Мария Богданова
Конспект организованной учебной деятельности «Основы грамоты»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект организованной учебной деятельности.
Воспитатель: Богданова М. С
Дата: 14.02.2018
Образовательная область: «Коммуникация».
Раздел : «Основы грамоты».
Тема : Звук [ц] и буква Ц. Дифференциация звуков [ц] - [с]
Цель : Уточнить артикуляцию звука [ц]. Упражнять детей в умении проводить анализ предложения. Упражнять в умении делить слова на слоги.
Задачи:
Публикация «Конспект организованной учебной деятельности „Основы грамоты“» размещена в разделах
1. Воспитательная: воспитывать умение работать в команде, чётко и быстро отвечать на поставленные вопросы.
2. Развивающая: развивать мышление, слуховую память.
3. Обучающая: учить дифференцировать звуки с – ц в слогах, словах и предложениях; учить дифференцировать буквы С – Ц при чтении и на письме;
Оборудование и технологическое обеспечение: простые карандаши, пособие «Цветик-семицветик», картинки со звуками с – ц, буквы С – Ц, индивидуальные таблицы со слогами и словами для чтения, индивидуальные тетради в клетку, мяч.
Полилингвальный компонент: Цветок – flower- гул, Цирк -circus- цирк.
Ход занятия:
Вводная часть.
Воспитатель: Начинаем наше занятие с разминки. Для этого я попрошу вас выйти ко мне и встать в круг. Поможет нам в этой игре мяч. Выделить последний звук в слове: ПАЛЕЦ, НОС, ОГУРЕЦ, КВАС, АВТОБУС,ПЕРЕЦ,КУЗНЕЦ,АНАНАС,ПЫЛЕСОС, ГОЛОС.
Дети: Выделяют последний звук в словах.
Основная часть.
Воспитатель: – Какие звуки вы выделили?
Дети: [с] – [ц].
Воспитатель: - Эти звуки мы сегодня будем вспоминать и учиться различать. Посмотрите на доску. Как насос свистит?
Дети: (С- с-с)
Воспитатель: - А напоминать о звуке [ц] нам сегодня будет мальчик. Мальчик просит игрушки не шуметь: «Ц – ц – ц». Давайте сравним эти звуки. Чем они похожи? Чем они отличаются?
Дети: СОГЛАСНЫЕ, ГЛУХИЕ. [Ц] -всегда только твердый.
Воспитатель: Дифференциация звуков [с] – [ц] на слух и в произношении.
А) Выделение звуков [с] – [ц] из состава слова
А сейчас предлагаю вам игру. Если услышите в слове звук [ с], изобразите работу насоса и произнесите звук[с]. Если услышите звук [ц], погрозите пальцем и произнесите звук [ц]. САНКИ, КОЛОДЕЦ,КОЛЕСО, ЛИЦО,ЦАПЛЯ, ИНТЕРЕС.
Дети: Внимательно слушают воспитателя. На звук [с] изображают работу насоса произносят звук [с]. На звук [ц] грозят пальчиком, и произносят звук [ц],
Воспитатель: Припомните названные мною слова со звуком [ц] ; [с]
Дети: САНКИ, КОЛОДЕЦ,КОЛЕСО, ЛИЦО,ЦАПЛЯ, ИНТЕРЕС.
Воспитатель: А теперь мы отправимся в сказку.
С грядки старушка цветок сорвала.
Девочке Жене его отдала.
В его лепестках есть волшебная сила.
Их девочка Женя о чем-то просила…
Что надо сказать, лепесток отрывая,
И как называется сказка такая?
- Старушка дала Жене очень красивый цветок вроде ромашки. У него было семь лепестков разного цвета. Поэтому Женя назвала цветок «цветик-семицветик».
- Какие первые звуки в этих словах?
Дети: [ц] - [с]
Воспитатель: - Лепестки эти не простые, а волшебные.
- Оторвала Женя фиолетовый лепесток и сказала:
Лети, лети, лепесток,
Через запад, на восток…
Лишь коснешься ты земли,
Быть по-моему вели.
- На экране вы видите картинки.
- Женя предлагает выбрать картинку со звуком [ с ]
Дети: выбирают картинки по очереди со звуком [ с ]
Воспитатель: А теперь картинку со звуком [ц]
Дети: выбирают картинки со звуком [ц]
Воспитатель: Дифференциация звуков с – ц в предложении.
Оторвала Женя красный лепесток и прошептала:
Дети: шепотом повторяют «волшебные» слова
Воспитатель: На красном лепестке загадка. Женя хочет, чтобы вы отгадали загадку и запомнили ее: Два близнеца, два братца, На нос верхом садятся.
Дети: (очки)
Воспитатель: Физминутка.
- Женя оторвала желтый лепесток и распевая сказала:
Дети: нараспев произносят «волшебные» слова)
- Женя предлагает отдохнуть.
Мы ногами – топ-топ,
Мы руками – хлоп-хлоп,
Мы глазами – миг-миг,
Мы плечами – чик-чик,
Раз сюда – два туда,
Повернись вокруг себя.
Раз-два, раз-два
Заниматься нам пора.
Дети: Выполняют движения по тексту.
Воспитатель: Дифференциация букв С – Ц при чтении и на письме.
А) Чтение слогов и слов. – Оторвала Женя голубой лепесток и громко сказала…
Дети: громко произносят «волшебные» слова
Воспитатель: - Женя просит вас прочитать слоги и слова.
Б) Игра «Буква потерялась» Оторвала Женя оранжевый лепесток и быстро сказала… Дети: быстро произносят «волшебные» слова
Воспитатель: Перед тем как выполнить следующее желание Жени, нужно подготовить пальчики:
Пальчик, пальчик, непоседа,
Где ты бегал, где обедал?
Я с мизинцем ел калинку,
С безымянным ел малинку,
Ел со средним землянику,
С указательным – клубнику.
– Теперь пальчики готовы.
Дети: Выполняют пальчиковую гимнастику
Воспитатель: – Женя просит, чтобы вы прочитали слова и вписали «пропавшие» буквы. Как вы думаете, какие буквы пропали сегодня?
Дети: С или Ц.
Воспитатель: - Правильно. Нужно вписать букву С или Ц в слова …АПЛЯ, …АБЛЯ, ЛИ … А, ПОЯ, ЗАЯ, …
Дети: Вставляют пропущенные буквы…ЦАПЛЯ, САБЛЯ, ЛИС А, ПОЯС, ЗАЯЦ.
Воспитатель: Дифференциация звуков в слогах. Оторвала Женя шестой зеленый лепесток весело сказала…
Дети: произносят с восклицательной интонацией волшебные слова
Воспитатель: - Женя просит повторить и не ошибиться: са-ца-ца-са ; цу-су-су-цу; сы-сы-цы; цо-цо-со; су-су-цу-цу; цы-цы-сы; су-цу-цу-су
Дети: Повторяют слоги за воспитателем.
Итоговая.
Воспитатель: – Какие буквы и звуки мы научились сегодня различать?
Дети: [ц] - [с]
Воспитатель: -У Жени остался последний лепесток. Этот лепесток для вас. Скажите «волшебные» слова, загадайте своё желание. Чтобы оно исполнилось, скажите его про себя.
Дети : Внимательно слушают. Проявляют интерес. Загадывают желание.
Ожидаемый результат:
Воспроизводят : умение проводить анализ предложения.
Понимают : дифференцировать буквы С – Ц при чтении и на письме
Применяют : делят слова на слоги.