Ирина Веретенникова
Мастер-класс «Организация театральной деятельности в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад к семинару «Проблемы и перспективы решения задач художественно-эстетического воспитания в рамках детско-взрослого сообщества»
Тема: «Организация театральной деятельности в детском саду»
Музыкальный руководитель:
Веретенникова И. А.
(Из опыта работы)
План
1. Проблемы, существующие при постановки спектакля.
2. Решение проблем в процессе работы.
Публикация «Мастер-класс „Организация театральной деятельности в детском саду“» размещена в разделах
- Театр своми руками. Кукольный, настольный, пальчиковый
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» январь 2019
3. Формы работы с родителями по организации театральной деятельности.
В работах психологов и педагогов, посвященных выявлению возможностей развития творческих способностей детей дошкольного возраста, выделяется особая роль театрализованной деятельности. Это обусловлено ее родством с театром - синтетическим видом искусства, соединяющий в себе слово, образ, музыку, танец, изобразительную деятельность (Л. С. Выготский, Б. М. Теплов, Д. В. Менджерицкая, Л. В. Артемова, Е. Л. Трусова, Р. И. Жуковская, Н. С. Карпинская и др.)
С учётом реализации образовательных областей (ФГОС, именно театральная деятельность является очевидным признаком соответствия современным требованиям к организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Через синтез искусств возможна гармоничная интеграция образовательных областей во время использования разнообразных современных форм организации театра. Педагоги смогут стимулировать способность детей к образному и свободному восприятию окружающего мира (людей, культурных ценностей, природы, которая, развиваясь параллельно с традиционным восприятием, расширяет и обогащает его. Но только разумная организация театрализованной деятельности поможет педагогическому коллективу выбрать наилучшее направление, формы и методы работы, рационально использовать кадровый потенциал. Это будет способствовать реализации новых форм общения с детьми, индивидуальному подходу к каждому ребенку, нетрадиционным путям взаимодействия с семьей.
Современные технические средства обучения позволяют разнообразить и расширить возможности инновационных форм организации театральной деятельности. Но основным продуктом работы всегда останется спектакль. Рассмотрим некоторые проблемы, которые возникают в процессе постановки. В основном проблемы связаны не с организацией постановочного процесса, а в работе с детьми.
1. Недостаток жизненного опыта у ребенка дошкольного возраста.
Современные дети не умеют наблюдать за окружающим миром (живой и неживой природой, мало обращают внимание на действия взрослых людей. К сожалению это спровоцировано всеобщей компьютеризацией, убыстренным темпом жизни, недостатком общения с родителями.
2. Плохая техника речи на фоне слабой мускулатуры лица, отсутствие выразительной речи.
Эта проблема всегда существовала в дошкольном возрасте у детей, но сегодня она заметно усугубилась. Причины кроются в недостаточном ознакомлении с художественной литературой: заучивании стихов,
чтения сказок, пересказ рассказов, рассматривания и бесед по картинам. Родители мало разговаривают с детьми о событиях в повседневной жизни.
3. Психологический зажим, неуверенность в собственных силах, пассивность. Ребенок боится, что у него не получится, что он не справится, внутренняя замкнутость мешает раскрепощению и, как правило, полному раскрытию художественного образа.
К сожалению таких детей с каждым годом становится больше. Психологи считают, что причины бывают разные: авторитарность со стороны родителей, старших сверстников, узкий круг общения, особенности физического развития и др.
Эти и многие проблемы успешно решаются в процессе театральной деятельности, но нуждаются в соблюдении некоторых правил. На базе ДОУ необходимо создать условия для организации полезной среды. Важно иметь особый кадровый потенциал, который бы тесно сотрудничал с родителями: воспитатель, логопед, муз. руководитель, театральный педагог, психолог, педагог по изо деятельности, физ. инструктор. В предварительном этапе подготовки к спектаклю специалисты должны вносить свою лепту по своему направлению. Только тогда принцип последовательности и постепенности поможет ребенку преодолеть страхи и комплексы, получить удовольствие и удовлетворение от участия в театральном процессе.
При подготовки спектакля можно выделить десять основных этапов работы:
1. Выбор пьесы или инсценировки и обсуждение ее с детьми.
2. Деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми.
3. Работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с имп-ровизированным текстом.
4. Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев (если есть необходимость). Создание совместно с детьми эскизов декораций и костюмов.
5. Переход к тексту пьесы: работа над эпизодами. Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей.
6. Работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях; закрепление отдельных мизансцен.
7. Репетиции отдельных картин в разных составах с деталями декораций и реквизита (можно условными, с музыкальным оформлением.
8. Репетиция всей пьесы целиком с элементами костюмов, реквизита и декораций. Уточнение темпоритма спектакля. Назначение ответственных за смену декораций и реквизит.
9. Премьера спектакля. Обсуждение со зрителями и детьми.
10. Повторные показы спектакля. Подготовка выставки рисунков детей по спектаклю, стенда или альбома с фотографиями.
На каждом этапы работы приходиться сталкиваться с разными проблемами. Такими как:
- Поверхностное понимание детьми литературного текста.
Для лучшего понимания литературного произведения можно использовать прием «нравственной лесенки». Дети должны расположить героев на лесенке по степени личной симпатии. Этот прием является более точным показателем эмоционального отношения детей к персонажам по сравнению с ответами на вопросы взрослого, помогает обрести уверенность в принятии решения. При рассматривании иллюстраций в книге рекомендуется уделять внимание анализу эмоциональных состояний персонажей. Предлагаются этюды на разыгрывание сюжетов: «Страшный сон», «Гроза», «Щенок».
- Мышечный зажим у детей хорошо снимать упражнениями на напряжение и расслабление: «Марионетки», «Крылья». Данные этюды проводятся в группах на театральных занятиях воспитателями.
- Низкий уровень внимания и воображения, неправильная интонация речи, слабый посыл голоса, шаблонная мимика и др.
Учитывая выявленные проблемы и недостаточный уровень сформированности театральных умений дошкольников, рекомендуется использовать три типа подготовительных упражнений.
Первый тип упражнений используется с целью развития внимания и воображения. Это упражнения, которые учат детей контролировать внимание, сосредоточиваться на том объекте, который в данный момент важнее других (например, «Звуки природы», развивают умение на основе слуховых ассоциаций создавать образы («Театральные шумы»)
Второй тип упражнений формирует умения: понимать и эмоционально выражать различные состояния с помощью интонации, определять состояние человека по схематическим рисункам, выражению лица сверстника или взрослого; находить средства выразительности для адекватного выражения своего настроения с помощью мимики; определять особенности внешнего проявления эмоциональных состояний по различным позам и принимать позы в соответствии с настроением и характером изображаемого героя; определять особенности внешнего проявления эмоциональных состояний с помощью жестов и пантомимиче-ских сценок, подбирать собственные выразительные жесты и са-мостоятельно строить пантомимику («Психогимнастика» Чистяковой)
Третий тип упражнений представляет собой вариант детского аутотренинга и формирует умения психологически настроиться на выполнение предстоящего действия, быстро переключаться с одного действия на другое, контролировать мимику, позу, жесты; тренирует способность изменять свои переживания, выражение лица, походку, движения в соответствии с эмоциональным состоянием. Дети упражняются в самовнушении чувства тяжести, легкости, холода, тепла и др Упражнение «Волшебная палочка» «Мороженое»
При обучении детей средствам выразительности речи рекомендуется использовать знакомые и любимые сказки, которые богаты диалогами, динамикой реплик и предоставляют ребенку возможность непосредственно ознакомиться с богатой языковой культурой русского народа. Разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомима, движения).
Упражнение «Диалогические скороговорки»
Дети делятся на пары и проговаривают диалогические скороговорки.
- Расскажи мне про покупки.
- Про какие про покупки?
- Про покупки, про покупки, про покупочки свои.
- Или
- Мышонку шепчет мышь: «Ты все шуршишь, не спишь!» Мышонок шепчет мыши: «Шуршать я буду тише».
Предложенные стихотворения, считалки и скороговорки могут быть дополнены или заменены педагогом по своему усмотрению «Фантазии о.»
«Звериные скороговорки»
Слишком много ножек у сороконожек.
Наш Полкан попал в капкан.
Хохлатые хохлушки хохотом хохотали.
У четырех черепашек по четыре черепашонка.
и др.
Во всех упражнениях важно предоставлять детям больше свободы в действиях, фантазии при имитации движений. Эффективны упражнения с использованием пиктограмм, ролевые диалоги по иллюстрациям, по фильмам, кукольным спектаклям.
Наряду с традиционными формами организации театральной деятельности : театрализованные занятия, игры - драматизации, спектакли, театральные гостиные, сегодня успешно применяются и не традиционные. К ним можно отнести:
- Проектную деятельность ДОУ с привлечением родителей.
- Мастер классы для педагогов и родителей по изготовлению
к спектаклю, созданию разных видов кукольного театра :
«Театр из рукавички», «Кукла – гармошка», «Маленькие крошки»
(цветных стаканчиков от йогурта, «Театр цветных карандашей»,
теневой театр и др.
- Организация и проведение Арт-кафе «За кулисами»
(знакомство с театральными цехами : гример, художник - декоратор,
звукорежиссер, костюмер, актер, режиссер и др. создателями
спектакля).
-Консультации для родителей «Семейные театральные
традиции» можно завершить конкурсом «Фотосказка», где будут
представлены фотографии семейных театральных постановок.
Рекомендации для родителей
-Поддерживать интерес ребенка к театрализованной деятельности. По мере возможности стараться присутствовать на детских спектаклях.
- Обсуждать с ребенком перед спектаклем особенности той роли, которую ему предстоит играть, а после спектакля - полученный результат. Отмечать достижения и определять пути дальнейшего совершенствования.
-Предлагать исполнить понравившуюся роль в домашних условиях, помогать разыгрывать полюбившиеся сказки, стихотворения и пр.
-Рассказывать знакомым в присутствии ребенка о его достижениях.
-Рассказывать ребенку о собственных впечатлениях, полученных в результате просмотра спектаклей, кинофильмов и т. п.
-Постепенно вырабатывать у ребенка понимание театрального искусства, специфическое «театральное восприятие», основанное на общении «живого артиста» и «живого зрителя».
-По мере возможности организовывать посещение театров или просмотр видеозаписей театральных постановок.
2017 год