Шкляревич Татьяна Васильевна
Занятие «Перелетные птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
ТЕМА: «ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ»
Программное содержание:
Цель:
1. Уточнить представления детей о весенних изменениях в неживой природе.
2. Расширить представления о птицах, учить находить сходства и отличия,
3. Воспитывать у детей доброе отношение к перелетным птицам, ко всему живому в природе
Публикация «Занятие „Перелетные птицы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
4. Познакомить детей с понятиями: «лететь «клином», «цепочкой», «стайкой».
5. Расширить и закрепить представления детей о перелетных птицах : аисте кукушке, соловье, ласточке. граче.
6. Упражнять детей в образовании сложных прилагательных;
7. Развить умение ориентироваться на листе бумаги.
Подвести детей к пониманию и запоминанию необходимых терминов и понятий.
8. Продолжать учить детей складывать бумагу, базовую форму воздушный змей, сгибать заготовку пополам
9. Создавать оригами, выполненные многократным складыванием углов
10 Развить произвольное внимание в процессе обучения.
11. Подводить детей к самостоятельному занятию по складыванию оригами.
12 Развивать способность работать руками, мелкую моторику пальцев, глазомер, внимание, память, творческое мышление.
13. Воспитывать у детей доброе отношение к перелетным птицам, ко всему живому в природе.
Демонстрационный материал: иллюстрации перелетных птиц, изготовленная из бумаги ласточка (оригами, аудиозапись голосов и пения птиц.
Раздаточный материал: бумага для складывания. цветные. карандаши. клей карандаш, ,ножницы.
Предварительная работа: наблюдение за птицами во время прогулки; беседа о перелетных птицах, чтение рассказов о птицах.
Словарная работа: перелетные птицы, острый клюв, раздвоенный хвост.
Ход занятия
Воспитатель:
Как приятно проснуться, встать,
Синее небо в окно увидать
И снова узнать, что повсюду весна,
Что солнце и утро прекраснее сна.
Воспитатель:- Сегодня я проснулась от веселого пения и перезвона птичьих голосов за окном. Птицы весело и громко пели свои песни. На улице появились птицы, которых не было зимой. Откуда же прилетело столько птиц?.
Дети: из теплых стран, с юга.
Воспитатель: Почему птицы прилетели к нам?
Дети: они вернулись на свою родину, наступила весна, растаял снег, стало тепло.
Воспитатель: наступила весна, а какая она?
Дети: теплая, светлая, радостная, звонкая, добрая, солнечная, зеленая, ласковая.
Воспитатель: какие изменения происходят весной?
Дети: Снег превращается в воду, появляются первоцветы - подснежники, лопаются почки, появляются маленькие листочки, земля позеленела от пробившейся травки и т. д.
Воспитатель: но самое главное чудо – это то, что именно весной к нам прилетают наши первые друзья и приносят весну на своих крыльях
Воспитатель: Птицы радуют нас не только своим внешним видом, чудной окраской своего оперения, но и своими песнями. Окружающий человека мир полон звуков, и среди них особое место занимают звуковые сигналы птиц.
Воспитатель- Ребята, а вы знаете, что песни у птиц бывают разные? Иногда голос одной и той же птицы меняется. Иногда выражает тревогу, волнение, страх, иногда радость.
-А сейчас послушайте пение птиц и догадайтесь, какое у них настроение Звучит аудиозапись «Голоса птиц в лесу»
-Какое настроение вызвало у вас пение птиц?
Дети: Радостное, веселое,.
-Что мы слышим (чириканье воробьев, щебетание, звонкий голос синиц, карканье ворон)
Воспитатель
Мы слышали как в вышине
Поют свои нам песни птицы,
Поют о солнце, о весне,
И о родимой стороне,
- как называют птиц, которые улетают на зиму в теплые края, а весной прилетают обратно?
- перелетные
— Как вы думаете, какие птицы называются перелетными?
— Каких птиц вы можете назвать?
Дети: Аист, гусь, журавль, лебедь, утка. (Воспитатель показывает картинки с изображением перелетных птиц).
Воспитатель:- Почему эти птицы улетают в теплые края?
Дети: Потому что наступает осень потом зима, кушать птицам нечего и холодно
Воспитатель: все перелетные птицы : лебеди, гуси, утки собираются в стаи и перед перелетом проверяют, хорошо ли научились летать молодые птицы, потому что перелет длинный и сложный. А затем выстраиваются в сложную фигуру, в которой есть свое место для каждой птицы. Такую фигуру называют косяк. Самое ответственное место впереди у вожака.
— Зачем они возвращаются к нам?
Дети: - Это их родина.
Воспитатель : А теперь давайте ребята немного порезвимся
Физкультминутка
За окном сосулька тает,
Ветер тучи рвет в клочки.
Разжимает, разжимает
Клен тугие кулачки.
Прислонился он к окошку
И едва растает снег,
Мне зеленую ладошку
Клен протянет раньше всех.
С. Коган Дети стоят, повернувшись лицом в круг, выполняют 4 прыжка на носочках.
Руки вверх, наклоны вправо-влево.
Руки согнуты в локтях, сжимают-разжимают кулачки.
4 прыжка на 2х ногах.
Наклоны вправо-влево.
Протягивают друг другу ладошки, покачивают руками.
Ребята, а вы умеете отгадывать загадки? Тогда слушайте:
Прилетает к нам с теплом путь проделав длинный,
Лепит домик над окном из травы и глины. (Ласточка)
Кто без нот и без свирели
Лучше всех заводит трели,
Голосистее, нежней, кто же это?. (Соловей)
Эта птица никогда для птенцов не вьет гнезда.
Сядет где-то на суку и кричит:»Ку-ку, ку-ку». (Кукушка)
Всех прилетных птиц черней,
Чистит пашню от червей.
Взад-вперед по пашне вскачь,
А зовется птица… (Грач)
Воспитатель :-Дети, о каких птицах были загадки (о перелетных). А каких еще перелетных птиц вы еще знаете? Почему их так называют? В народе говорят, что весну открывают птицы
– «В деревнях всюду появляются большие стаи грачей и ласточек. Зиму они провели на юге. Они очень спешили на родину и в хорошую погоду делали перелеты по сотни километров в день
В пути их настигала сильная метель. Десятки, сотни слабых птиц выбились из сил и погибли в пути.
Первыми долетели самые сильные. Теперь они отдыхают.
– Как вы думаете, чем в первую очередь будут заниматься птицы, вернувшиеся на родину? (строить, вить гнезда). Что им для этого понадобится? (сухая трава, кусочки ваты, веточки и т. д.) А где строят, вьют гнезда птицы? (на деревьях, на кустах, под деревьями и т. д. – показ картинок).
– Высоко на деревьях видны большие гнезда грачей (обратить внимание на картину). А для чего птицам гнезда? (откладывают яйца, выводят птенцов). Птенцы появляются на свет беспомощными. Как родители заботятся о них? (согревают своим теплом; прячут под крыло, защищая от непогоды; кормят их и т. д.)
– Дети, а какие правила нужно соблюдать придя в лес, по отношению к птицам? (не ловить, не уносить с собой птенцов; не брать в руки яйца, птицы могут покинуть свое гнездо; не разорять гнезда и т. д.)
(Стук в дверь)
Входит почтальон и передает воспитателю конверт
Воспитатель: Ребята для вас письмо. хотите узнать что в нем написано? Давайте откроем конверт и посмотрим,что в нем.
Здравствуйте ребята!
Спешу написать вам письмо! Я со своими подружками-ласточками летела из теплого края. Отвлеклась я от полета, хотела посмотреть, как выглядит природа с высоты птичьего полета, как отстала от своих подруг. И теперь я одна и что мне делать не знаю. Пожалуйста, помогите мне найти моих подруг!
Воспитатель- Посмотрите дети вот и сама ласточка к нам прилетела! Посмотрите, она не простая, а волшебная, она сделана из бумаги А давайте, мы слепим ей подружек-ласточек из бумаги ей не будет скучно и одиноко.
. Воспитатель: Давайте, ребята попробуем сами сделать ласточек. А поможет нам в этом наш старый друг бумажный прямоугольник. Вот он какой
( показ воспитателя: приемы оригами, складывания бумаги)
Воспитатель- А перед тем как мы будем складывать ласточек, мы с вами сделаем пальчиковую гимнастику.
Птицы прилетают.
С наступлением весны,
Птицы прилетают.
Пальцы расставлены, ладони перекрещены. Большие пальцы соединяют, остальными машут, как крыльями.
Возвращаются скворцы,
Работяги и певцы.
Пальцы рук сжимаются в кулаки и разжимаются.
А грачи у лужицы
Ладони раскрыты, соединены чашечкой.
Шумной стайкой кружатся. Круговые движения кистями рук.
Журавли летят торопятся,
Пальцы расставлены, ладони перекрещены. Большие пальцы соединяют, остальными машут, как крыльями.
А малиновка и дрозд,
Занялись устройством гнезд.
Пальцы рук в замок ладони открыты.
Воспитатель- А сейчас продолжаем выполнять работу. Сложили из бумаги наших ласточек,а теперь нужно их оживить. У нас с вами есть волшебные карандаши давайте разукрасим ласточек. Черным цветом заштрихуем туловище,а грудку оставим беленькой. а сейчас нарисуем глазки и клюв
Воспитатель- Ребята, что мы сегодня с вами делали?
Дети: складывали из бумаги ласточек
Воспитатель- Молодцы, ребята! Очень хорошие и красивые ласточки у вас получились. Ласточке очень понравились ее новые подружки. И теперь они вместе будут жить, играть и радоваться теплому солнышку.
Уважаемый Почтальон! Вот мы с ребятами хотим отправить по почте вот этот волшебный конверт и адресуем его ласточке. Перешлите его нашей милой птичке. только очень аккуратно там ее подружки и теперь нашей ласточке будет не скучно.
Итог занятия-
Воспитатель: -Ребята о ком мы сегодня говорили с вами?
Что нового вы узнали сегодня?
Ребята, что мы сегодня с вами делали? –
Из чего мы делали ласточек?
Воспитатель- Ребята,а вы играть любите?.
Упражнение «Отгадай и присядь».
Воспитатель: Сейчас я буду называть перелетных и зимующих птиц, если вы услышите название зимующей птицы, то присядьте; а если название перелетной, то машите руками.
Ворона, соловей, дятел, сорока, голубь, ласточка, синица, грач, скворец,
снегирь, аист, журавль, воробей, цапля и др.
Воспитатель: - Молодцы, ребята! Очень хорошие и красивые ласточки у вас получились. Ласточке очень понравились ее новые подружки. И теперь они вместе будут жить, играть и радоваться теплому солнышку.