Татьяна Владимирова
Роль прогулки в речевом развитии детей
▼ Скачать + Заказать документы
В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие.
Под связной речью мы понимаем развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно, правильно и образно. Это показатель общей речевой культуры человека.
Публикация «Роль прогулки в речевом развитии детей» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Прогулки. Конспекты прогулок
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Давно установлено, что к старшему дошкольному возрасту проявляются существенные различия в уровне речи детей. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, он может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре.
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т. к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким.
Проблема развития речи детей серьезно беспокоит всех, кто связан с практическими вопросами дошкольного образования. Воспитатели в большинстве случаев отмечают недостаточный уровень связности в речи своих воспитанников (как в диалоге, так и в монологе).
Вот и в своей работе я наблюдаю, что у многих детей :
- Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь.
-Недостаточный словарный запас.
-Бедность диалогической речи: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ.
- Не способность построить монолог.
-Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонацию, регулировать силу голоса и темп речи.
-Плохая дикция.
Работа по развитию речи ребенка в детском саду осуществляется не только во время непосредственно образовательной деятельности, но и во всех режимных моментах.
Большое значение для развития речи дошкольника имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений об окружающей жизни и в процессе наблюдений за природой.
Я хочу поделиться своим опытом работы по развитию речи детей на прогулке.
В ежедневный план проведения прогулок я включаю наблюдения, подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые игры, художественное слово, опыты и эксперименты, труд.
Традиционно материал наблюдений в природе распределяю по временам года: осень, зима, весна, лето. Целью этих наблюдений является формирование конкретных представлений о каждом сезоне, обогащение, расширение и активизация словарного запаса детей.
– формирование обобщающих понятий (воробей, голубь, синица – зимующие птицы; берёза, осина, рябина – деревья; шиповник, малина, жимолость – кустарники);– расширение запаса синонимов и антонимов (весенние ручьи шумят, звенят, журчат; вьюга крутит, вертит, заметает; дерево – высокое, а кустарник – низкий; летом трава сочная, а осенью сухая; у берёзы листья маленькие, а у тополя большие).
Подбираем с детьми прилагательные: «Весна какая?-теплая, красивая; Дождь какой?- сильный, холодный, моросящий». Глаголы: «Ветер что делает?-дует, завывает». Выделяем характерные признаки сезона (ветер, дождь, похолодание - осень, холодно, снег, метель - зима, солнце пригревает, день стал длиннее - весна, идет дождь, радуга, гром, солнце печет, жарко - лето).
Летом и осенью рассматриваем листья с разных деревьев, называем их: кленовый, березовый, дубовый, липовый, осиновый, тополиный.
Рассматривание сезонной одежды людей помогает обогатить и активизировать словарь детей по темам «Одежда» и «Обувь».
Во время прогулки я использую художественное слово Детям нравится слушать стихи русских поэтов о природе. С помощью их пополняется словарный запас красивыми эпитетами, определениями. (Например, «Сельская песенка» А. Плещеев, «Зима» И. Суриков).
На прогулке очень эффективны загадки во время наблюдений, труда в природе. Предметы и явления в них знакомы детям, они видят их часто перед глазами.
Пришли мужички без топоров
Срубили избу без углов (Муравьи).
А про паука:
«Серый маленький Денис
На веревочке повис».
На прогулке загадываю детям загадки о явлениях живой и неживой природы, о растениях, животных, птицах, насекомых. Предлагаю детям загадать загадки, какие они знают. Желающие загадывают, мы угадываем. С детьми пробуем придумывать свои загадки-описания, в которых называются реальные признаки предметов или явлений. Говорю: «Давайте попробуем придумать свои загадки! Вот что я придумала: Длинная, сладкая, оранжевая, гладкая. Попробуйте и вы придумать свою загадку!». У некоторых детей получается. Например: «Круглое, желтое, с лучиками». (Катя З., 5 лет); «Растёт в огороде, зелёный, с пупырышками». (Алина В., 5 лет). Мы создали самодельный альбом со своими загадками. На его страницах дети нарисовали картинки-отгадки. Альбом демонстрировали родителям.
Во время сезонных наблюдений знакомлю с народными приметами, пословицами, песенками и закличками из народного фольклора. Дошкольники с удовольствием повторяют приговорки при наблюдении за природными объектами «Радуга-дуга, не давай дождя, давай солнышка-колоколнышка!», «Божья коровка, лети на небо, там твои детки…».
Ежедневно планирую подвижные игры, в ходе которых также происходит речевое развитие. Без считалки не обходится проведение большинства подвижных игр, они предназначены для расчета играющих. Мои дети знают разные считалки и с удовольствием вызываются посчитать товарищей.
Есть подвижные игры с проговариванием слов в ходе игры. Речевые подвижные игры - один из методов стимулирования и развития речи дошкольников. Они учат детей быть внимательными к своей речи и речи взрослого, слышать и корректировать речевые ошибки, правильно произносить звуки, развивают интонационную выразительность речи.
Например, игра «Мороз-Красный нос». Водящий говорит: «Я-Мороз-Красный нос, кто из вас не боится в путь-дороженьку пуститься?». Дети отвечают: «Не боимся мы угроз и не страшен нам Мороз!». Или игра «Гуси-гуси», «У медведя во бору», «Мышеловка»; хороводные игры «Карусель», «Мы на луг ходили». Подвижные игры развивают коммуникативные качества ребенка.
На прогулках организую сюжетно- ролевые игры. В процессе игры дети расширяют словарь, развивают диалогическую речь. В сюжетно-ролевой игре дети рассказывают о своем плане действий, предлагают и просят помощь, привлекают друг друга к взаимодействию.
Использую различные дидактические игры, с помощью которых можно расширять и углублять знания о природе, а также развивать речь. Это предметные игры — игры с листьями, цветами, овощами: «Чудесный мешочек», «Детка, детка, где твоя ветка?» и т. д. В этих играх уточняются, конкретизируются и обогащаются представления о свойствах и качествах предметов.
Очень эффективными для активизации мыслительной деятельности и развития словаря детей является игра «Хорошо – плохо». Эта игра основана на выявлении противоречий в предметах и явлениях. Например, мы с детьми рассуждаем: дождь-хорошо, поливает растения, плохо-нельзя гулять. Ветер-хорошо, охлаждает в жару, плохо-ломает ветки деревьев.
В игре «Хорошо – плохо» словарь детей обогащается антонимами, синонимами, обобщающими словами, у детей развиваются навыки речи-рассуждения.
Опыты и эксперименты, изучающие свойства снега, воды, песка расширяют кругозор ребенка, а вместе с ним обогащают словарь : Снег белый, мягкий, холодный; лед твердый, прозрачный, гладкий.
Коллективный труд дает возможность формировать трудовые навыки и умения одновременно у всех детей группы. Во время коллективного труда формируются умения принимать общую цель труда, согласовывать свои действия, сообща планировать работу. Общение в процессе труда пополняет словарь названиями орудий и предметов труда, трудовых действий, результатов труда.
Конечно, в воспитании и образовании детей большое значение имеет преемственность дошкольного учреждения и семьи. И никакая работа не принесет должных результатов, если не будет помощи родителей. Поэтому, родители наши главные помощники.
Я попросила родителей подготовить с детьми рассказ об интересных событиях в их семье: поездка на природу, в зоопарк и т. д., сделать совместные рисунки или фотографии. В детском саду дети с удовольствием рассказывали о своих впечатлениях, демонстрировали рисунки. У нас получился замечательный альбом!
Для родителей я разработала ряд консультаций: «Развиваем речь детей через наблюдения в природе», «Летний отдых с детьми на природе». Разместила в родительском уголке произведения художественной литературы о природе.
На последнем родительском собрании родители поделились опытом и рассказали, как они проводят прогулки дома.
Подводя итоги проводимой работы, я отмечаю, что:
У детей возрос интерес к речевой деятельности на прогулке.
Дети стали более активны и любознательны.
Речь стала образнее и богаче.