Александра Павловна Шамина
Тема: «Организация опытно — исследовательской деятельности дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель познавательно – исследовательской деятельности ребенка : активно – деятельностное познание окружающего мира.
1. Структура детского исследования
Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования);
Выдвижение гипотезы;
Поиск и предложение возможных вариантов решения;
Сбор материала;
Обобщение полученных данных.
2. Правила поведения детей во время экспериментов
(по материалам Л. В. Рыжовой)
Темочки:
Стоять или сидеть на расстоянии от наблюдаемого живого объекта;
Сидеть на расстоянии от предметов, задействованных при нагревании в них жидкостях;
Не дотрагиваться до рассматриваемых предметов, не брать, не получив разрешения педагога;
Работать с предметами (снег, вода, земля, пользуясь салфетками;
Соблюдать чистоту и порядок на своем рабочем месте;
Рассматривать наблюдаемый объект в той последовательности, на которую укажет педагог.
3. Подготовка детей к экспериментированию
Организованные наблюдения в уголке природы и на прогулках с использованием поисковых ситуаций;
Организация практического ознакомления со свойствами природных объектов;
Обучение навыкам ведения специального календаря наблюдения за погодой, жизнью растений, животных;
Чтение художественно и познавательной литературы;
Проведение игр: ситуационных, дидактических и др. ;
Контент - анализ ( использование детского творчества: рисунков, сочиненных детьми сказок, рассказов, загадок, стихов)
4. Отбор материала для экспериментирования
Выбирается материал пригодный для поисково – исследовательской деятельности;
Натуральные объекты природы (вода, песок, лед, растения, семена и др.)
Демонстрационный материал должен быть целостным, с четко выраженными формами, цветом, чист.
Раздаточный материал должен быть в наличии на каждого ребенка;
Теоретические положения рассказа педагога необходимо иллюстрировать рисунками, фото, схемами;
Педагог словесно обозначает все, что видят дети.
5. Создание предметно – развивающей среды
Внести технические средства, оборудование и приборы, необходимые для постановки опыта. Микроскопы, термометр, психрометр (влажность, увеличительные стекла и др.
Художественный материал: иллюстрации к сказкам, репродукции, поделки. В мини – лаборатории: изделия детского творчества.
Создание экологических пространств для экспериментов: уголок опытов, мини – лаборатории на окне, фитополяны и др.
6. Соблюдение структуры организации опыта.
Предварительная работа: знакомство с объектом.
Выбор объекта, оборудования, материалов.
Создание у детей мотивации к участию в экспериментировании.
Постановка цели, задач опыта.
Анализ состояния объекта. Определение проблемы.
Обсуждение вероятного прогноза.
Выработка групповых норм и правил поведения.
Инструктаж по технике безопасности.
Организация опыта (эксперимента).
Распределение обязанностей между детьми по службам: деятельностный, аналитический, диагностический.
Слежение за результатами длительно протекающего опыта.
Завершение опыта.
Оформление диагностических материалов.
Устройство выставки.
Проведение досуга, праздника (обобщение опыта по исследовательской деятельности).
Вывод:
Умения и навыки юного исследователя, полученные в детских играх и в специально организованной деятельности, легко прививаются и переносятся в дальнейшем во все виды деятельности. В сознании ребенка постепенно меняется картина мира. Она становится более адекватной и целостной, отражает объективные свойства вещей, взаимосвязи. В результате происходит непрерывное и постоянное перестроение, переосмысление и осознание ребенком этого мира. Важно помнить, что самые ценные и прочные знания те, которые добыты самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий.