Елена Авдеева
Опыт работы «Развитие связной речи старших дошкольников посредством мнемотехники»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель моей деятельности: развитие связной речи старших дошкольников посредством мнемотехники.
Задачи педагогической деятельности:
1. Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи;
2. Развивать у детей умение с помощью графической аналогии понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи по мнемотаблице и коллажу.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Опыт работы, практика
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2023
3. Создать условия для развития связной речи :
- Разработать и апробировать серию занятий с использованием мнемотехники
- Создать наглядный материал включающий в себя приемы мнемотехники
- Повысить компетентность родителей в вопросах развития связной речи.
Моя работа разделилась на следующие этапы:
Подготовительный этап
Изучение теоретических аспектов по данной проблеме в педагогике и дидактике (я ознакомилась с работами ведущих авторов по данной проблеме).
Проведение мониторинга эффективности педагогических действий, направленных на развитие связной речи моих воспитанников.
Основной этап
Создание системы работы по развитию речи с испльзованием мнемотехники, её апробация в работе с детьми, родителями, совершенствование предметно-пространственной среды по развитию речи.
Рефлексивный этап
Оценка эффективности проведенной работы, обобщение, определение перспектив.
Изучив теоретические аспекты речевого развития, я организовала педагогическое наблюдение с целью определения уровня эффективности педагогических воздействий на детей по развитию связной речи.
Результаты получились следующие:
Дети группы:
• Имеют недостаточный словарный запас;
• У них недостаточно развита связная, грамматически правильная диалогическая и монологическая речь.
• Отмечается бедное творческое мышление, воображение, слабо развиты коммуникативные умения и навыки.
Также я оценила через анкетирование и беседу с родителями уровень их компетентности по вопросам речевого развития. Результаты показали заинтересованность родителей в вопросах развития речи, но низкую педагогическую грамотность.
Проанализировав развивающую предметно-пространственную среду по развитию речи в группе, я сделала вывод, что она требует пополнения, особенно, что касается дидактического материала.
В своей работе я взяла за основу мнение великих педагогов, считающих, что одним из факторов, облегчающих процесс становления связной речи является наглядность.
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному.
Начинала работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходила к мнемодорожкам, и позже – к мнемотаблицам. Мнемотаблицы и схемы я использовала во всех образовательных областях. Простейшие схемы одевания, формирования культурно-гигиенических навыков, экологических представлений, схемы выполнения физических упражнений, перестроений, алгоритм выполнения поделок и т. д. Опираясь на опыт педагогов, я разработала мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков, обогащают словарный запас детей. Для детей среднего возраста я использовала цветные мнемотаблицы, так как у детей в памяти остаются отдельные образы. Позже – усложняла или заменяла другой заставкой – изобразить персонажа в графическом виде. Для детей старшего возраста схемы создавала в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость символических изображений.
Мнемотаблицы я использую для : обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при пересказах, при отгадывании и загадывании загадок. Особенно эффективны мнемотаблицы при разучивании стихотворений.
Основная задача взаимодействия с семьей – обеспечение полноценного развития ребенка. В работе с родителями я использую формы взаимодействия: родительское собрание, проведение анкетирования, консультации, где знакомила с технологией мнемотехники, создала папки – передвижки с наглядной информацией по теме, индивидуальные беседы с родителями.
Большой эффект также имели и нетрадиционные формы взаимодействия: родители были впечатлены результатом применения мнемотаблиц на открытом занятии, я предлагала мнемотаблицы родителям для разучивания стихов дома. Также родители оказали помощь в изготовлении мнемотаблиц, дидактических игр на их основе.