Галина Москаленко
Конспект занятия «Музыка П. И. Чайковского в детском восприятии»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема НОД : «Музыка П. И. Чайковского в детском восприятии.»
Образовательная область – художественно-эстетическое
Интеграция образовательных областей – развитие речи, художественно-эстетическое
Тип – комплексное
Возраст – 6 лет
Форма непосредственной образовательной деятельности - беседа
Форма организации – группа
Задачи –
Публикация «Конспект занятия „Музыка П, И, Чайковского в детском восприятии“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Чайковский П.И.
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2014
образовательные: формирование основ музыкальной культуры, знакомство детей с содержанием новых произведений, учить детей различать средства музыкальной выразительности («Как рассказывает музыка», чувствовать настроения, выраженные в музыке, высказывать о ней; развивать представление об изобразительных возможностях музыки.
развивающие – развитие эстетических чувств, умение различать оттенки настроений, определять характер музыки, побуждать детей к творчеству, сравнивать разные жанры музыки, отмечая характерные особенности произведения, соотносить художественно-музыкальный образ с образами и явлениями действительности
воспитательные – приобщение детей к истокам русской классической музыки, воспитание интереса и любви к произведениям русских классиков. Воспитывать у детей чувство к прекрасному (музыка, поэтическое слово)
Оборудование и материалы - иллюстрации к произведениям из «Детского альбома», к циклу «Времена года», балетам «Спящая красавица», «Щелкунчик», «Лебединое озеро» Чайковского, портрет П. И. Чайковского
На стене зала — большой портрет П. И. Чайковского и иллюстрации, используемые в процессе занятия. Зал оформлен в стиле старинной гостиной. Детские диванчики стоят вокруг столика с подсвечником.
Дети под музыку Чайковского «Вальс цветов» входят в музыкальный зал. Музыкальный руководитель приветствует детей попевкой
- Доброе утро, улыбнись скорее!
И сегодня весь день будет веселее!
Дети отвечают музыкальному руководителю этой же попевкой.
Музыкальный руководитель предлагает детям занять свои места на диванчиках.
Музыкальный руководитель : Сегодня мы с вами поближе познакомимся с музыкой великого русского композитора Петра Ильича Чайковского.
Звучит «Итальянская песенка» из «Детского альбома» П. И. Чайковского.
Музыкальный руководитель : Тихо-тихо рядом сядем —
Входит музыка в наш дом
В удивительном наряде,
Разноцветном, расписном.
И раздвинутся вдруг стены —
Вся земля видна вокруг:
Плещут волны речки пенной,
Чутко дремлют лес и луг.
Вдаль бегут степные тройки,
Тают в дымке голубой.
Эта музыка торопит
И ведет нас за собой.
Звучит аудиозапись пьесы «Песня жаворонка» из «Детского альбома» П. И. Чайковского.
Музыкальный руководитель : Вам знакома эта музыка?
Дети: Да. Мы слушали ее на занятиях.
Музыкальный руководитель : Вспомните, как называется это музыкальное произведение и кто
его автор?
Дети: Это «Песня жаворонка» Чайковского.
Музыкальный руководитель : Правильно. Петр Ильич Чайковский, выдающийся русский композитор, известен во всем мире. Он родился на Урале в городе Воткинске в 1840 году. Позже переехал в Москву, сочинял музыку и занимался педагогической работой: учил будущих пианистов и композиторов. Его музыка радует и волнует, она всегда искренна и правдива.
Первый ребенок:
Вместе с музыкой хорошей
К нам приходит волшебство.
Осторожней, осторожней —
Не спугнуть бы нам его.
Музыкальный руководитель : Петр Ильич проявлял большой интерес к жизни детей. Он понимал Их, умел радоваться их радостям, печалиться их невзгодам. «Цветы, музыка и дети составляют лучшее Украшение жизни», — писал композитор. Он сочинил музыку к балетам по разным сказкам и много пьес для детей, объединив некоторые из них в специальный «Детский альбом». В течение всего занятия мы с вами будем слушать произведения из «Детского альбома», цикла «Времена года» и фрагменты из балетов «Щелкунчик», «Спящая красавица», «Лебединое озеро».
Второй ребенок:
Льется музыка рекой,
Вьется нотною строкой.
Снова звуков половодье
Захлестнуло все вокруг.
И кораблики мелодий выплывают из-под рук.
Их волна крутая кружит,
Но сдержать не может, нет.
В царство кукол, в мир игрушек
Мы плывем за ними вслед.
Музыкальный руководитель : Послушайте фрагмент пьесы, которая вам уже знакома. Как она называется, в каком жанре написана? Как вы думае-те, почему?
Звучит пьеса «Нянина сказка» из «Детского альбома» П. И. Чайковского.
Дети: Эта пьеса называется «Нянина сказка». Она похожа на колыбельную. Наверное, няня рассказывает сказку ребенку перед сном.
Музыкальный руководитель : А теперь прозвучит следующая пьеса из «Детского альбома». Вспомните ее название и жанр.
Звучит пьеса «Игра в лошадки» из «Детского альбома» П. И. Чайковского.
Дети: Это «Игра в лошадки», а написана она в жанре марша.
Музыкальный руководитель : А вот марш из балета «Щелкунчик» совсем иного характера — веселый, шутливый, он переносит нас в мир беззабот-ного и счастливого детства. Щелкунчик — забавная кукла в виде человеческой фигурки с огромной головой. Использовалась эта игрушка для раскалывания орехов. Девочка Маша — героиня балета — получила Щелкунчика в подарок в канун Рождества и радостно марширует с ним вокруг праздничной елки. Всё это вы услышите в музыке.
Звучит «Марш» из балета П. И. Чайковского «Щелкунчик».
Третий ребенок:
Звенят колокольцами песни-сказки,
Таинственные мелодии.
Какие созвучья, какие краски,
Совсем небывалые, вроде бы!
Четвертый ребенок:
Травой они шуршат под ногою,
Звездой в озерах качаются,
То вдруг обернутся Бабой-ягою,
А то вдруг — Спящей красавицей.
Музыкальный руководитель : А сейчас садитесь за столы и попробуйте нарисовать музыку, которую услышите.
Звучит «Вальс» из балета П. И. Чайковского «Спящая красавица».
Музыкальный руководитель : Какими цветами вы изображали музыку и почему?
Дети: Желтыми, розовыми, оранжевыми — теплыми цветами, потому что музыка светлая, радостная, торжественная.
Музыкальный руководитель : Я вижу, что многие из вас нарисовали круги. Вальс, вальсировать в переводе с французского языка означает именно «кружиться». Давайте покружимся под музыку другого вальса Чайковского из балета «Лебединое озеро».
Звучит фрагмент вальса из балета П. И. Чайковского «Лебединое озеро».
Музыкальный руководитель : Петр Ильич много путешествовал: он бывал во Франции, Италии, Германии, слушал там народные песни, запоминал, обрабатывал, а затем записывал их в свой альбом. Я сыграю вам мелодию, а вы подумайте, из какой страны Чайковский мог привезти ее.
Звучит фрагмент пьесы «Старинная французская песенка» из «Детского альбома» П. И. Чайковского.
Дети: Эта мелодия из Франции.
Музыкальный руководитель : И называется произведение.
Дети: «Старинная французская песенка» из «Детского альбома».
Музыкальный руководитель : Возьмите самодельные инструменты, и давайте вместе исполним эту пьесу.
А где композитор мог услышать следующую мелодию?
Звучит «Неаполитанская песенка» из «Детского альбома» П. И. Чайковского.
Дети: В Италии, в городе Неаполе.
Пятый ребенок:
И от грусти, и от скуки
Могут вылечить нас всех
Озорных мелодий звуки,
Песни, пляски, шутки, смех.
Шестой ребенок:
Золотой волшебной рыбкой
Может музыка блеснуть
И по-дружески, с улыбкой,
Вдруг в глаза нам заглянуть.
Седьмой ребенок:
Может песней-полусказкой
Нас, шутя, развеселить
И рассыпаться вдруг пляской,
В хороводе закружить.
Исполняется «Полька» из «Детского альбома» П. И. Чайковского.
Музыкальный руководитель : Ребята, наше занятие заканчивается и мне хотелось бы от вас услышать что нового и интересного вы узнали сегодня, как вы научились не только слушать и слышать музыку но и понимать ее и рассказывать о ней.
(Ответы детей)
Подводя итоги нашего занятия, я хочу, чтобы вы послушали вот такие замечательные стихи о музыке :
И наш концерт окончен,
Музыка вдруг смолкла.
Восьмой ребенок:
Но так ли это?
Кажется, сейчас она звучит
И будет долго-долго
Еще звучать для каждого из нас.
И будет звать в неведомые дали,
Звенеть, искриться радугой-дугой,
Как будто нам Жар-птицу в руки дали
И напоили всех живой водой.
Девятый ребенок:
Такой могучей, сказочною силой
Порой бывает музыка полна,
Что кажется, как солнце, негасимой,
Как океан, безбрежною она.
Тот каждый день с волнением будем ждать,
Когда мы вместе дверь в страну мелодий
Ключом скрипичным отомкнем опять!
Музыкальный руководитель : Всем большое спасибо. Давайте опять вместе попрощаемся с вами с помощью попевочки.
Дети пропевают придуманные мелодии на заданные слова уходят под музыку «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского.