Марина Каменчук
Мультфильмы как средство развития речи детей
▼ Скачать + Заказать документы
Мыслитель, чешский педагог – гуманист, писатель
Ян Амос Коменский полагал,
что ребенка следует обучить трем важнейшим вещам:
разуму, действию и речи –
«научить дитя правильно понимать,
правильно делать и
правильно высказываться».
Тема: «Мультфильмы как средство развития речи детей»
Публикация «Мультфильмы как средство развития речи детей» размещена в разделах
Речь – это одна из основ воспитания и обучения детей. От уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие.
Однако в настоящее время наблюдается критическая ситуация в развитии речевой активности детей.
Анализ мониторинга усвоения образовательной программы дошкольного образования на протяжении нескольких лет показывает снижение уровня развития речи у дошкольников.
Ежегодно в детский сад приходит все больше неговорящих детей, которые сталкиваются с трудностями в общении как со сверстниками, так и со взрослыми. Все это влечет за собой нарушения в процессе образовательной деятельности и вхождения в социальную среду.
«Почему современные дети отстают в своем речевом развитии, говорят все хуже и меньше? Почему происходят негативные изменения в нравственном и социально-личностном развитии дошкольников? Каковы причины перечисленных явлений?» Несомненно, все вместе - это комплексная проблема, имеющая многочисленные причины. Одной из них, на наш взгляд, является разрыв коммуникативных связей между миром детей и миром взрослых, отчуждение взрослых от детей, лишение их содержательных (живых) способов общения.
К сожалению, взрослые все чаще относятся крайне неуважительно к слову, не владеют им, не умеют грамотно выражать свои мысли, недооценивают роль звучащего слова в развитии и воспитании ребенка. Живое слово (разговор, беседа, рассказывание) вытесняется игрой в планшете, в телефоне, прослушиванием музыки или аудиозаписей, но это в лучшем случае.
Вызывает тревогу и тот факт, что общение взрослого с ребенком все чаще ограничивается кратковременным, формальным и поверхностным взаимодействием, в виде замечаний, указаний, инструкций, обсуждений примитивных бытовых тем. Об уменьшении продолжительности совместной деятельности и общения взрослого с ребенком говорит и то, что во многих семьях не имеют представление о «культурном досуге» или уделяют ему незначительное время (совместном посещении театров, музеев, выставок, прогулок на природу). Неудовлетворенность потребностью в общении ребенка с родителями, способствует проявлению различных отклонений в поведении детей : неуверенностью при новых начинаниях, большим количеством страхов, тревожностью и агрессивностью, снижением уровня их речевого и познавательного развития.
Именно поэтому я считаю, развитие речи ребенка, является основной задачей в работе не только учителя - логопеда, но и воспитателя.
Средствами развития диалогической, связной речи могут быть игровая деятельность, дидактические игры, театрализованная деятельность, художественная литература, мультипликация.
На наш взгляд, одним из эффективных средств обучения на логопедических занятиях в дошкольных организациях может быть мультипликация. Это вид киноискусства, произведения которого создаются методом покадровой съёмки последовательных фаз движения рисованных (графическая или рисованная мультипликация) или объёмных (объёмная или кукольная мультипликация) объектов. [4].
Мультфильм обладает мощным воспитательным потенциалом и является одним из эффективных наглядным материалом. Последнее обуславливается тем, что он сочетает в себе слово и картинку, то есть включает два органа восприятия: зрение и слух одновременно.
Преимущества мультфильмов как образовательного средства рассматриваются в исследованиях М. Л. Варшавской [1], Е. К. Глушковой [2], А. А. Гуськовой [3], А. Ф. Лалетиной [4], и др.
Они утверждают, что правильно подобранные мультфильмы оказывают большое влияние на развитие современных детей, так как яркие образы очень сильно воздействуют на сознание ребенка.
Но, к сожалению, родители чаще всего используют мультфильмы, как средство, помогающее занять ребенка на какое-то время. Это приводит к тому, что ребенок не пользуется активной речью, в результате снижается качество общения.
Мультфильмы становятся эффективным средством развития речи только при условии целенаправленной и системной работы педагогов и родителей.
Приемы эффективного использования мультипликационных фильмов для развития речи детей :
1. Предугадывание содержания мультфильма по названию и картинке. (Например, лексическая тема фрукты и овощи: подбираем кадры из мультфильмов «Яблоко» (1962, «Мешок яблок» (1974, «Вершки и корешки» (1974, «Веселый огород» (1947, «Чиполлино»(1961)
Вопросы-помощники: Как ты думаешь, о чем/о ком мультфильм? Кто главный герой?
2. Прием «Стоп-кадр»
Позволяет остановить показ в определенный момент и предложить ребенку выполнить задания:
- составить предложение;
- продолжить, начатую героем фразу;
- рассказать (предположить) о том, что будет дальше по сюжету.
3. Беседа по содержанию мультфильма.
Вопросы:
- О чем данный мультфильм?
- Кто главные герои? Какие они?
- Кто больше понравился? Почему?
- Правильно ли поступил герой?
4. Игра «Восстанови последовательность»
Ребенку предлагается расставить в нужном порядке картинки-кадры, подобранные на основе сюжета мультипликационного фильма таким образом, чтобы можно было составить по ним рассказ (опорный картинный план).
5. Речевые игры:
«Доскажи словечко» (закончить начатую героем фразу, «Назови ласково» (назвать ласково предметы или героев, «Один-много» (образование множественного числа существительных, «Подбери признаки», «Подбери действия» (подобрать прилагательные или глаголы к существительному из мультфильма, «Кто это говорит?» (угадать какому герою из мультфильма принадлежит фраза, «Узнай песенку» (узнать песенку, которая исполнялась в мультфильме).
6. Дидактическая игра «Разрезные картинки»
Представляет собой разрезанную на части картинку, подобранную на основе сюжета мультфильма. Ребенок собирает картинку, и описывает, что изображено.
7. Рисование наиболее понравившегося героя. Краткий рассказ о нем.
Советы для родителей и педагогов.
Мультфильмы для развития речи могут применяться не раньше трёх лет.
Одним из условий развития речи является достижением ребенка того возраста, когда он не только может повторить (пусть искаженно) за взрослым, но и понять значение слова. В других случаях не произойдет закрепление информации, он будет что – то произносить и забывать. Поэтому, лучше смотреть мультфильмы вместе с ребенком. Пояснять действия героев, объяснять зачем нужен тот или иной предмет.
При просмотре телевизора формируется вынужденное внимание, ребенок реагирует на яркость картинки, звуки, изображения, меняющие друг друга, то есть на раздражители. Но при этом не думает и не анализирует. Такого кроху в последствии сложно заставить полюбить читать, гораздо проще брать информацию с экрана.
Рекомендации при выборе мультфильма
- Мультфильмы для развития речи могут применяться не раньше трёх лет.
- Мультфильм должен быть четко спланированный, доступный детям по содержанию сюжет, в котором хорошо прослеживается последовательность действий;
- Герои мультфильма озвучены профессиональными актерами. Количество главных героев не более 3-4, и между ними должен вестись диалог;
- В мультфильме отслеживается четкая граница между добром и злом. Добро всегда побеждает зло;
- Герои мультфильма привлекательны и понятны;
- Мультфильм учит доброте, дружбе, уважению, любви и другим положительным чувствам и качествам человека;
- Мультфильм выполняет познавательную функцию и развивает мышление, воображение, творчество, речь ребёнка;
- Длительность просмотра мультфильма не более 20-25 минут для детей 6-7 лет.
Вывод
Таким образом, использование мультипликации в логопедической работе в частности в развитии диалогической, связной речи дошкольников оказывает положительное влияние на речевую деятельность.
В ходе просмотра мультфильмов дети приобщаются к художественной речи, запоминают образные слова и словосочетания, совершенствуются все речевые компоненты.
Использование мультфильмов на логопедических занятиях позволяет активизировать речь детей, включать эмоциональное переживание героям для стимулирования ребенка ответить на заданный вопрос.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Варшавская, М. Л. Диапозитивные фильмы и их применение в работе по родному языку с детьми дошкольного возраста [Текст] / М. Л. Варшавская. – М., 1983. – 192 с.
2. Гусакова, А. А. Мультфильмы в детском саду [Текст] / А. А. Гусакова. – М: ТЦ «Сфера»,2010.-109с.
3. Гуськова, А. А. Использование средств мультипликации в преодолении ОНР [Текст] / А. А. Гуськова // Логопед. – 2009. – №7. – С. 27-34.
4. Лалетина, А. Ф. Анализ воспитательного потенциала мультипликационных фильмов [Текст] / А. Ф. Лалетина // Начальная школа плюс До и После. – 2010. – №8. – С. 20-25.
5. Рогова, И. С. Мультипликация как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ppt-online.org/195512/ (дата обращения 14.04.2020).
6. Чулкова, А. В. Формирование диалога у дошкольников [Текст] / учебное пособие / А. В. Чулкова. — М. : Феникс+, — 2008. — 221 с