Юлия Егорова
Конспект родительского собрания в младшей группе «Особенности адаптации детей младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект для родительского собрания в младшей группе.
Тема: Особенности адаптации детей младшего дошкольного возраста
Публикация «Конспект родительского собрания в младшей группе „Особенности адаптации детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Адаптация. Родительские собрания
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Родительские собрания в детском саду
- Средняя группа
- Темочки
Адаптация может быть рассмотрена как составная часть социализации и выступая в роли ее механизма. В науке, выделяется два вида адаптации : психофизиологическая и социально-психологическая [3, 23]. Данные виды адаптации имеют тесную взаимосвязь. Социально-психологическая адаптация предполагает при вхождении в новую социальную ситуацию овладение ролью. По результатам социально-психологическая адаптация бывает следующих видов: негативной, позитивной, а по механизму реализации — принудительной и добровольной. Социально-психологическая адаптация включает в себя несколько стадий:
а) стадия ознакомления;
б) стадия ролевой ориентации;
в) стадия самоутверждения.
В адаптацию входит широкий круг индивидуальных реакций, их характер зависит от личностных и психофизиологических особенностей ребенка, от условий пребывания в ДОУ, от сложившихся семейных отношений. Каждый ребенок адаптируется индивидуально.
В то же время, в адаптационном процессе можно выделить следующие закономерности [4, 45].
Во-первых, до двух-трех лет у ребенка пока потребность в общении со сверстниками не сформировалась. Поэтому в данный возрастной период взрослый с ребенком выступает в роли партнеров по игре, являясь образцом для подражания и удовлетворяя потребность ребенка в сотрудничестве и доброжелательном внимании. Сверстники пока не в состоянии дать это ребенку, так как сами в том же нуждаются. В этой связи, нормальный ребенок не в состоянии быстро адаптироваться к ДОУ, так как имеет достаточно прочную связь с матерью, и ее исчезновение из поля зрения вызывает активный протест, особенно если он обладает чрезмерной впечатлительностью и эмоциональностью. Дети двух-трех лет могут испытывать страхи перед новыми ситуациями и незнакомыми людьми, что в наибольшей степени может проявится в ДОУ. Наличие подобных страхов является одной из причин сложной, затянувшейся адаптации ребенка к ДОУ. Зачастую страх перед новыми людьми может ребенка привести к тому, что он станет более ранимым, возбудимым, плаксивым, обидчивым, чаще болеть, т. к. стресс способен истощать защитные силы организма. В период адаптации в раннем возрасте (2-3-й годы жизни) большое значение приобретает уровень социализации, а именно, наличие или отсутствие общения ребенка со сверстниками. Значительное влияние играет формирование таких черт личности как самостоятельность, инициативность, умение в игре решать «проблемы» [24, 29].
Мальчики в трех-пяти летнем возрасте в плане адаптации наиболее уязвимы, нежели девочки, так как на данном возрастном этапе они больше привязаны к матери и как правило очень болезненно реагируют на разлуку с ней. Адаптация для эмоционально неразвитых детей наоборот проходит более легче, так как у этих детей отсутствует сформированная привязанность к матери. Р. Калинина, Л. Семенова, Г. Яковлева отмечают следующий парадокс: чем в более раннем возрасте ребенок будет отдан в дошкольное учреждение (например, до 1 года, тем проще и лучше будут складываться его отношения с коллективом сверстников. Поскольку первоначальный эмоциональный контакт такой ребенок начинает устанавливать не с матерью, а со сверстниками, что не очень хорошо для развитии его эмоциональной сферы, так как в последующем такой ребенок может не в состоянии испытать глубокое чувство любви, сострадания, привязанности. Таким образом, стоит заключить, что чем больше развита эмоциональная связь с матерью, тем сложнее будет реализован адаптационный процесс. Однако, с другой стороны отсутствие прочных эмоциональных связей с матерью может негативно отразиться на дальнейшем развитии ребенка [13, 3]
К процессу адаптации ребенка к ДОУ может подключится кризис трех лет. Это тот возраст, когда ребенок начинает ощущать себя личностью и хочет, чтобы это воспринимали также другие. А взрослые, по мнению ребенка этого не видят и не считаются с его желаниями, так как проще, чтобы было оставить все как было ранее. Исходя из этой логики, ребенок весь становится как натянутая струна, отстаивая перед нами свою личность, и психика его становится более ранима, чем ранее, к воздействию различных факторов окружающей среды, что безусловно влияет на качество адаптационного процесса к ДОУ, об этом свидетельствуют наблюдаемые изменения в повседневной жизни дошкольника.
К трем годам ребенок уже более расположен к контактам с другими детьми и взрослыми. Более того, он в состоянии начать разговор первым. Такие изменения в поведении ребенка указывают на прохождение процесса адаптации к ДОУ. Тем не менее в первые дни пребывания ребенка в ДОУ указывает на то, что некоторые дети утрачивают данное свойство. Такие дети являются замкнутыми и нелюдимыми, все свое время стараются проводить в одиночестве. На смену данной «гордой бесконтактности» является «компромиссная контактность», указывающая на то, что ребенок вдруг сам стал проявлять инициативу с целью вступления в контакт со взрослыми людьми. Однако такая инициатива имеет мнимый характер. Она необходима ребенку в том случае. когда является выходом из сложившегося положения и не имеет направленность на улучшение общения со сверстниками. В такие моменты ребенок как правило весь в слезах подходит к своей воспитательнице, берет ее за руку, и начинает тянуть к выходу, умоляя ее отвести его поскорей домой. В том случае, если ребенок сможет наладить необходимые контакты в группе, процесс адаптации пойдет более эффективней и это станет важным шагом к завершению всего процесса адаптации у ребенка.
Познавательная деятельность ребенка 3 лет имеет тесную связь с игрой. В этой связи, ребенок впервые придя в ДОУ, нередко не интересуется игрушками и не проявляет даже инициативы в этом. У него не проявляется желания познакомится со сверстниками, узнать, что происходит рядом с ним. Познавательную активность не проявляет. Но, в то же время, когда появится интерес к познанию чего-то нового, стрессовая активность будет меньше и скоро исчезнет вовсе.
Под влиянием стресса ребенок обычно изменяется настолько, что в состоянии забыть практически все навыки самообслуживания, которые давным-давно усвоил и которыми мог пользовался в домашних условиях. Его заново приходится умывать и кормить из ложечки как младенца. Он «не умеет» раздеваться, одеваться, а также пользоваться носовым платком. Не помнит слово «спасибо» и в каких случаях его необходимо говорить. В то же время по мере адаптационного процесса ребенка к условиям организованного коллектива, он начинает постепенно «вспоминать» вдруг забытые им навыки, при этом дополнительно легко усваивая новые.
У некоторых детей на фоне стресса, при тяжелой форме адаптации может изменится речь в сторону регрессии. Словарный запас ребенка становится беднее, возникает такое ощущение, что во все он как бы возвращается назад, употребляя при разговоре младенческие или облегченные слова. Предложения скатываются в ранг односложных, включая в основном глаголы. В процессе легкой степени адаптации речь может быть не затронута совсем либо частично. Тем не менее, в любом случае имеются сложности в пополнении активного словарного запаса.
В период адаптационного процесса очень редко сохраняется в пределах нормы. Ребенок может быть либо чрезмерно заторможен или неуправляемо гиперактивен.
В тихий час ребенок может вовсе не сомкнуть глаз, регулярно постоянно вскакивая в кровати. По мере адаптации к ДОУ ребенок постепенно обучается засыпать вне дома. Но этот сон беспокойный, который может прерываться внезапным пробуждением или же всхлипываниями. И только после полной адаптации, ему удастся уснуть спокойно.
На процесс адаптации влияет и аппетит ребенка, чем хуже его аппетит, отсутствующий иногда совсем, тем хуже протекает адаптационный процесс. Намного реже у ребенка можно заметить противоположную крайность, а именно когда напротив он начинает кушать очень много. Нормализация пониженного или же повышенного аппетита, обычно указывает на то, что негативные сдвиги адаптационного периода не увеличиваются, а уменьшаются и в скором будущем нормализуются и другие показатели эмоционального портрета дошкольника. На фоне стресса ребенок может сбросить вес, однако завершив адаптационны процесс, прийти в норму.
Р. Калининой, Л. Семеновой и Г. Яковлевой было проведено исследование в котором [13, 3-4] выделялись три фазы адаптационного процесса :
1) острая фаза, предусматривает сопровождение различными колебаниями в психическом статусе и соматическом состоянии, что может привести к снижению веса, возникновению систематических респираторных заболеваний, нарушению сна, регрессу в речевом развитии, снижению аппетита (длится в среднем один месяц);
2) подострая фаза предполагающая адекватное поведение ребенка, т. е. все сдвиги уменьшаются, регистрируясь только по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, в частности психического, в сравнении со средне статистическим возрастными нормами (длится 3-5 месяцев);
3) фаза компенсации определяется увеличением темпа развития, в результате чего дошкольники к концу учебного года в состоянии преодолеть описанную выше задержку в темпах развития.
Зачастую, адаптационным периодом называют острую фазу общего адаптационного процесса. По наблюдениям психологов в среднем срок этого периода в норме составляет:
- ясли - 7-10 дней;
- в 3 года - 2-3 недели;
- старший дошкольный возраст - 1 месяц.
В период острого адаптационного процесса медиками и воспитателями заполняется лист адаптации [24, 12]. Результаты проживания острой фазы адаптационного периода предусматривают три степени тяжести [35, 40] :
• легкая адаптация предполагает, что сдвиги нормализуются в течение 10-15 дней, ребенок начинает прибавлять в весе, в состоянии адекватно вести себя в коллективе, меньше подвержен различным заболеваниям, в том числе сезонного характера;
• адаптация средней тяжести предполагает, что сдвиги способны нормализоваться в течение месяца, при этом ребенок на небольшой промежуток времени может потерять в весе, также наступить заболевание длительностью от 5 до 7 дней, а также отмечаются все признаки психического стресса;
• тяжелая адаптация продолжительностью от 2 до 6 месяцев. На данной фазе ребенок начинает довольно часто болеть, терять уже приобретенные навыки, может сопровождаться физическим и психическим истощением организма. Данная фаза адаптации может затянуться на очень длительный срок и ребенок может приспосабливаться к организованному коллективу еще много месяцев, если не в состоянии приспособиться совсем. В этой связи, детей с тяжелой фазой адаптацией, которую могут диагностировать у ребенка еще в детской поликлинике, по возможности стоит отдавать в три года в ДОУ, а по возможности ближе к 4 годам, так как адаптационные механизмы будет более устойчивыми.
По мере того, как дети приспосабливаются к дошкольному учреждению, каков уровень тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода, их подразделяют на следующие три основные группы [34, 39].
Первая группа детей, это те, которые нервным срывом демонстрируют реакцию на перемену обстановки, это отягощается простудными заболеваниями. Это является самым неблагоприятным вариантом. Однако, со временем все может наладиться, что, прежде всего зависит от психологического климата дома.
Во вторую составляют дети, не имеющих нервные расстройства, они могут только часто болеть в ДОУ. Так как происходит естественный процесс различными инфекциями. Подобную «прививку» в состоянии выдержать не все дети - у многих начинаются ОРЗ и другие заболевания.
Самую благополучную группу адаптирующихся детей п составляют те, которые посещают садик без существенных потерь, более или менее с желанием. Если по прошествии месяца, ребенок не привык к детскому саду, то не стоит приглядеться и задуматься о том, что его может беспокоить, почему он чрезмерно капризный и раздражительный.
Безусловно, каждый дошкольник может по-своему реагировать на новую ситуацию, однако, существуют общие черты. Как правило сложно адаптируются в дошкольному учреждению единственные дети в семье, особенно излишне опекаемые, имеющие тесную зависимость от матери, неуверенные в себе, привыкшие к исключительному вниманию. Хуже всех чувствуют себя в ДОУ дети имеющие флегматический тип темперамента. Они не в состоянии успеть за темпом жизни ДОУ: они не в состоянии поесть, быстро одеться, выйти на прогулку. Если же воспитатель не хочет понять проблемы такого ребенка, то начинает его еще сильнее подстегивать, при этом эмоциональный стресс действует таким образом, что ребенок еще больше затормаживается, становится еще более безучастным и вялым.
А. И. Баркан, Б. С. Волкова, Н. В. Волкова в своих исследованиях отмечают, что таким детей еще называют индикаторами, которые могут заранее прогнозировать тяжесть адаптационного периода. Это позволяет воспитателям ДОУ вовремя принять необходимые меры. В качестве такого индикатора выступает данные анамнеза, то есть история развития ребенка с указанием всех перенесенных им заболеваний, выражающих отклонения в развитии. При этом наибольшее внимание необходимо уделять перинатальным факторам, т. е., тому, как протекал весь период беременности. Так же наибольшее прогностическое значение имеют факторы социального риска (состав семьи, особенности и характер семейного воспитания).
Отмечается большое количество достоверных данных, убеждающие нас в том, что дети второй и третьей групп здоровья медленнее адаптируются к новым условиям жизни, т. е. чем практически здоровы дети, имеющие первую группу здоровья, тем успешнее они проходят процесс адаптации. Исходя их этого важно понимать, какими заболеваниями болел ребенок до поступления в ДОУ, насколько часто и какой промежуток времени в среднем, длились эти заболевания.
Характер и степень тяжести адаптации этого ребенка в прошлом, выступает в качестве важного показателя, позволяющего сделать правильный прогноз, является например, при поступлении в ДОУ или во время каких-либо других перемен в жизни ребенка [34, 61].
С целью адекватного построения прогноза необходимо учитывать, алкогольную зависимость у родителей, их наследственные заболевания, токсикозы беременности у матери, у ребенка родовая травма, заболевания первых трех месяцев жизни и периода новорожденности.
Довольно часто патология беременности и родов, а также состояние в первые месяцы жизни ребенка, несомненно находят свое отражение на его физическом состоянии, при этом замедляется темп развития функциональной активности всех систем. Стоит выяснять, не было ли задержки локомоторных реакций, когда ребенок стал самостоятельно сидеть, ходить, стоять или ползать.
При анализе социальных факторов важно учитывать бытовые условия ребенка, состав его семьи —неполная, полная, многодетная и др., а также некоторые особенности воспитательных воздействий: характер и стиль общения с ребенком, организация бодрствования, соблюдение режима дня и кормления, то есть те ключевые моменты, от которых может напрямую зависеть развитие функциональной активности мозга ребенка. Ведь хорошо известно, что достаточно тяжело будут адаптироваться дети с неблагополучием социального и биологического плана [16, 77].
Для построения правильного прогноза дальнейшего пребывания ребенка в дошкольном учреждении и выявления всех факторов риска как правило проводят анкетирование родителей, а также проводят беседуют с ними о их ребенке.
На сегодняшний день было разработано большое количество видов анкет для родителей, целью получения необходимой информации об особенностях раннего развития ребенка, его склонностях и привычках. Полученные данные помогут медико-педагогическому коллективу верно организовать жизнедеятельность ребенка в группе детского сада, найдя к нему индивидуальный подход [3, 78].
Существуют неизменные факторы, например, те, которые имеют связь с беременностью или родами ребенка. В то же время, среди множества видов неблагополучий, которые влияют на адаптацию ребенка и выявленных после родов, существует иная группа факторов (социальных, которые стоит избежать: лишение общения со сверстниками и незнакомыми людьми, отсутствие закаливающих мероприятий, пассивное курение, несоответствие домашнего режима режиму в новом для ребенка дошкольном учреждении, неправильное воспитание ребенка; конфликтные взаимоотношения в семье, и т. д. Для того, чтобы ребенок адаптировался к ДОУ как можно быстрей, чем ему необходимо по прогнозу адаптироваться, нужно как можно раньше все устранить, что возможно.