Любовь Хорева
Конспект НОД «Удивительная почва»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема НОД «Удивительная почва».
Образовательная область: «Познавательное развитие»
(ознакомление с миром природы)
Интеграция образовательных областей:
«Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие».
Цель:
Расширение знаний о почве.
Задачи:
• Систематизировать и расширять представления детей о почве.
• Приобщать детей к умению обследовать объект с помощью экспериментирования.
• Выделять свойства песка и глины, закреплять умения сравнивать сухую и влажную почву.
Публикация «Конспект НОД „Удивительная почва“» размещена в разделах
• Выяснить, что в почве есть всё для жизни живых организмов.
• Развивать логическое мышление, внимание, наблюдательность.
• Воспитывать у детей познавательный интерес к неживой и живой природе.
Виды деятельности:
• игровая,
• коммуникативная,
• экспериментальная.
Предварительная работа: наблюдение на прогулках; опыты и эксперименты в природе; дидактические игры; чтение литературы.
Оборудование: комочки сухой почвы, ёмкости с песком, глиной и водой, тарелочки, палочки, лупы, свечка, пробирка, держатель, Плакат-таблица «Почва», иллюстрации подземных жителей, материал для показа познавательной сказки Н. Рыжовой «Как Медведь пень потерял», мольберт.
Ход занятия
Воспитатель: Отгадайте загадку:
Меня бьют, колотят, Ворочают, режут- Я всё терплю И всем добром плачу. (ответы детей). Воспитатель: Правильно дети, это земля. Вот сегодня мы и будем говорить о земле, то есть о почве. Нашу обычную землю называют волшебной, почему как вы думаете? (ответы детей). Молодцы, земля кормит и поит растения. А ещё? (ответы детей). Земля нас кормит. Воспитатель: Как она нас кормит? (ответы детей). Воспитатель: Как радует нас земля? (ответы детей). Правильно дети, земля нас радует цветами и зелёной травой. Верхний слой земли, который питает и кормит растения, называется почвой. Она везде разная. В одном месте в ней много песка. Такую почву называют песчаной. В другом месте больше глины. Как называется такая почва? (ответы детей). Дети: Глинистая. Воспитатель: Чернозём, что это за почва? (ответы детей). Дети: Это почва, которая богатая перегноем и называется чернозём. Потому что она чёрного цвета. Чернозём привозят на больших самосвалах и разбрасывают по огородам и клумбам, чтобы лучше росли растения. Воспитатель: Молодцы, ребята. А сейчас давайте рассмотрим плакат-таблицу «Почва».
Какого цвета верхний слой земли? (ответы детей). Какого цвета следующий слой земли? (ответы детей). Как вы думаете, что это? (ответы детей). Дальше мы видим изображение подземных вод. Каким цветом изображена вода? (ответы детей). Потом идёт слой глины. Каким цветом изображена глина? (ответы детей). На таблице ещё изображены те, кто в земле живут. Кто живёт в земле? Расскажите, что мы можем увидеть под землёй. (ответы детей).
Физкультминутка. Вырос красивый цветок на поляне, Утром весенним раскрыл лепестки. Всем лепесткам красоту и сиянье Дружно дают под землёй корешки. А теперь мы, будем червячками. Под землёй червяк ползёт, Делает он узкий ход, Чтоб в подземном царстве Лучше всем жилось, Чтоб в подземном царстве Лучше всем рослось. (Слова физкультминутки сопровождаются движениями). Воспитатель: Жители подземного царства прислали нам очень ценный подарок-мешочек волшебной земли. Сейчас мы поближе познакомимся с землёй. Проходите за столы. (Дети садятся).
Опыт №1. Что спрятано в комочке?
Воспитатель: У вас на тарелочках лежат два комочка земли. Один комочек пусть лежит не тронутым. Другой комочек осторожно потрогайте. Какая земля в комочке? (ответы детей). Посмотрите на комочек через увеличительное стекло - лупу. Скажите, что вы увидели? (ответы детей). Воспитатель: В комочке есть трещинки. Осторожно раскрошите комочек земли. Посмотрите через лупу, что спряталось в вашем комочке? (ответы детей). Молодцы, ребята, в комочке земли спрятались корешки.
Опыт №2. В земле есть воздух.
Воспитатель: А как вы думаете, воздух в земле есть или нет? (ответы детей). Проверим ваши ответы. Возьмите в руки комочек земли, так чтобы он не рассыпался, и осторожно опустите его в баночку с водой. Что вы наблюдаете? (ответы детей). Воспитатель: Правильно, ребята, из комочка побежали маленькие пузырьки. А что это было, как вы думаете? (ответы детей). Воспитатель: Да, воздух был внутри комочка между песчинками. Вода вытеснила его. Воздух всплыл, так как он легче воды и смешался с окружающим нас воздухом. Кто оказался прав, те, кто говорили, что в земле нет воздуха или те, кто говорили, что воздух есть? (ответы детей). В земле воздух есть.
Опыт№3. Есть ли в почве вода?
Воспитатель: Только что мы убедились, что в почве есть воздух. А вода в почве есть или нет? (ответы детей). Предлагаю этот ответ проверить с помощью опыта. В чистую пробирку я положила, что? (ответы детей). Воспитатель: Я зажгу свечку, и буду держать пробирку на огне. Что происходит с почвой? (ответы детей). Воспитатель: Подержу ещё пробирку. Какие произошли изменения? (ответы детей). Что это за капельки появились? (ответы детей). Сделайте вывод - есть вода в почве или нет? (ответы детей). Молодцы, вы сделали правильный вывод: «Вода в почве есть». Ребята, а про «Земелюшку-чернозём» есть хоровод. Исполним его.
Песня-хоровод «Земелюшка-чернозём»
Опыт №4 Песок и глина.
Воспитатель: Рассмотрим через лупу песок. На что похожи песчинки? (ответы детей). Похожи ли песчинки друг на друга? (ответы детей). Воспитатель: Песчинки лежат отдельно или между собой склеились? (ответы детей). Рассмотрим глину. Видны ли в глине отдельные частички? (ответы детей). Можно ли сказать, что частички прилипают друг к другу? (ответы детей). Возьмите палочку и подуйте в песок. Что произошло с песчинками? (ответы детей). А теперь попробуйте подуть в ёмкость с глиной. Что происходит с частичками глины? (ответы детей). Правильно, в песке песчинки лежат отдельно, а в глине частички крепко склеены между собой.
Опыт №5. Что лучше пропускает воду песок или глина?
Воспитатель: Польём по очереди песок и глину. Где быстрее впиталась вода? (ответы детей). А почему? Кто может объяснить? (ответы детей). Да, это потому, что частички песка не прилипают друг к другу, а частички глины прилипают, а значит плохо, пропускают воду. Воспитатель: Какими стали песок и глина после полива? (ответы детей). Вот поэтому человек и поливает землю, если она сухая. Ребята, вот мы с вами иногда болеем. А как вы думаете, почва может болеть? (ответы детей). Какой вред может принести нашей земле? (ответы детей). Да, действительно большой вред почвам может принести вода. Во время дождей или быстрого таяния снега весной почва не может впитывать всю выпавшую на неё воду. Она стекает под уклоном, смывая слои почвы. Так образуются овраги.
Другой враг почвы- это ветер. Сильные ветры могут унести слой почвы толщиной до 25 см. После такой работы ветра не растут растения. Воспитатель: Народ придумал много о земле пословиц и поговорок. Назовите их, пожалуйста.
Пословицы и поговорки:
Поле труд любит. Кто не сеет, тот не жнёт. Земелька чёрная, а хлеб белый родит. Землю пахать не в игры играть. Земля любит навоз, а лошадь овёс. Земля не уродит - никто не наградит. Воспитатель: Молодцы, много знаете пословиц и поговорок. Мы сегодня очень много говорили о почве. А сейчас я расскажу вам сказку.
Сказка: «Как Медведь пень потерял».
«Шёл по лесу медведь. Долго шёл, приморился, смотрит- пень перед ним появился. Обрадовался медведь, решил на пеньке посидеть. Отдохнул Мишка, поохал, да и отправился домой. А пень так и остался стоять, даже медведю не под силу его развалить. Медведю-то не под силу, а вот жукам-древоточцам под силу оказалось. Прослышали про пень жуки. Кто, кто в пенёчке живёт? Никто не отвечает. Наползли и начали пень крошить. И стал пень в труху превращаться. А тут ещё прослышали улитки. И те туда же. На пеньке живут, пень жуют. А тут ещё дружная семейка опят выросла. Грибы для пня погибель, ведь они пень разрушают. Был вроде пень вчера, а сегодня нет его. Исчез пень. Кусочки его жуки растащили, съели, в почву превратили. Объясните, куда пропал пень? (ответы детей).
Итог занятия.
Список литературы:
1. С. Н. Николаева «Народная педагогика в экологическом воспитании дошкольников». Москва. Мозаика-Синтез 2010.
2. А. И. Иванова «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду». Москва. Творческий Центр. Сфера 2004.
3. Л. П. Молодова «Экологические праздники для детей». Москва. ЦГЛ. 2003.
4. Н. А. Рыжова «Почва-живая земля». Карапуз 2005.