Наталья Рынина
Консультация для родителей «Фонетика в речевом развитии детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Основным средством общения ребенка со взрослым, средством передачи различной информации, побуждения их к действию является речь. Еще до того, как ребенок научиться говорить, он реагирует на интонацию речи взрослого. Постепенно малыш начинает вслушиваться в слова, пытается повторить их. К. И. Чуковский обращал внимание, что уже на третьем году жизни некоторые малыши замечали неправильность произношения у своих сверстников и даже пытались их исправить. Ребенок не всегда может сразу правильно произнести услышанное слово: сохранить слоговую структуру, четко выговаривать все звуки.
Публикация «Консультация для родителей „Фонетика в речевом развитии детей“» размещена в разделах
Внятность и чистота речи зависят от состояния и подвижности артикуляционного аппарата, от неразвитости, вялости мышц языка, нижней челюсти, мягкого неба, губ и как следствие их недостаточная подвижность. Большое значение для правильного развития произносительной (звуковой) стороны речи так же имеет и речевое дыхание. Именно оно обеспечивает наилучшее звучание голоса.
Чтобы научиться говорить, чисто и правильно произносить слова, ребенок должен хорошо слышать звучащую речь. Искажение слуха или просто плохой слух ведут не только к искажению ребенком слов, но и к снижению словарного запаса, к появлению в речи ошибок грамматического плана. В старшем дошкольном возрасте идет процесс интенсивного развития фонематического слуха дошкольника, т. е. умения отличать одни речевые звуки (фонемы) от других. Это отличие друг от друга гласных звуков, твердых и мягких согласных звуков. В подготовительной группе вводятся обучение детей тому, что звуки отличаются друг от друга звонкостью или глухостью при одинаковой артикуляции (речь идет о парных согласных).
Из всего вышесказанного следует: для того чтобы выработать у ребенка хорошую дикцию, обеспечить четкое и благозвучное произношение им слов и каждого звука в отдельности, необходимо развивать его артикуляционный аппарат, речевое дыхание. Совершенствовать фонематический слух, учить ребенка слушать речь, различать звуки не только при произношении, но и на слух, правильно производить их в слове.
Усвоение ребенком звуковой стороны слова – сложный процесс. Усвоение и совершенствование его происходит во время общения ребенка с окружающими, в различных видах деятельности.
Способствуют этому различные словесные игры и упражнения, дидактические игры, чистоговорки, скороговорки, загадки, отрывки из стихотворений, считалки, потешки.
Наиболее плодотворным является непосредственно образовательная деятельность. На занятиях эта работа организована на более высоком уровне, с учетом потенциальных интеллектуальных и речевых возможностей детей. Даже во время физкультминуток, пальчиковых и других расслабляющих игр детей побуждают четко произносить текст той или иной игры, считалочки и т. п.
Чтобы в дошкольном возрасте стало возможным изучение звукового строения слова, воспитатель ставит перед собой и решает такую задачу - заинтересовать ребенка и с помощью игр и упражнений доступно ввести в сложную, новую для него языковую область, где он получит начальные представления о звуковом процессе, начальные знания о звуковой форме слова.
Источник:
1. Журова Л. Е. Обучение детей грамоте // М. Школа – Пресс - 2000.
2. Журова Л. Е., Варенцова Н. С. Обучение дошкольников грамоте // М.
Школа – Пресс – 2000.
3. Варенцова Н. С. Подготовка к обучению грамоте в детском саду // Самара
– 1993.