Раиса Мельникова
Конспект НОД «Первые шаги в мир хороших манер»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Социализация», «Художественное творчество», «Музыка».
Задачи:
1) Продолжать формировать умение соблюдать речевой этикет: уметь обратиться с просьбой, во время беседы использовать разнообразные формулы вежливости. Развивать умение поддерживать беседу. Обогащать речь детей существительными, обозначающими названия кулинарных изделий, соков. («Коммуникация»).
Публикация «Конспект НОД „Первые шаги в мир хороших манер“» размещена в разделах
- Вежливость, волшебные слова. Конспекты занятий
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Культура поведения для детей
- Темочки
2) Способствовать формированию проектной деятельности нормативного типа (деятельности, направленной на выработку детьми норм и правил поведения в общественных местах). Совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве; понимать смысл пространственных отношений (слева – справа, рядом, около); двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу. Продолжать знакомить с понятием расчётов при покупках. («Познание»).
3) Способствовать созданию положительного микроклимата; воспитывать навыки сотрудничества, самостоятельности. Развивать сюжет на основе знаний, полученных при восприятии окружающего. («Социализация»).
4) Совершенствовать умение детей рисовать кистью разными способами (всем ворсом, концом кисти, наносить мазки); продолжать совершенствовать умение детей рассматривать работы, радоваться достигнутому результату. («Художественное творчество»).
5) Содействовать проявлению самостоятельности, творческому исполнению песен. («Музыка»).
Методы: словесный (беседа о правилах поведения, практический (дидактическая игра «Карусель», упражнение «Разложи столовые приборы», рисование, игровой (воплощение в роли с использованием художественно выразительных средств, атрибутов, наглядный (демонстрационный материал).
Приё мы: речевой образец, объяснение, указание, напоминание, совет, оценка детской речи, деятельности.
Материал: атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Кафе», кондитерские изделия из солёного теста, меню; столовые приборы: вилки, ножи, ложки; аудиозапись «Что такое этикет», диск караоке; мольберты, кисти, гуашь разных цветов, листы бумаги (А3); музыкальное оформление; памятка для детей «Как вести себя за столом»
Сценарий непосредственно образовательной деятельности
Предварительная работа.
Воспитатель беседует с детьми о правилах поведения в общественных местах, предлагает их вниманию иллюстрации кафе. Изготавливает атрибуты, кондитерские изделия из солёного теста для сюжетно-ролевой игры «Кафе».
Дети привлекаются к оформлению групповой комнаты, упражняются в рисовании цветов разными способами, заучивают детские песни, исполняют их под караоке.
1. Организационный момент.
Воспитатель:
- Здравствуйте, дорогие ребята. Я рада приветствовать вас в кафе «Лакомка». Надеюсь, мы весело проведём время. Здесь специально отведено место, где дети могут порисовать. Здесь есть музыкальный центр. Мы с вами обязательно споём любимую песенку. А сейчас я предлагаю вам сесть за столики.
2. Основная часть.
Дети садятся за столики. Воспитатель ведёт беседу об этикете, о правилах поведения за столом:
- Сегодня поговорим о правилах этикета, чтобы потом рассказывать о них своим друзьям.
Звучит аудиозапись (голос воспитателя) :
Что такое этикет?
Знать должны мы с детских лет.
Это – норма поведения:
Как ходить на День рождения?
Как знакомиться? Как есть?
Как звонить? Как встать? Как сесть?
Как здороваться со взрослым?
Много разных есть вопросов.
И на них даёт ответ
Этот самый этикет.
- Скажите, пожалуйста, какие правила поведения в общественных местах вы можете назвать.
Дети отвечают.
Воспитатель:
- Приятно сидеть за столом среди воспитанных людей и есть вкусную еду! Даже говорят: аппетит приходит во время еды. Но чтобы хорошо выглядеть, надо соблюдать правила столового этикета.
Важное правило — уметь пользоваться ножом и вилкой. Когда люди пользуются ножом и вилкой? (Ножом разрезают на маленькие кусочки мясо, колбасу, ветчину, сыр, огурцы, помидоры.) На человека, пытающегося прожевать большие куски, смотреть неприятно.
Итак, нож кладём около тарелки с правой стороны, вилку – с левой стороны, ложку можно положить с правой стороны рядом с ножом.
Упражнение «Разложи столовые приборы».
Воспитатель предлагает детям самим разложить столовые приборы на столе. (Дети раскладывают их и рассказывают, как правильно это сделать).
Воспитатель спрашивает:
-Кто обслуживает посетителей кафе? (Официанты). Предлагаю вам выбрать двух официантов.
Официанты приносят детям меню. Дети делают заказ. (Тихо звучит музыка).
Воспитатель:
- Вы заказали сок. Сегодня в кафе есть клубничный сок, мандариновый сок, лимонный. А соки ведь бывают разные. Я предлагаю вам игру «Карусель». Уточним, правильно ли мы называем соки.
3. Дидактическая игра «Карусель».
Дети выбирают пару, образуют два круга: внутренний и внешний. У детей, стоящих во внутреннем круге, в руках картинки с изображением разных фруктов. Дети, стоящие во внешнем круге, называют сок из этих фруктов. По хлопку внешний круг продвигается, пока ребёнок не дойдёт до своей пары. Далее дети перестраиваются, берут другие картинки. Игра продолжается. Дети проговаривают названия соков, слушают друг друга, исправляют ошибки. Воспитатель наблюдает за ходом игры.
4. Рисование в изостудии «Карандашик»
- А теперь я приглашаю вас в художественную студию, которая называется «Карандашик». Вы умеете рисовать удивительно красивые букеты цветов. Постарайтесь украсить ими наше кафе. (Тихо звучит музыка.) На четырёх мольбертах листы бумаги. Дети сами распределяются, кто с кем будет рисовать. Дети применяет разные способы рисования – путём набирания на кисточку красок двух цветов; широкие линии – всем ворсом, тонкие – концом кисти; наносят мазки, прикладывая кисть всем ворсом к бумаге. Затем дети рассматривают рисунки, любуются ими.
5. Исполнение «Песенки крокодила Гены» под караоке.
Дети вместе с воспитателем отправляются в музыкальный центр и поют «Песенку крокодила Гены».
6. Упражнение в счёте.
Посетители кафе снова садятся за свои столики, официанты подходят к ним и просят их расплатиться. Дети согласно меню расплачиваются за свой заказ. (Вместо денег в меню указаны кружочки разных цветов).
7. Итог. Упражнение «Закончите фразу».
Воспитатель:
- Существует много правил поведения за столом, но они легко запоминаются. Соблюдать правила столового этикета приятно и необходимо, они помогают нам хорошо выглядеть во время еды и создают добрые отношения между людьми. Какие правила поведения за столом следует помнить и выполнять?
Упражнение «Закончите фразу» :
- есть и пить надо. (аккуратно, не пачкать скатерть;
- не склоняться низко. (над тарелкой, лишь слегка наклонить. (голову,
- на столе лежат только кисти рук, локти на стол. (не ставим,
- нож в правой руке — вилка. (в левой,
- за столом нельзя говорить. (громко или с полным ртом,
- всегда благодарим за угощение добрыми словами. («Спасибо, очень вкусно!»)
Из предложенного набора картинок воспитатель предлагает детям выбрать те, которые соответствуют правилам этикета и те, которые не соответствуют правилам этикета.
Воспитатель:
- Дорогие ребята, я рада была встретиться с вами в детском кафе «Лакомка». Мы весело и с пользой провели время. Благодарю вас за приятную встречу.
В последующие дни проводится работа по закреплению содержания непосредственно образовательной деятельности с детьми на тему «Первые шаги в мир этикета» :
- следует постоянно обращать внимание на культуру еды у детей: отрабатывать навыки красивого и правильного приема пищи, умение пользоваться столовыми приборами и салфетками, создавать необходимые для этого условия (красота и правильность сервировки);
- организовать игру «Кукольное праздничное застолье»
- почитать рассказ М. Потоцкой «Острое поросячье заболевание».