Светлана Фёдорова
Конспект логопедической НОД «Обитатели морей и океанов»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательные цели. Совершенствование лексико – грамматических средств языка и развитие самостоятельной развёрнутой фразовой речи.
Развивающие цели. Развитие связной речи, слухового и зрительного внимания и восприятия, мышления,, тонкой моторики, координации речи с движением, вкусовой и тактильной чувствительности (развитие чувства кожного стереогноза)
Воспитательные цели. Воспитание доброжелательности, навыков сотрудничества, самостоятельности, активности, инициативности.
Публикация «Конспект логопедической НОД „Обитатели морей и океанов“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Морские обитатели. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2016
Оборудование. Мультимедийное оборудование, CD с записью звуков океана, детских песен CD-проигрыватель, набор игрушек «Обитатели морей», набор для штриховки.
Предварительная работа. Чтение и просмотр книги М. Д. Махлина «Жизнь в солёной воде», энциклопедии «Обитатели морей и океанов», художественной литературы Л. Н. Толстого «Акула», беседы по теме, просмотр телепередач о животных морей и океанов, слайдов, плакатов из альбомов «Живая природа. В мире животных», «Мир природы. Животные», создание в группе зоны «Мир морей и океанов».
Разучивание стихотворений, песни, подвижной игры.
Ход занятия
Организационный момент.
Логопед : Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости. Им захотелось узнать чему вы научились, а вы покажите свои знания и умения. Посмотрите как они все по – доброму на нас смотрят. И мы с вами приветливо и с улыбкой скажем: «Здравствуйте!»
(Проходим на ковёр, звучит («Океан безмятежности» № 1) На экране морской пейзаж. (Слайд 1)
Л: Мы отправляемся в путешествие по морским глубинам. Помните мы учили стихи о морских обитателях? Пожалуйста, Андрей.
(Слайд 2)
Что за звезды в глубине
На песке лежат на дне?
На вопрос ответить просто:
На песке — морские звезды.
(Слайд 3)
Л: Артур
«. Ну что это за рыба? —
По морю ходят толки. —
Не рыбы, а булавки,
Не рыбы, а иголки».
(Слайд 4)
Л: Послушаем Стаса.
Электрические скаты
Неуклюжи, простоваты.
Но любого ненароком
Сильно ударяют током.
(Слайд 5)
Л: Алина.
Дельфины — жонглеры, певцы, акробаты,
Дельфины смышленые очень, ребята.
Дельфины считают, дельфины читают
И даже детишек на спинах катают.
(Слайд 6)
Л: Саша
Всю жизнь в воде проводит кит,
Хотя он и не рыба.
Он в море ест и в море спит,
За то ему – спасибо:
Тесно было бы на суше
От такой огромной туши!
(Слайд 7)
Л: Пожалуйста, Никита
- Кто так смешно тебя назвал?
Скажи дружище осьминог.
- Да тот, кто хорошо считал:
Ведь у меня же восемь ног.
Повторение пройденного
(Слайд 8)
Л: Каких ещё морских обитателей вы знаете?
Д: Акула, морской конёк, морская звезда, медуза, морской ёж, кальмар, и т. д.
Л: Чем дышат морские обитатели?
Д: Морской ёж, скат, медуза, морской конёк, акула, осьминог дышат растворённым в воде кислородом, а кит, дельфин дышат воздухом.
Л: Мы с вами знаем, что обитатели морей бывают разные : глубоководные, хищные, опасные.
Что значит глубоководные обитатели? И кто к ним относится?
Д: Это те обитатели, которые живут глубоко под водой. (Морская звезда, осьминог, рак – отшельник)
Л: Что значит хищные обитатели?
Д: Это те обитатели, которые питаются другими живыми существами. (Акулы.)
Л: Что значит опасные обитатели?
Д: Это те обитатели, от которых может исходить опасность. (Медуза может обжечь, электрический скат может ударить эл. током.)
Л: Что же их всех объединяет?
Д: Все они обитают в солёной воде морей и океанов.
Л: Приглашаю к столу, я хочу угостить вас водой.
Попробуйте сначала воду из стаканчика с красной полоской.
Какая она?
Д: Солёная.
Л: Попробуйте воду из другого стаканчика.
Какая она?
Д: Несолёная.
Л: Верно. Она пресная. Ребята, в каких водоёмах вода пресная?
Д: В реках, прудах, некоторых озёрах.
Л: А в каких – солёная?
Д: В морях и океанах.
Л: Молодцы! Точно определили разницу.
Упражнение «На дне морском». Развитие тактильного восприятия. (развитие чувства кожного стереогноза)
Л: Идём за мной (дошли до столов.) Вставайте как вам удобно.
Сейчас новая интересная игра. Опустите руки под ткань в воду, почувствуйте морское дно, найдите морских животных и, ощупывая их, попробуйте узнать, кто у вас в руках, не вытаскивая их.
(Дети просовывают руки под ткань, находят животных, ощупывают их)
Л: Артур кого ты определил?
Ребё нок: Я определил акулу. (Осьминога, рыбу – пилу, морскую черепаху)
Л: Положите игрушки, осушите руки салфеткой.
Садитесь на стульчики.
Развитие лексико – грамматических средств языка
Упражнение «Скажи наоборот».(Пополнение экспрессивного словаря словами – антонимами)
Л: Подберём противоположные слова о морских обитателях.
Я начну вы - продолжайте. (на экране картинки, дети называют)
(Слайд 9)
Рыба – игла узкая, а скат – широкий.
(Слайд 10)
1-й ребенок: Кит большой, а морской конёк маленький.
(Слайд 11)
2-й ребенок: Дельфин добрый, а акула злая.
(Слайд 12)
3–й ребё нок: Морская звезда шершавая (колючая, а медуза – гладкая.
Л: Молодцы! Справились с этим заданием.
Физ. пауза упражнение «Хитрый краб».
(Координация речи с движением, развитие общей моторики.)
Л: Вставайте. Превращаемся в «хитрых» крабов.
Краб забился меж камней: (Стоят лицом в круг, приседают.)
Там спокойней и видней, (Прикладывают руку «козырьком» и делают по два
поворота влево и вправо.)
Кто собрался на охоту, (Встают, крадучись идут по кругу на носочках)
Кто желает съесть кого-то?
Прячься краб, не выходи (Приседают, закрываясь руками)
Там акулы впереди! (Руками показывают «острозубую» пасть акулы)
Упражнение «Четвёртый лишний»
(картинки на экране)
Л: Садитесь на стульчики, посмотрите на экран. Какая картинка лишняя?
(Слайд 13) Почему? Андрей.
Р: Лишний сом, потому что он живёт в реке.
А осьминог, акула, кит живут в море (океане).
(Слайд 14)
Л: Саша.
(Слайд 15)
Р: Лишний дельфин, потому что он живёт в море (океане).
А лещ, щука, сом живут в реке.
(Слайд 15)
Л: Артур.
Р: Лишний дельфин, потому что он дышит воздухом.
А морской конёк, скат, краб дышат растворённым в воде кислородом.
(Слайд 15)
Л: Стас.
Р: Лишний краб, потому что он передвигается по дну.
А морской конёк, скат, дельфин плавают в море.
Л: Отлично! Это было трудное задание.
Упражнение «Заштрихуй дельфина». [Развитие тонкой моторики. ]
(Листочки лежат на столах)
Л: Посмотрите на листочек. Алина, кто на нём изображён?
Р: На листочке изображён дельфин.
Л: Выполните штриховку дельфина так, как показано стрелками.
(Дети выполняют задание. Логопед проходит, следит за осанкой, даёт рекомендации (Музыка Детский диск №120 «Синяя вода»)
Л: Достаточно. Закончите штриховку в свободное время.
Просмотр фильма, беседа об увиденном
Л: Продолжим наше путешествие, посмотрим увлекательный фильм о жизни морских обитателей.
Л: Кто понравился вам больше всех? Что интересного вы узнали?
Д: (Ответы детей)
Окончание занятия.
Л: Чем мы сегодня занимались? Что вы узнали интересного?
Д:(Перечисляют все задания, которые они выполняли)
(Слайд 16)
Л: Настало время прощаться с морем (звучит песня «А на море белый песок»)
(Дети с логопедом вместе поют песню и показывают соотв. движения)
А на море белый песок
Дует свежий ветер в лицо
Можно даже неба коснуться рукой
Будем очень – очень скучать
Будем о тебе вспоминать
Даже если ты далеко – далеко!
Д: До свидания! (дети уходят).