Светлана Белова
Приобщение к языку своего народа
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов
«Приобщение к языку своего народа».
В дошкольном возрасте происходит удивительный по своему значению для развития ребенка процесс приобщения и овладения языком своего народа.
Успехи развития языка у ребенка за этот сравнительно короткий период жизни до школы поразительны. Ребенок усваивает родной язык, прежде всего подражая живой разговорной речи окружающих. Сокровищница богатейшего русского языка открывается перед ним в блестящих произведениях устного народного творчества. Совершенные образцы его — потешки‚ песенки, прибаутки, пословицы, загадки, сказки — он не только слышит, но повторяет и усваивает их. Они входят в его язык, разумеется, в доступном для него содержании. разговорный язык и произведения устного народного творчества. Тесно переплетаются между собой в своем влиянии на ребенка. Но наблюдается одна закономерность: сильнее их влияние там, где произведение народного словесного творчества органически вплетены в живой разговорный язык. В семье обычно так оно и происходит. Окружающие ребенка люди употребляют и пословицу, и прибаутку, и загадку; ребенок схватывает те или иные выражения, усваивает их смысл и сам начинает их употреблять. Поэтому у родителям, и воспитателям надо специально заботиться о том, чтобы в живом слове, которое слышат дети повседневно от взрослых, звучали эти драгоценные зерна. Только при этих условиях язык ребенка будет живым и ярким. Мы должны вводить детей в сокровищницу нашего богатейшего языка, но для этого мы сами должны уметь пользоваться ее сокровищами.
Публикация «Приобщение к языку своего народа» размещена в разделах
Русский язык ни с чем не сравним по образности, поэтичности, точности. Блестящим примером образности языка является язык русских народных сказок. Разумеется, сказки оказывают свое влияние на язык ребенка, и, чем чаще он их слышит, тем в большей степени впитывает он гармонию слов. Употребление пословиц, поговорок, тех или иных образных выражений естественно в языке взрослых. Сказанные взрослыми при тех или иных обстоятельствах жизни ребенка, они будут выполнять свою роль. Нужно только всемерно остерегаться искусственности, что неизбежно произойдет, если употреблять их нарочито, лишь для придания речи «красивости».
Народные выражения живы только тогда, когда употреблены к месту и времени. Припевками, приговорками издавна пользуются в воспитании детей, особенно самых маленьких, для того, чтобы привлечь их внимание, успокоить, развеселить, «поговорить».
Такие процессы в жизни маленького ребенка, как одевание, купание, требуют сопровождения словом, и здесь русское народное творчество незаменимо. Оно создает своеобразный язык матери.
Забота о чистоте родного языка тесно связана с тем, как мы говорим сами, взрослые, насколько заботимся о том, чтобы наш язык, наша речь давали детям богатую пищу.
Основная задача воспитателя- привить детям любовь к художественному слову, уважение к книге. Лишь в результате целенаправленного воспитания возможно формирование эстетического воспитания, и на этой основе — развитие детского художественного творчества. Речь становится образной, непосредственной и живой в том случае, если у ребенка воспитывается интерес к языковому богатству, развивается умение использовать в своей речи самые разнообразные выразительные средства. Важнейшими источниками развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе и малые фольклорные формы (пословицы, поговорки, загадки, потешки, считалки, фразеологизмы).
Малые формы фольклора в воспитательно-образовательной работе с детьми используются в интегрированной форме как на занятиях, так и в режимных моментах (игра, досуг, прогулка и другие режимные моменты). Работа строится на следующих основных принципах:
1. Тщательный, обусловленный возрастными возможностями детей, отбор материала.
2. Интеграции работы с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей (развитие речи, ознакомление с природой, различные игры).
3. Активное включение детей.
4. Использование развивающего потенциала малых форм фольклора в и речевой среды максимально.
В средней группе ознакомление с художественной литературой осуществляется с помощью литературных произведений разных жанров. В этом возрасте необходимо учить детей слушать сказки, рассказы, стихи, а также следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям. Очень важно обращать внимание детей на образный язык сказок, рассказов, стихотворений, привлекая детей к повторению запомнившихся им отдельных слов, выражений, песенок персонажей.
Например, после слушания сказок «Козлятки и волк», «Кот, петух и лиса» можно предложить детям повторить песенки действующих лиц. Усваивая содержание сказки, дети учатся передавать слова разных героев. И даже если они повторяют интонации воспитателя, это закладывает основы для дальнейшего самостоятельного развития интонационной выразительности в более старшем возрасте.
Народные сказки, песенки, потешки, загадки дают образцы ритмической речи, знакомят детей с красочностью и образностью родного языка. Ребенок легко запоминает такие образы, как «петушок- золотой гребешок», «козлятушки- ребятушки», «коза-дереза» и другие. В средней группе уже проводится моделирование эпизодов сказки- так дети легче могут усвоить ее образное содержание, Нарисовав ушки, ребенок видит не просто кружок, а зайчика, который убегает от лисы. выкладывая на листе бумаги елочку и сугроб, ребенок ярче представляет себе, ак снегом «все тропинки замело». Когда речь ребенка становится средством общения с взрослыми и сверстниками, предусмотрены формирование правильного звукопроизношения‚ развитие элементов связной речи. Потешки‚ скороговорки, пословицы, поговорки являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи.
Все произведения устного народного творчества несут в себе очень богатое содержание, что используется на занятиях для формирования пространственно—временных представлений, развития фантазии, расширения кругозора, развития моторики, скоординированности движений.
Многие произведения устного народного творчества- это еще и игра.
Веселая, динамичная, познавательная, очень любимая детьми. В процессе игр-забав развивается не только речь, но и мелкая моторика, что готовит руку ребенка к письму.
С помощью малых форм фольклора решаются практически все задачи методики развития речи.