Наумова Наталья Александровна
Проектная деятельность «Обитатели морей и океанов»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта : информационно-творческий
Срок реализации проекта : 2 недели.
Проблема: «Какие бывают обитатели моря»
Игровая мотивация: «Путешествие в подводный мир»
Актуальность. На сегодняшний день вопросы охраны окружающей среды стоят очень остро. Одной из причин этого является отсутствие у людей экологической грамотности и культуры. Основы экологической культуры закладываются ещё в дошкольном возрасте. Много вокруг нас ещё неизведанного и прекрасного. Хотелось бы детей познакомить с этим загадочным и таинственным миром. В ходе реализации проекта дети получат знания об обитателях морей и океанов. Чувство любви к природе. Желание беречь и охранять её. Участие детей в проекте «Обитатели моря» позволит максимально обогатить знания и представления о жизни рыб и обитателей моря и океана, развить связную речь, творческие способности детей.
Публикация «Проектная деятельность „Обитатели морей и океанов“» размещена в разделах
Цель проекта : Создание условий для воспитания экологической культуры и развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации информационно-творческого проекта «Обитатели морей и океанов».
Задачи:
• расширять представления детей об обитателях морских глубин, формировать умение размышлять;
• развитие логического мышления, умения на основе сопоставления фактов, результатов, наблюдений делать выводы и заключения;
• развивать эстетическое восприятие окружающего мира, способность видеть красивое;
• развивать способность вслушиваться в звуки природы;
• развивать познавательный интерес, творческие способности;
• использовать различные нетрадиционные художественно - графические техники;
• учить охранять окружающую среду.
Ожидаемые результаты проекта :
• владеть понятиями «морские животные», «рыбы», «моллюски»;
• иметь простейшие представления о некоторых особенностях строения тела в связи со средой обитания; способах их передвижения (плавает, ползает);
• иметь простейшие представления о способах маскировки, об уникальности каждого вида;
• иметь представление о взаимосвязи с другими обитателями;
• иметь представление о взаимосвязи деятельности человека и окружающей среды;
• сформировать первоначальные навыки экологически грамотного поведения в природе;
• составлять описательный рассказ о морском обитателе с использованием опорной схемы.
Этапы реализации проекта :
1. Подготовительный:
• постановка проблемы;
• разработка плана проекта;
• создание соответствующей развивающей среды в группе;
• сбор и накопление материала по проблеме;
• информирование и ознакомление родителей с темой проекта.
2. Основной:
• постановка перед детьми проблемы «Какие бывают обитатели моря?»;
• привлечение детей к участию в планировании деятельности и реализации намеченного перспективного плана;
• создание взаимодействия взрослых и детей к результату.
3. Практико-аналитический:
• изучение мнения всех участников проекта о работе по реализации проекта;
• составление фотоальбома с детьми «Как прекрасен этот подводный мир»;
• составление сборника детских рассказов о морях и океанах совместно с родителями;
• коллективная работа панно «На дне морском».
4. Продуктивный:
• презентация фотоальбома «Как прекрасен этот подводный мир»;
• презентация сборника детских рассказов о морях и океанах;
• презентация коллективного панно «На дне морском».
Предварительная работа:
• поисковая работа по подбору иллюстративного материала, по теме «Морские обитатели», «Море»;
• знакомство с литературными произведениями: Г. Косова «Азбука подводного мира», С. Сахарнов «Кто в море живёт?», А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», Г. X. Андерсен «Русалочка»; Татьяна Домаренок «Морские спасатели»; Надежда Шемякина «Сказка про Кита», чтение стихов Инны Сударевой «На дне морском»;
• разучивание стихов В. Орлова «Для чего морю наряды?», «Я рисую море», Ю. Дулепины «Осьминог», С. Баранова «Дельфины», пословиц и поговорок, пальчиковой гимнастики «Чайка», загадывание загадок;
• рассматривание репродукций картин И. К. Айвазовский «Ночь. Голубая волна», «Девятый вал», «Чёрное море», «Ураган на море», А. Рылов «Море. Камни», «В голубом просторе», А. Боголюбов «Парусник в море»;
• прослушивание песни «Дельфины» на стихи С. Козлова из мультфильма «В порту»; Дебюсси К. «Море», эскиз для симфонического оркестра, «Разговор ветра с морем»; Равель М. «Игра воды»;
• просмотр мультфильмов «Девочка и дельфин», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Русалочка», «В поисках Немо», «В порту», «Садко»
Сотрудничество с родителями: изготовление фотоальбома «Как прекрасен этот подводный мир», выпуск сборника детских рассказов о морях и океанах, детей нашей группы (родители записывают, придуманный детьми рассказ, изготовление макета аквариума.
Перспективный план работы.
1. Беседа: «Какие разные моря!»
2. Беседа: «Сокровища морей»
3. НОД по ознакомлению с природным окружением «Путешествие по морским глубинам»
4. НОД по изо-деятельности «Подводное царство»
5. НОД по художественному творчеству лепка «Волшебная страна - подводное царство»
6. Физкультурный досуг «Морская школа юнг»
7. Оригами «Рыбки»
8. НОД по ФЭМП «Морская арифметика»
9. Чтение художественной литературы А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», Т. Домаренок «Морские спасатели», С. Сахарнов «Кто в море живет?», И. Сударева стихи «На дне морском», Г. Косова «Азбука подводного мира»
10. Рассматривание картин: И. К. Айвазовский «Ночь. Голубая волна», «Девятый вал», «Чёрное море», «Ураган на море», А. Рылов «Море. Камни» «В голубом просторе», А. Боголюбов «Парусник в море»
11. Прослушивание песни «Дельфины» на стихи С. Козлова из мультфильма «В порту»; Дебюсси К. «Море», эскиз для симфонического оркестра, «Разговор ветра с морем»; Равель М. «Игра воды»
12. Просмотр мультфильмов ««Разноцветная семейка», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Русалочка», «Девочка и дельфин», «В порту», «Садко»
13. Загадки о морских обитателях.
14. Разучивание стихов В. Орлова «Для чего морю наряды?», «Я рисую море», Ю. Дулепины «Осьминог», С. Баранова «Дельфины», пословиц и поговорок, пальчиковой гимнастики «Чайка».
15. Упражнение с элементами хатха-йоги «Море»
16. Физкультминутка: «Морское путешествие»
17. Дидактические игры: «Русалочка», «Четвертый лишний», Чей силуэт? «Чья тень?», «Собери Дельфина», «Угадай какой водоем», «Кто здесь живет?», «О ком расскажу?»
18. Словесные игры: «Опиши животное», «Отгадай загадку», «Кто, что слышит?», «Чьи детки?», «Найди предмет по описанию», «Назови одним словом?»
19. Подвижные игры: «Удочка», «Море волнуется раз», «Караси и щука», «Невод»
20. Сюжетно-ролевая игра: «Пароход»
21. Работа с родителями: «Изготовление фотоальбома «Как прекрасен этот подводный мир», выпуск сборника детских рассказов о морях и океанах, детей нашей группы (родители записывают придуманный детьми рассказ).
22. Викторина «Чудеса подводного мира!»(презентация).
Реализация проекта.
Совместная деятельность детей и педагогов.
Цель: Активизировать познавательный интерес к обитателям морских глубин. Закрепить знания детей о разнообразии подводного мира; поощрять навыки поисковой деятельности; обогащать речь детей; формировать бережное отношение к природе.
• Беседы: о рыбах, о морях, морских сокровищах.
• Рассматривание иллюстраций энциклопедий «Море и его мир», «Атлас морей и океанов»
• С. Сахарнов «Кто в море живёт?»
• А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
• Г. X. Андерсен «Русалочка»
• Татьяна Домаренок «Морские спасатели»
• Надежда Шемякина «Сказка про Кита»
• ИннаСударева «На дне морском»
• Разучивание стихов:
о В. Орлова «Для чего морю наряды?» «Я рисую море»
о Ю. Дулепины «Осьминог» о С. Баранова «Дельфины» о пословицы и поговороки о пальчиковая гимнастика «Чайка»
Дидактические игры.
Цель: Уточнить и закрепить и знания об обитателях моря. Развивать находчивость, сообразительность, внимание, умение доказывать правильность своего суждения, развивать умение описывать водоем, его обитателей по схеме, расширить словарь детей: медуза, осьминог, креветка рыба-пила, краб, морской конёк, камбала.
• «Русалочка»
• «Четвертый лишний»
• «Чей силуэт»
• «Чья тень?»
• «Собери Дельфина»
• «Угадай какой водоем»
• «Кто здесь живет?»
• «О ком расскажу»
• Словесные игры
• Рассматривание видеороликов «Морской мир». «Подводный мир», «Млекопитающие в зоопарке: Выступление дельфинов, морских котиков, кита Белухи». Мультфильмы: «Сказка о рыбаке и рыбке»; «Садко», «В порту», «Девочка и дельфин»
• Рассматривание альбома с видовым разнообразием животного, растительного мира, их средой обитания;
• Рассматривание картин художников, изображающих подводный мир картин подводный мир картины Марка Сузино.
Продукт проектной деятельности : фотоальбом «Как прекрасен этот подводный мир», сборник детских рассказов о морях и океанах, макет аквариума, коллективное панно «На дне морском», фотографии с НОД, оформление игрового уголка «Морской мир»
Познавательная деятельность :
• Беседа на тему: «Какие разные моря!»
• Беседа: «Сокровища морей!»
• Рассматривание репродукций картин И. К. Айвазовский «Ночь. Голубая волна», «Девятый вал», «Чёрное море», «Ураган на море», А. Рылов «Море. Камни», «В голубом просторе», А. Боголюбов «Парусник в море»;
• НОД «Путешествие по морским глубинам»
Чтение художественной литературы.
Цель: Формировать интерес к художественным произведениям различных жанров, раскрыть взаимосвязь между сказочным и реальным миром; учить выделять главную мысль произведения; объяснить, как важны в книге рисунки; показать, как много интересного можно узнать, рассматривая книжные иллюстрации.
Загадки о морских обитателях
• «Опиши животное»
• «Отгадай загадку»
• «Кто, что слышит?»
• «Чьи детки?»
• «Найди предмет по описанию»
• «Назови одним словом»
Музыкальная деятельность.
Цель: Учить воспринимать характер животных с помощью музыкальных произведений. Упражнять детей в создании выразительных образов морских обитателей. Прививать любовь к различным музыкальным жанрам.
• Прослушивание песни «Дельфины» на стихи С. Козлова из мультфильма «В порту»
• Дебюсси К. «Море» - эскиз для симфонического оркестра, «Разговор ветра с морем»
• Равель М. «Игра воды»
Продуктивные виды деятельности :
Цель: Обучать детей различным приёмам работы с различными изобразительными средствами, умению следовать устным инструкциям, оперировать понятиями, обозначающими пространственные характеристики. Развивать мелкую моторику рук и глазомер, художественный вкус и творческие способности. Воспитывать культуру труда, коммуникативные способности детей.
• Выставка рисунков и поделок из природного и бросового материала «Море и морские тайны».
• Коллаж «На дне морском»
• Коллективная аппликация «В морских глубинах»
• НОД по изо-деятельности «Подводное царство»
• НОД по лепке «Волшебная страна - подводное царство»
• Оригами «Морские рыбки»
• Изготовление фотоальбома с иллюстрациями «Как прекрасен это подводный мир.»
• Составление совместно с родителями «Сборник детских рассказов о морях океанах».
Физкультурно-оздоровительная деятельность.
• Упражнение с элементами хатха-йоги «Море»
• Физкультурный досуг «Морская школа юнг».