителей и их влияние на развитие дошкольника [Текст] / Ж. Коробанова // Детский сад от А до Я. -2006.-№1.-С. 148-150.
13. Радзивилова, М. А. Гендерный подход в воспитании дошкольников в условиях ДОУ//Фундаментальные исследования. - 2013. -№ 4 (ч 2) - с. 453-456; URL: www.rae.ru/fs/?section=content&op=show_article&article_id=10000426
14. Смирнова, Е. О. Современный дошкольник: особенности игровой деятельности [Текст] /Е. О. Смирнова //Дошкольное воспитание. 2002. - №4. – С. 27-32.
15. Сухомлинский В. А. Рождение гражданина [Текст] /В. А. Сухомлинский. - М., 1979. Т. 1. – С. 63.
16. Татаринцева, Н. Е. Игра-драматизация как условие приобщения дошкольников к семейным ценностям [Текст] / Н. Е. Татаринцева // Детский сад от А до Я. – 2008. – № 4. – С. 43–50.
17. Татаринцева, Н. Е. Полоролевое поведение ребенка как образ культурной жизни человека // Ребенок в мире культуры: Учебно-методическое пособие [Текст] / Под ред. Р. М. Чумичевой. – Ставрополь: Ставрополь-сервисшкола, 1998. – 558 с.
18. Татаринцева, Н. Е. Теоретико-методологические основы и практика полоролевого воспитания детей дошкольного возраста: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук: [Текст] /Н. Е. Татринцева. – Ростов-на-Дону, 2011. – 27 с.
19. Тельнюк, И. Индивидуально-дифференцированный подход к организации самостоятельной деятельности девочек и мальчиков 5-6 лет в условиях детского сада: Дис. канд. пед. наук : 13.00.07: СПб., 1999 188c.
20. Щетинина А. М. Полоролевое развитие детей 3-7 лет: Методическое пособие. - Издательство: "ТЦ Сфера", 2010.