татьяна спиченок
Патриотическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с историей родного края
▼ Скачать
Тема: «Патриотическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с историей родного края»
Патриотическое воспитание всегда являлось одной из важных задач дошкольных образовательных учреждений, ведь дошкольный возраст - самая лучшая пора для привития чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у дошкольников любви к своей Родине. А любовь к Родине формируется у детей под влиянием окружающей жизни при целенаправленном воздействии родителей и воспитателей.
Публикация «Патриотическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с историей родного края» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Республика, область, край. Список городов
- Старшая группа
- Темочки
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ
Очень важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что большая Родина – Россия, Российская Федерация, она одна на всех. Патриотизм – это когда тот, кто родился на ее просторах, полюбил ее, прилагает усилия, чтобы она стала еще краше, богаче, стала бы могучей державой. И каждому из нас надо уметь быть ей полезным. А для этого надо много знать и уметь; с детства совершать такие дела, которые были бы на благо своего дома, детского сада, города, а в дальнейшем – и на благо всей страны. Патриотизм, применительно к ребенку дошкольного возраста, определяется, как потребность участвовать во всех делах на благо семьи, детского сада, родного края, представителей живой природы. При этом у детей должно быть наличие таких качеств, как сострадание, сочувствие, осознание себя частью окружающего мира. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят. Патриотизм формируется у каждого ребенка индивидуально. Он связан с духовным миром человека, его личными переживаниями. И наша задача - сделать так, чтобы эти переживания были яркими, незабываемыми.
Цель - формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду.
Для решения поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
2. Формирование бережного отношения к природе и всему живому;
3. Воспитания уважения к труду;
4. Упражнять детей в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится.
5. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада. Главной задачей в патриотическом воспитании должен стать выбор из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступных ему: природа и мир животных; семья, родной дом, детский сад, поселок, край, страна; труд людей, традиции.
Работу по патриотическому воспитанию я начала с создания в группе для детей теплой и уютной атмосферы. Стараюсь, каждый день ребенка в детском саду, наполнить радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми.
Для маленького ребенка первые представления о Родине связаны с родным домом, родителями, близкими людьми, детским садом и даже первыми любимыми игрушками. Поэтому в младшей группе основное внимание уделяется воспитанию любви к самому близкому в семье человеку – маме.
Свою работу с детьми я начала с семьи, постепенно переходя от малого к большему — детский сад, родной поселок, страна. Собирая и рассматривая фотографии, слушая произведения художественной литературы, готовя подарки для членов семьи, участвуя в совместных с родителями мероприятиях, я формирую представления о семье как о группе людей, которые живут вместе, любят, заботятся друг о друге, учат понимать основы взаимоотношений с членами семьи, значение труда взрослых. В процессе работы постепенно подвожу детей к пониманию того, что такое семья. Дети принимают свой дом таким, каков он есть, и любят его. Это чувство «родного дома» ложится в основу любви к Родине. Для меня воспитателя, очень важно, чтобы ребенок полюбил свой детский сад, чтобы жизнь детей была в нем интересной, насыщенной, запоминающейся. Привязанность к садику связана с тем, как много знают о нем дети, как они в нем ориентируются, чувствуют себя хозяевами. Для этого я организовала экскурсии по детскому саду, познакомила с сотрудниками. В младшем возрасте круг интересов детей выходит уже за пределы родного дома и детского сада. С родителями они гуляют по улицам родного поселка, ездят загород, отдыхают в разных местах родной страны. В садике участвуют в различных праздниках, с удовольствием знакомятся с работой родителей. Так начинается формироваться их интерес к социальной жизни. И моя задача, как воспитателя углубить и развивать его. В младшем возрасте необходимо воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту природы, формировать бережное отношение к ней, побуждать желание трудиться в природе. Они удивляются, встречая новый цветок, незнакомое животное, необычное явление. Его вопросы – первые ростки радостного чувства познания природы, интереса к ней, и это нужно поддерживать и укреплять. Я стараюсь в своей работе доступно рассказать детям о том, что дает нам природа, знакомлю детей с правилами поведения в природе. Важное место в патриотическом воспитании принадлежит организации подвижных, дидактических, сюжетно – ролевых игр. Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста, проходит в тесной связи с семьёй.
Для решения поставленных задач использовала комплекс методов:
Словесные - объяснения, указания, похвала, рассказ, беседа, литературные (разучивание, проговаривание стихов, пропевание песен).
Наглядные - показ, имитация, воспитателя в играх и упражнениях, звуковые и зрительные ориентиры.
Практические - упражнения, конкретные задания, игровые приемы.
Работа по решению поставленных задач проводилась с учетом следующих принципов:
• Принцип развивающего обучения, целью которого является развитие ребенка;
• Принцип необходимости и достаточности;
• Принцип интеграции образовательных областей;
• Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;
• Принцип систематичности и последовательности (требует постоянного повторения изученного материала, с рассматриванием его с новых позиций, увязыванием со своим личным опытом, с личными наблюдениями);
• Принцип индивидуального подхода (учитываются особенности каждого ребёнка);
• Принцип доступности (заключается в необходимости соответствия содержания, методов и форм обучения возрастным особенностям обучающихся, уровню их развития);
• Принцип наглядности (выражает необходимость формирования у воспитанников представлений и понятий на основе всех чувственных восприятий предметов и явлений);
• Принцип координации деятельности педагогов, специалистов и родителей( «принцип комплексности»)
• Для выполнения поставленных задач я разработала перспективный
план работы, где были запланированы НОД, беседы, ознакомление с художественной литературой, игры, работа с родителями.
Длительность работы над опытом:
Работа по патриотическому воспитанию детей проводилась мною в течение 3-х лет, с 2019 по 2021 г.
В своей работе я использовала формы работы, направленные на формирование патриотических чувств :
• приобщение детей к культурному наследию, праздникам, традициям, народно-прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм;
• знакомство с семьей, ее историей, родственниками, семейными традициям, составление родословной; с детским садом, его ребятами, взрослыми, играми, игрушками, традициями;
• проведение целевых наблюдений за состоянием объектов в разные сезоны года, организация сезонного земледельческого труда в природе, посев цветов, овощей, посадка кустов, деревьев и др. ;
• организация творческой, продуктивной, игровой деятельности детей, в которой ребенок проявляет сочувствие, заботу о человеке, растениях, животных в разные сезоны года в связи с приспособлением к новым жизненным условиям и ежедневно, по необходимости.
Патриотическое воспитание дошкольников, и прежде всего про-буждение у них любви к родному краю, наиболее успешно осуществляется при комплексном подходе к решению этой проблемы. В чем же в данном случае заключается комплексный подход? Патриотическое воспитание включает в себя решение задач не только нравственного, но и трудового, умственного, эстетического, а также, же физического воспитания.
Можно ли говорить о воспитании любви к родному краю без сообщения
детям определенных знаний о нем? Отбор и систематизация
таких знаний проводятся в соответствии с задачами
воспитания, а также с учетом умственных возможностей
дошкольников : принимается во внимание характер их мышления, способность обобщению, анализу, т. е. уровень умственного развития
ребенка служит своеобразной предпосылкой и необходимым условием воспитания начал патриотических чувств. В процессе воспитания, в процессе ознакомления детей с необходимым материалом создаются благоприятные условия для их дальнейшего умственного развития: детям предлагается анализировать, обобщать то, что они видят в окружающей жизни, или о том, о чем расскажет или прочтет им воспитатель. В процессе работы по патриотическому воспитанию детей решаются также задачи
их эстетического воспитания. Эмоционально воспринимать окружающее детям помогают яркое, живое слово, музыка, изобразительное искусство. Слушая песни и стихи о Родине, о воинах, о труде, о природе родной страны, ребята могут радоваться или печалиться, ощущать спою причастность к героическому.
Искусство помогает детям воспринимать то, чего они не могут непосредственно наблюдать в окружающей жизни, а также по новому представить то, что им хорошо знакомо; оно развивает и воспитывает чувства.
Взрослый учит детей видеть красоту окружающей природы, красоту людей труда. Прогулка в лес, в поле, к реке предполагает решение комплекса задач: познавательной, эстетической, и в конечном счете нравственной.
Окружающий мир обогащает и стимулирует детское художественное творчество. Дети с увлечением рисуют праздники и родную природу, строительство и военные сражения. Чем интереснее и целенаправленнее педагог организует наблюдения окружающего, тем содержательнее становится детское творчество. Работа по патриотическому воспитанию дошкольников связана и с их физическим воспитанием. Будущие граждане своей страны должны расти сильными, ловкими, здоровыми.
Итак, комплексный подход к воспитанию у дошкольников любви к своей Родине, своему краю заключается прежде всего в необходимой логической взаимосвязи разных сторон этого процесса. Комплексный подход — это также взаимосвязь различных средств и методов воспитания. А. С. Макаренко предостерегал педагогов против преувеличения роли отдельных методов, средств, против универсализации этих методов, приемов воспитания.
Патриотизм выступал и выступает главным объединяющим фактором, помогающим народу преодолеть невзгоды, выстоять в трудные периоды истории. Не может считаться цивилизованным общество, если составляющие его граждане не будут ощущать потребности обогатить и приумножить историческое наследие, бережно относиться к своей Отчизне, культурным и историческим ценностям. Как красиво, а главное точно, сказал один из немецких политиков, патриотизм – это горячо любить свой народ, а не ненавидеть другие.
Что подразумевают под патриотическим воспитанием?
• Естественным в этом контексте развития любого общества, нации становиться вопрос, что же такое патриотическое воспитание, а главное какие цели и задачи преследует этот вид воспитательной работы. В связи с этим сразу определим, что в конечном итоге мы ожидаем в результате патриотического воспитания :
• научить подрастающее поколение горячо любить свою Родину, свой народ;
• сформировать чувство сопереживания к судьбе Отечества, все свои усилия направить на служение Родине, ее интересам;
• на основе исторических примеров воспитать высококультурную личность, многосторонне развитого гражданина в нравственном, культурном, физическом отношении.
Понятие патриотизма
Источником патриотизма в любой части света является привязанность к родным местам, традициям своего народа, языку. Уже в XVIII столетии он становится составной частью формирования и развития общества, и отображает значимые вехи в развитии государства и становления гражданского самосознания нации.
Но чтобы определить содержание термина, необходимо обратиться к этимологии слова. В переводе с древнегреческого языка слово «патриотизм» означает «соотечественник», «отечество», а главное отображает любовь к родине, способностью поступиться своими интересами, а порой пожертвовать собой ради ее существования и процветания. Понимая под воспитанием комплекс методов, формирующих личность ребенка, получаем, что патриотическое воспитание, это работа с подрастающим поколением, целью которого формирование патриотических чувств, высоких идеалов служения своему народу. Если обратится к официальным документам, то в федеральном образовательном стандарте одним из требований выступает формирование российской гражданской идентичности обучающихся. Что это, если не патриотизм?
Задачи патриотического воспитания
Среди множества задач патриотического воспитания выделим основные :
• воспитание настоящего гражданина, любящего свою Родину;
• формирование устойчивой привычки поступать в соответствии с общепринятыми в обществе нормами и правилами;
• воспитание гордости за свою Родину, за ее народных героев, знание и уважительное отношение к прошлому страны;
• воспитание гражданина, знающего свои права, уважительно относящегося к правам другого человека;
• воспитание толерантности, веротерпимости, противодействие проявлению экстремизма среди молодежи;
• формирование чувства сопричастности к своей семье, городу, Отечеству, культурно-историческому наследию своего народа;
• формирование чувства верности своему Отечеству и воспитания готовности у подрастающего поколения в любой момент защитить свою Родину.
Роль семьи в патриотическом воспитании
Патриотизм гармонично сочетает национальные идеалы, преданность служению Родины. Любое воспитание, в том числе и патриотическое, должно опираться на национальные традиции, наилучшие духовные и культурные достижения народа.
Структура патриотического воспитания
Определив цели и задачи, легко можно выстроить структуру, определенный алгоритм действий при формировании гражданской позиции личности. Это три основных блока:
Патриотическое убеждение. Это первоначальные знания о своей Родине, своей истории, которые ребенок получает в семьи, а также в младшей школе.
Патриотическое осознание. Этап, когда личность пытается осознать полученные знания, и выразить свое отношение. Главная задача этого этапа – научить ребенка думать, давать оценку происходящим событиям, как прошлого, так и настоящего.
Патриотическая деятельность. На этом этапе ребенок осознает свою сопричастность к судьбе страны, и готовность поступать в соответствии с нормами и правилами, принятыми в обществе.
Все эти компоненты в конечном итоге должны последовательно сформировать у детей ценности, правила и нормы поведения, решить основные задачи патриотического воспитания.
Роль педагога в патриотическом воспитании
Педагоги прекрасно осознают, что подготовка будущих защитников Родины сложная и многогранная задача, требующая высокой квалификации. Поэтому необходимо постоянно улучшать свое мастерство, пополнять понятийный аппарат новыми знаниями, а главное личным примером воспитывать у детей необходимые качества личности, гражданина.
Выводы:
Таким образом: Патриотическое воспитание, это работа с подрастающим поколением, целью которого формирование патриотических чувств, высоких идеалов служения своему народу.
Подводя итог, отметим, что патриотическое воспитание важная часть будущего страны. На основе предыдущих тезисов, сделаем некоторые выводы:
• результатом патриотического воспитания должно стать воспитание гражданина, горячо любящего свою Родину;
• только совместные усилия семьи, педагогического коллектива и государства в вопросах воспитания подрастающего поколения, смогут обеспечить полноценное развитие личности с четкой гражданской позицией;
• воспитывать поколения новой России на героических примерах истории нашей Родины, национальных традициях, культурных и исторических ценностях русского народа.
Но главное в патриотическом воспитании, это личный пример взрослых граждан государства, когда дети в повседневной жизни постоянно будут видеть положительные моменты бережного отношения своих взрослых товарищей к родной природе, краю, к ближнему, своей Отчизне. Не в воздействии на ребенка, а только в сотрудничестве детей с взрослыми, возможно воспитать настоящего гражданина-патриота.
Патриотическое воспитание – это сложный, а главное важнейший компонент общего учебно-воспитательного процесса формирования личности.
Таким образом, патриотическое воспитание детей дошкольного возраста – важная и приоритетная задача всестороннего и гармоничного развития личности ребенка. Фундамент будущего человека закладывается в раннем детстве. Для дошкольного периода характерны начальная обучаемость и податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. Поэтому все, что усвоено в этот период – знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера – оказываются наиболее прочными и являются в полном смысле слова фундаментом дальнейшего развития личности ребенка.