Светлана Макарова
Значение сказки в речевом развитии детей
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время изучению проблемы речевого творчества до-школьников посвящается большое количество научно-исследовательских работ психологов и педагогов. Исследователи отмечают, что развитие в дошкольном периоде творческих способностей, постоянное совершенство-вание речевых навыков, овладение литературным языком являются необ-ходимыми компонентами образованности и интеллигентности в дальней-шем.
Публикация «Значение сказки в речевом развитии детей» размещена в разделах
Важными источниками развития речевого творчества являются художественная литература и фольклорные произведения.
Основная идея опыта:
Предполагаем, что основу способности к сочинению сказок в стар-шем дошкольном возрасте составляет взаимосвязь ее компонентов, что бу-дет являться структурой способности:
1-ый компонент: Придумывание сказки - умение ребенка отличить сказку как жанр от других жанров, почувствовать особенности ее стиля, языка, а также знание ее композиционного состава (построения) и видов (классификация по признакам).
2-й компонент: Развитая наблюдательность и память на образы ска-зок (персонажей, сюжетику).
3-й компонент: Связная выразительная речь, ее грамматическая оформленность, необходимый для сочинения сказок словарный запас.
4-й компонент: Склонность к театрализации, к умению брать на себя роли при разыгрывании сценок, спектаклей по мотивам народных и ав-торских сказок.
5-й компонент: Наличие оригинальной фантазии, склонность к вы-думкам, как незаменимое условие при придумывании сказок.
Педагогическими условиями формирования способности к сочине-нию сказок будут являться :
- Благоприятные среда, способствующая словесному творчеству (оформление группы "В гостях у сказки", наличие всех видов театра и прочее);
- Эмоционально - положительное и культурно - этическое общение педагога и детей по поводу фольклора;
- Активизация педагогом различных творческих проявлений в обла-сти слова у детей, совершенствования навыков выразительного чтения и рассказывания по воображению.
- Наличие специальной методики работы и программы по формиро-ванию способности к сочинению сказок.
Длительность работы над опытом Диапазоном опыта является единая среда воспитательно-образовательного процесса (занятия, экскурсии)
Теоретическая база опыта В условиях современного дошкольного образования проблема формирования и совершенствования речевых умений детей посредством использования произведений устного народного творчества в последнее время стала весьма актуальной и животрепещущей темой для обсуждения в научных педагогических трудах. Обращенность к историческим духовным ценностям, традициям русского народа в настоя-щий момент приобретает широкий размах в среде педагогов и психологов. Разумное внедрение в быт, в различные виды деятельности некоторых элементов народности (изобразительное творчество, словесное) в том чис-ле и знакомство со сказками, должно носить целенаправленный, последовательный характер.
На это в свое время обращали внимание видные ученые деятели прошлого: Е. И. Тихеева, А. П. Усова, К. Д. Ушинский и другие.
В исследованиях отечественных ученых Л. А. Венгера, Л. С. Выгот-ского, А. В. Запорожца, а также педагогов Н. П. Сакулиной, Е. А. Флериной и других подчеркивается, что дошкольный возраст - период активного творческого развития личности ребенка в целом, когда развиваются и совершенствуются все психические процессы (восприятие, мышление, вооб-ражение, становятся произвольными внимание, память, формируется связная речь. Полноценное владение русским языком в дошкольном воз-расте благотворно отражается на интеллектуальном, нравственно - этиче-ском, художественно-эстетическом развитии детей в сензитивный период.
В тоже время ученые отмечают, что ближе к 5-му году жизни у детей наблюдается интерес к словесному творчеству (придумывание сказок, небылиц) / Л. В. Ворошнина, М. М. Рыбакова, СМ. Чемортан, А. Е. Шибицкая и другие /. Еще ранее (к 2 - 3 годам) - интерес к звучащему слову, что получило название феномена "словотворчества" (по К. И. Чуков-скому).
Но, если этот феномен проходит к 6-7 годам, благодаря расширению детского кругозора, социальному опыту ребенка, при котором потребно-сти "словотворить" отпадает за ненужностью, то сформированность речи, подкрепленная интересом к литературным и народным произведениям, дает возможность ребенку, подключив бурную фантазию, попытаться придумать свое "произведение", похожее на сказку, рассказ или стихотво-рение.
Анализ научно - педагогической и методической литературы по проблеме речевого творчества (речетворчества) или словесных сочинений свидетельствует о том, что оно не возникает само по себе. В его основе ле-жит восприятие художественных произведений литературы, фольклора /Н. С. Карпинская, Н. А. Орланов а, Н. М. Пьянкова, О. С. Ушакова и другие/. Особое место в словотворческом процессе по праву занимает русский фольклор, а точнее один из самых излюбленных детьми его жанров - сказ-ка.
Любовь к сказке, интерес к ней возникает в раннем детстве и сопро-вождает человека на протяжении всей его жизни. О роли и значении сказок в формировании положительных качеств характера и психических процес-сов для детей дошкольного возраста написано много. Значимость народ-ной сказки подчеркивал К. Д. Ушинский. О сказках и их роли положитель-но отзывались В. Г. Белинский, А. С. Пушкин.
"Народные сказки способствуют усвоению всех форм языка, которые дают возможность выработки у детей собственных речевых навыков при рассказывании" - писал К. Д. Ушинский.
Сказка проникает во все виды деятельности ребенка. Она лежит в основе изобразительной деятельности (исследования Т. С. Ко-маровой, Н. М. Сокольниковой и другие); музыкальной деятельности (С. И. Букатина, Ш. А. Ветлугина, О. П. Радынова и др.); игровой (Т. А. Антонова, Н. Я. Михайленко, Д. Б. Эльконин и другие). Особым же вниманием сказка пользуется в художественно - речевой деятельности.
Современные отечественные исследователи, а также методисты, за-нимающиеся обучением дошкольников творческому рассказыванию, ис-пользуют сказку в качестве образца, по которому ребенок смог бы придумать аналогичный вариант сказки /Н. Е. Веракса, О. М. Дьяченко и др.); обучая детей анализу сказок - цепочек, развивают умение схематично ис-пользовать основу таких сказок в собственных сочинениях (Л. Е. Стрель-цова, Н. Тамарченко и другие).
Эти и другие педагоги - исследователи отмечают незаурядные воз-можности детей старшего дошкольного возраста в придумывании неорди-нарных сказок с последующим их не менее уникальным рассказыванием. Они свидетельствуют о том, что, как правило, такие сказки являются ком-бинированием сюжетов знакомых сказок или героев / Л. И. Божович, A.M. Бородич, М. М. Рыбакова, А. Е. Шибицкая и другие).
Интерес к словесному творчеству в старшем дошкольном возрасте прослеживается практически у каждого ребенка и выражается в различных его формах таким образом, что у кого-то из них это "сочинение" действи-тельно оригинально, а у кого нет. Но придумывают все дети. Их воссо-здающее воображение, память побуждают к самостоятельной попытке ре-ализовать свои замыслы сказки истории словесно. С точки зрения творче-ства вообще, объективно нового ребенок при этом не создает.
Ценность процесса сочинительства сказки ребенком - в его субъективной новизне (Т. С. Комарова, Е. А. Флерина и другие, поскольку ребенок сам придумывает сказку, своими словами, на основе своего замысла начинает осознавать свою способность к сочинительству, несмотря на опе-рирование знакомыми сюжетами и персонажами. Комбинирование и заим-ствование на мой взгляд, говорит о хорошей памяти на образы сказок и аналитическом свойстве ума ребенка, благодаря которым у него развива-ется способность к нахождению индивидуальности в области речетворче-ства.
Ученые подчеркивают, что главное, чтобы ребенок умел различать сказочный вымысел и правду жизни при сочинении сказок, мог критически относиться к собственным сочинениям, чтобы у него не развился ложный обман /A.M. Бородич, В. А. Сухомлинский и другие)/. Поэтому необходи-ма помощь со стороны взрослого в этом развивающем и увлекательном процессе. И поскольку словотворчество благоприятствует совершенство-ванию всех сторон личности ребенка, то в необходимости развития спо-собности к придумыванию сказок нельзя сомневаться.
Данные этих и других исследований показывают, что проявления у детей литературно-творческих способностей, можно увидеть уже в до-школьном возрасте.