Айгозина Светлана
Методы, приемы и технологии, применяемые в организованной учебной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Методы, приемы и технологии, применяемые в организованной учебной деятельности
Айгозина С. В.,
воспитатель
класса предшкольной подготовки,
Казахстан г. Житикара 2018
Знания только тогда знания, когда они приобретаются
усилиями своей мысли, а не одной лишь памятью.
Л. Н. Толстой
В современном Казахстане идет становление новой системы образования, ориентированной на мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике.
Публикация «Методы, приемы и технологии, применяемые в организованной учебной деятельности» размещена в разделах
Качественные изменения в любой области нашей жизни, а тем более в образовании невозможны без формирования нового взгляда педагога на свое место и роль в учебном процессе.
В этой связи особую значимость приобретает в условиях обновления содержания образования уровень дошкольного образования и воспитания. Сегодня мы говорим о предшкольной подготовке уже не только шестилетних, но и пятилетних детей. Предшкольная подготовка 5-летних детей должна осуществляться с учетом психологических, педагогических, физических, физиологических требований как главных условий качества подготовленности детей для обучения в начальной школе. Дошкольное образование в современных условиях требует от воспитателя совершенно новых, инновационных подходов, как к содержательной части организованной учебной деятельности, так и к выбору образовательных технологий.
Оглядываясь назад, на проработанные годы, я думаю о том, что нужно педагогу для того, чтобы дарить детям радость познания, общения, добрые отношения с миром, не навязывая ребенку свою точку зрения на те или иные события, явления, чтобы увидеть в их глазах огонек удивления и любопытства. Нужно постоянно находиться в поиске нового, увлекательного, не бояться экспериментировать, а главное – любить детей.
Свою задачу как воспитателя вижу в формировании и развитии творческой личности, способной на самоопределение, самовыражение, саморазвитие и самореализацию.
На курсах я ознакомилась с Программой обучения преподавателей, задача которой - помочь оценить и усовершенствовать нашу педагогическую практику. В ходе изучения этой программы рассмотрела множества различных аспектов педагогики. Данная работа была мне необходима для понимания теоретической основы, которая помогла мне в разработке моего среднесрочного планирования, при составлении планов.
Раньше я следовала традиционной форме построения занятия, самое главное для меня было познакомить детей с новой темой, закрепление пройденного материала. Опрос проводился в виде фронтального опроса. Вопросы в основном ребятам я задавала закрытого типа, которые носили одностороннюю связь. Воспитанники старались отвечать точно и просто на поставленный вопрос. Знания, приобретенные посредством «традиционной» методики обучения, основанной на трансляции готовых знаний, не могут быть эффективно интегрированы с имеющейся базой знаний и, следовательно, в данной ситуации имеет место только механически запоминающееся, поверхностное обучение. Получаемая подобным методом информация не усваивается прочно, малополезна и не используется в жизненных ситуациях.
Новые методики обучения и воспитания помогают развивать творческие способности воспитанников, умение работать самостоятельно и в группах. Развивать мышление высокого порядка, потому что интеллектуальные способности ребёнка развиваются как на занятии, так и вне его.
Овладение новыми подходами позволило мне как можно больше разнообразить свои занятия с учетом индивидуальных особенностей воспитанников класса предшкольной подготовки.
Мне близка исследовательская работа, так как в силу возрастных особенностей детей дошкольного возраста, им нравится искать, исследовать. С классом участвовала в областных и районных конкурсах «ЛУЧШИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КВЕСТ», «Лучший педагогический проект по естествознанию в практике работы дошкольных организаций». Наши работы получили призовые места.
Без критического мышления невозможно перейти к новым подходам в обучении и воспитании. Умение подходить к своей работе критически позволит научить мыслить детей так же. Например, я провожу обсуждения с детьми после проведения занятий с целью выяснить, что хотели бы изменить дети. Воспитанники в ходе обучения с применением стратегий критического мышления полностью изменяют свое отношение к знаниям в лучшую сторону. А это улучшение показателей, качества знаний.
Обучать - значит вдвойне учиться. (Ж. Жубер)
Готовить детей нового поколения жить в информационном обществе, уметь самоопределиться, самоутвердиться поможет инновационная технология критического мышления через проблемное обучение.
Почему я выбрала эту технологию, как опорную в своей работе? Считаю актуальной, действенной. Критическое мышление – это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-психологического подхода с тем, чтобы применять полученные результаты, как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам. Критическое мышление – это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, применять независимые продуманные решения.
Первая стадия-вызов (пробуждение имеющихся знаний и интереса к получению новой информации). Какие приемы помогут критически подходить к пониманию новой информации? Я использую:
1. «Мозговой штурм» : создание банка идей, возможных решений проблемы. Принимаются любые предложения, потому что в каждом можно найти что-то рациональное.
2. «Корзина идей» : за определенное время отобрать картинки, схемы слов или выражений с предложенным понятием. В результате формируется кластер.
3. «Кластер» : попытка систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме.
4. «Верные и неверные утверждения» : в начале ОУД даются утверждения по новой теме, которые нужно оценить как верные или неверные и обосновать свое решение. Дети могут предложить свои утверждения.
5. «Догадайтесь, о чем пойдет речь?» : с помощью загадок, художественного слова наталкиваю детей на тему занятия.
На второй стадии-осмысления содержания (получение новой информации) использую:
1. «Тонкие и толстые вопросы» : уметь различать вопросы, на которые можно дать однозначный ответ и на которые определенно ответить нельзя.
2. «Составление лэпбука» : работа с материалом, с конкретными вопросами и заданиями по теме ОУД.
Третья стадия-рефлексия (рождение нового знания, закрепление).
На этой стадии основным является: целостное осмысление, обобщение полученной информации. При закреплении знаний использую: обмен мнениями, аргументирование, умение выслушать друг друга. В этом помогают приемы :
1 «Составление телеграммы» : научить отбирать наиболее важную информацию по теме ОУД и представить ее кратко.
2. «Напишите письмо» : дети составляют кому-либо письмо от имени персонажа, например, я использую героев ложкового театра, сделанных самими детьми, что позволяет соотнести свои мысли и чувства с героем.
Технология критического мышления, проблемного обучения дает возможность развивать у воспитанников следующие умения: графически оформлять изучаемый материал, отбирать новую информацию, обобщить полученные знания, работать в группах, развивать творческие идеи.
Я работаю воспитателем уже более 20 лет. Каждая встреча с детьми требует чего-то нового, интересного. Важная задача педагога - увлечь детей за собой. Поэтому моим кредо являются слова К. Д. Ушинского: "Вечно изобретать, пробовать, совершенствовать и совершенствоваться - вот единственный курс учительской жизни".
Каждому воспитателю рекомендую перестроить привычную структуру занятия так, чтобы каждая минута рабочего времени каждого ребенка была занята активной деятельностью, общением воспитанников друг с другом, овладением приёмами самостоятельной работы.
Критическое мышление - умение рассуждать, анализировать, делать выводы, сравнивать, обобщать, оценивать и объяснять. Используя перечисленные выше методы, я добилась следующих результатов: несмотря на возраст, учащиеся класса предшкольной подготовки стараются сами искать пути решения проблем на занятии; повысился уровень познавательной активности, уверенности детей.
В условиях обновления содержания образования педагогу необходима готовность к восприятию методологии и содержания обновленного ГОСО, к изменению программного и методического обеспечения воспитательного и образовательного процесса, к изменению целей и способов педагогической деятельности.
Без осмысления новых целей и задач в обновлённом содержании и технологии обучения, новых форм оценивания с учетом компетентностно-ориентированного подхода в воспитании и обучении это сделать практически невозможно.
Это касается и изменений, которые произошли в системе оценивания знаний и умений детей. Использую такие способы оценивания как самооценивание и взаимооценивание.
На каждом из своих занятий я использовала работу с детьми, которые обладают высокой степенью обученности. Они были моими помощниками в проведении серии последовательных занятий. На первом занятии дети с высоким уровнем обученности работали с индивидуальными карточками, которые были нацелены на развитие умений анализировать и синтезировать. На втором занятии они выполняли работу спикера в группе, читали стихи, были консультантами, на последующих занятиях я им давала дополнительные задания на опережение темы, подготовить сообщение, нарисовать рисунок. Моим воспитанникам такая работа показалась интересной и увлекательной. Они с интересом выполняли все задания. Надеюсь и в дальнейшем развивать и помогать таким ребятам, более углублено подходить к получению знаний.
Информационно-коммуникативные технологии стали более значимым инструментом, помогающим мне в обучении и воспитании, облегчающими объяснение и обеспечивающими понимание детьми научных понятий. Интернет ресурсы, мультимедийные программы, видеоклипы, работа на интерактивной доске дают колоссальное преимущество при планировании и проведении занятий. На занятиях я использовала слайдовые презентации PowerPoint, разнообразие физминуток, подбор аудио- и видеоматериалов, которые делали занятия интересными, познавательными и разнообразными. «Компьютер, рассматривается не как метод обучения, а лишь, как средство, при использовании которого обучающийся может наилучшим образом развить различные навыки», - писал Марк Воршер.
Хочу отметить, что в работе с детьми стараюсь как можно больше учитывать возрастные особенности.
Я считаю, что в каждом педагоге скрыт огромный педагогический потенциал. Развить в ребёнке лидерские качества может только тот педагог, который сам делает все для своего профессионального роста и сам может быть лидером. Надо уметь создать атмосферу доверия, чтобы воздействовать на детей и способствовать их изменению, наблюдать и направлять. В дальнейшем я также планирую использовать в своей работе поверхностные и глубинные вопросы, буду способствовать развитию у детей умения задавать «толстые» и «тонкие» вопросы, развивать мышление через диалог, развивать навыки говорения и аргументации, а также коммуникативные навыки.
Каждый педагог не должен останавливаться на достигнутом. Я желаю всем педагогам и себе в том числе, набирать положительный опыт и вносить свой посильный вклад в изменение образования.